Совсем скоро мы снова услышим голос Андреа Адамо. В этот раз обойдется без пророчеств о провале гибридных Rally1, разочарования от утраты чемпионатом мира по ралли былого величия или сожалений об огромной инерции руководящего спортивного органа. Итальянец дебютирует в качестве штурмана – и, похоже, чувствует себя не в своей тарелке.
По материалам AUTOhebdo
На другом конце провода буквально слышно эту улыбку еще до того, как будет затронута главная тема разговора. Андреа Адамо примерит на себя роль штурмана. С ума сойти.
«И не говорите! Знаю, звучит безумно, – смеется он в трубку, находясь у себя дома в Турине. И продолжает чуть более серьезным тоном: Самое главное, что это вообще не моя идея.
История очень проста. Я много лет знаком с Лукой Педерсоли. Мы вместе работали в Fiat в начале 2000-х – во времена Punto S1600. Недавно он решил приобрести Citroën C3 WRC, который принадлежал Gino WRC Invest – компании Алессандро Джино, с которым я на тот момент работал уже несколько месяцев. Тогда-то всё и началось».
Штурман как подарок
В прошлом году Алессандро Джино официально открыл свою компанию в предместьях столицы Пьемонта. Джино – владелец нескольких автосалонов; его бизнес можно назвать процветающим, но самое большое удовольствие ему приносит коллекционирование раллийных автомобилей, с которыми он также принимает участие в соревнованиях. Гоняться он начал в 2001-м, постепенно добравшись до Peugeot 207 S2000, которую в 2014-м сменил на Mini John Cooper Works WRC, а в 2016-м – на более современную Ford Fiesta RS WRC.
Выступать на WRC – занятие непростое, так что 40-летний предприниматель часто стартует за рулем Rally2 и к сегодняшнему дню накопил солидный опыт, включая три старта в ралли Монте-Карло (и в этом году финишировав 17-м в RC2). Предприниматель предлагает автомобили на продажу, но желающие могут и арендовать их «под ключ», с организацией тестовой сессии и техническим обслуживанием по ходу гонки.
Педерсоли последнее, впрочем, не интересовало: он хотел купить WRC. Луке приглянулся один из трех Citroën C3, которые Джино приобрел у французской команды вместе с запчастями.
«Мы виделись с ним несколько раз, – объясняет Адамо. – Я ездил к нему домой, он приезжал в Турин, и в итоге мы всё же достигли соглашения. Беда в том, что, когда пришло время оформить продажу автомобиля, Лука попросил об одной – последней – вещи. Он сказал мне: "Я покупаю эту машину, если ты проедешь со мной Rally Regione Piemonte в Альбе (13-15 апреля).
Так что я стал частью пакета – вроде как ЗИП. Обычно, когда покупаешь гоночный автомобиль, с ним идет и всё остальное. Колеса, лампы дополнительного света, какие-то запасные детали... ну а в нашем случае это Андреа Адамо!»
Довольный произведенным эффектом, итальянец снова (ненамного!) становится серьезным, когда говорит о том, каков был его ответ.
«Я ответил: "Нет". Но он так настаивал, что я, наконец, согласился».
Именно так бывший босс Hyundai Motorsport оказался втянут в авантюру, к которой совершенно не был готов и которую инициировал кто-то другой.
С чистого листа
Из многочисленных бесед с Андреа легко понять, что он обладает обширными познаниями в автоспорте и прекрасно знаком со многими из его представителей. После тридцати лет работы Адамо в автоспортивной среде во всей Италии найдется не так уж и много людей, с которыми он еще не контактировал. И, несмотря на стопроцентную вовлеченность в эту сферу жизнедеятельности, в ней всё еще остаются вещи, которые он до сих пор не исследовал.
«Если говорить об амплуа штурмана, то здесь я начинаю с нуля... с нуля, с нуля и еще раз с нуля, – настаивает итальянец. – Я сейчас выдам вам перечень пилотов, с которыми катался в правом кресле – сосчитать их очень легко.
Значит, небольшая поездка с Паоло Андреуччи в Fiat Punto S2000 на гравии в 2005-м. Он очень хотел показать мне что-то, чего я никогда не видел, и в процессе едва не отправил нас за пределы трассы. Потом – опять же, с Punto S2000 – Антон Ален (сын Маркку Алена) в Финляндии попросил меня проехаться с ним раз или два, чтобы доказать, что амортизаторы не работают.
Из недавнего – подготовка к Rally Arctic 2021, где я три или четыре часа работал балластом в машине Оливера Сольберга. Его штурман был вынужден уехать пораньше, чтобы успеть на самолет, так что на его месте в Hyundai оказался я. Мне в тот раз не пришлось ничего делать: Оливер знал дорогу и просто штамповал времена. Ну и последний случай пришелся на понедельник после ралли Каталония 2021, где я проехал 28 км с Дани Сордо, который хотел показать мне, как днем ранее ему удалось удержать Себастьена Ожье позади... вот как-то так и выглядит весь мой опыт езды в правом кресле».
В бытность инженером или руководителем команды Адамо не испытывал необходимости сидеть рядом со своими пилотами.
«Руководя командой, – объясняет он, – я платил другим, чтобы они этим занимались. Я не чувствовал, что мне надо забираться в машину самому».
Неудивительно, что в тот момент, как идея Педерсоли приобрела реальные очертания, выяснилось, что «пенсионеру» Адамо требуется пройти определенную подготовку.
«В Италии для того, чтобы управлять таким автомобилем, необходимо проехать как минимум пять гонок за рулем машины классом поменьше, – объясняет будущий штурман. – Это дает право на получение международной лицензии.
Пришлось взять пару уроков, чтобы доказать Пьеро Лонги, что я могу этим заниматься. Всего-то и надо было – проехать 10 кругов по кольцу за рулем Clio S1600, а потом сдать тест на знание правил ралли. Я остался доволен, потому что, на мой взгляд, продемонстрировал отменные знания. Правда ошибся в одном вопросе – но только потому, что счел этот момент в регламенте неправильным.
После всего этого я получил свою лицензию, но мне сказали, что мне дозволено участвовать в ралли только в кресле штурмана! Я подписал особое заявление, в котором пообещал, что не буду пилотировать автомобиль во время ралли, и даже заверил людей из ACI (Автомобильный клуб Италии), что им не обязательно напоминать мне об этом снова. Если роль штурмана – это последняя вещь, которую я хочу попробовать, то пилотирование WRC будет последним из моих предсмертных желаний».
Конечно, Андреа в этом не признается, но с началом проекта он выкладывается на все 100% – ведь иначе и быть не может. Как обычно, он подходит к вопросу самым ответственным образом.
Укачает или нет?
«Я знаю, что в Италии предостаточно людей, которые только и ждут, что Андреа Адамо стошнит в автомобиле, или что он скажет "basta!" /"хватит!" – итал./, – улыбается он. – Возможно, они правы, и всё будет именно так.
Но поскольку мне было ясно, что отступить я уже не могу, я постарался подготовиться. Вы меня знаете: я твердолобый, и если уж я за что-то взялся, то хочу, чтобы это получилось. Я точно не собираюсь просить своего пилота остановить машину через два километра после старта».
За помощью Андреа обратился к Николе Арене. 54-летний штурман занимается ралли с 1988 года и накопил огромнейший опыт, успев поработать с гонщиками вроде Джанлуиджи Галли, Аарона Буркарта и даже Джимми Макрея.
«На протяжении двух дней он объяснял мне, как записывается стенограмма, – продолжает Адамо. – Я буквально засыпал его вопросами, чтобы понять абсолютно всё и получить максимально детальную картину того, что меня ожидает.
Кроме того, мы поехали на спецучастки неподалеку от его дома. Мы воспроизвели что-то вроде ралли на девяти километрах дистанции, он диктовал мне стенограмму, я её корректировал, потом зачитывал ему... и меня ни разу не стошнило, что само себе было положительным результатом! Меня в принципе в машине не укачивает, но в Альбе посмотрим, как оно будет с настоящей раллийной машиной.
Мы с Ареной проводили наши занятия на обычной дороге, с его повседневным автомобилем и на нормальной скорости. Я обнаружил, что читать стенограмму намного сложнее, чем записывать. Чтобы успевать за Педерсоли в C3 WRC, мне придется говорить по-настоящему быстро, и я думаю, под конец спецучастка – а то и к середине! – мне будет не хватать воздуха».
Помолчав с минуту, бывший босс Hyundai Motorsport снова становится серьезным.
«В конце этой двухдневной программы я начал лучше понимать, что чувствовал Мартейн Видаге, когда за 15 дней до старта ралли Монте-Карло 2021 года мы сообщили ему, что он поедет с Тьерри Невиллем.
Давайте проясним такой момент: я ни в коем случае не претендую на то, чтобы сравнивать себя с ним – он-то профессионал – но когда я на собственном опыте прочувствовал весь этот стресс перед гонкой, которая совершенно точно не изменит мою жизнь, потому что я не собираюсь начинать новую карьеру, то понял, как он себя чувствовал. Я сказал себе, что наш с Аленом (Пенассом, в то время менеджером команды Hyundai) поступок был немного безумным».
Даже если предстоящая гонка пройдет в дружеском окружении и без серьезных амбиций, Андреа Адамо не может не переживать – ведь он дебютирует в роли штурмана не в самых простых условиях.
Новый вызов
Вне всякого сомнения, знакомиться с профессией штурмана проще на менее мощном автомобиле и не привлекая к себе всеобщего внимания.
Rally Regione Piemonte – четвертый этап серии Tour European Rally и второй этап чемпионата Италии. Помимо Андреа Круньолы, Дамиано де Томмазо или Фабио Андольфи, которые заявлены в абсолют (Педерсоли с Адамо едут в отдельном зачете CRZ), организаторы пригласили Мадса Остберга и Стефана Лефевра. Потренироваться на асфальтовом покрытии приедет и Хэйден Пэддон, и даже трио юниоров из молодежной программы Toyota, выступающих на Renault Clio Rally4: Хикару Когуре, Нао Отаке и Юки Ямамото.
Понятно, что участие в гонке C3 WRC в опытных руках Луки Педерсоли – да еще и необычным «пассажиром» – неизбежно привлечет внимание. Пилот не может поспорить по титулованности с Джандоменико Бассо или Паоло Андреуччи, однако болельщикам известен очень хорошо.
Лука занимается ралли с конца 1990-х. После периода выступлений на Fiat Punto S1600 он провел свой самый сильный сезон за пределами Италии в 2004-м, став вице-чемпионом Европы за рулем Peugeot 306 Maxi. С 2009-го он «специализируется» на асфальтовом Кубке Италии, который открыт для техники WRC всех поколений. В свои 52 года Лука успел опробовать Peugeot 206 WRC, Ford Focus WRC, Citroën C4 WRC и DS3 WRC. Всё это – бывшие заводские машины, с которыми он сумел выиграть несколько титулов.
И если его опыт выступлений в чемпионате мира ограничен десятью стартами, то уж итальянские ралли он знает как свои пять пальцев.
«К счастью, Лука помнит спецучастки Альбы наизусть, – говорит пятидесятилетний штурман-новичок. – Именно по этой причине он выбрал эту гонку в качестве моей дебютной. Если мы не выиграем – это точно будет моя вина».
Даже утверждая обратное, Андреа принимает этот вызов со всей характерной для него серьезностью.
«Не думаю, что буду нервничать, – обещает он. – Я себя знаю. Чем ближе гонка, тем больше я буду сосредоточен на том, что нужно будет сделать.
Хотя, конечно, есть ощущение, что волнуюсь посильнее, чем в начале работы директором Hyundai Motorsport на ралли Монте-Карло 2019 – там-то я был уверен, что все знают, чем им надлежит заниматься. А в Альбе я первый буду задаваться вопросом, какого я тут забыл!»
Впрочем, для дилетанта он уже идеально знает свое расписание.
«В среду у нас тестовая сессия, потом ознакомление в четверг, в пятницу шейкдаун и зрительский спецучасток в 2,8 км, – говорит он. – На субботу запланировано пять допов, дистанция каждого из которых превышает 15 км.
Я буду рад получить такой опыт. Я много чего успел сделать в автоспорте – и вот теперь добавлю к послужному списку что-то новое. Жизнь постоянно подбрасывает новые вызовы. Мне от неё уже досталось, и она определенно со мной еще не закончила. После финиша ралли Педерсоли предстоит вынести свой вердикт. И если он скажет, что я ни на что не гожусь... думаю, он будет прав».