Бывший руководитель Hyundai Motorsport рассказывает о своем решении оставить команду и делится своим взглядом на текущее положение дел в мировом ралли.
Одной из наиболее громких новостей минувшего сезона стал неожиданный уход с должности Андреа Адамо, трудившегося в Hyundai Motorsport на протяжении шести лет, из которых последние три года провел в роли руководителя спортивного подразделения южнокорейского производителя. Решение об уходе застало многих врасплох и породило немало самых разнообразных версий о его причинах.
В начале апреля итальянец официально перестал быть сотрудником Hyundai. Вскоре после этого стало известно о его назначении на пост советника Gino WRC Invest – нового проекта коллекционера и автомобильного энтузиаста Алессандро Джино. А чуть ранее издание AUTOhebdo опубликовало интервью с бывшим директором Hyundai, перевод которого и предлагается вашему вниманию.
Ты удивил многих, спешно покинув Hyundai. Что, черт возьми, произошло?
Андреа Адамо: Мой контракт с Hyundai был бессрочным, но иногда в жизни происходят события, которые ты не можешь контролировать, и которые заставляют тебя принимать решения максимально быстро. Такие события можно рассматривать и как препятствие, и как возможность.
Для меня это было нечто, столкнуться с чем я никак не ожидал. Произошедшее потребовало немедленного ответа, и решение было принято перед ралли Монца (оно проводилось с 18 по 21 ноября прошлого года), из-за чего было очень сложно работать на гонке. Это был непростой период, но, как всегда и бывает в подобных случаях, непростые жизненные периоды дают возможность хорошенько задуматься над многими вещами.
И как сейчас выглядит твоя жизнь?
Андреа Адамо: Сейчас она нравится мне гораздо больше. Я могу проводить время с друзьями и семьей – раньше это было сложно, потому что я постоянно был занят. Я люблю моделизм, горы – и теперь могу заниматься этим, сколько душе угодно.
Быть может, мне просто недоставало смелости принять решение остановиться – и жизнь сделала это за меня.
Легко ли было поставить здоровье на первое место?
Андреа Адамо: Всякий раз, когда я вставал перед выбором, мне приходилось быстро принимать решение. Какая у меня была альтернатива?
Можно было излечиться и вернуться к работе...
Андреа Адамо: Нет, это было бы неправильно по отношению к моему работодателю. Когда занимаешь положение, подобное моему в Hyundai, невозможно взять перерыв на неопределенный срок, а потом вернуться в работу. Мой уход дал им возможность реагировать. По разным причинам я понял, что пора остановиться. Я хотел стать свободным.
С первого апреля ты официально не работаешь на Hyundai. Жалеешь о чем-нибудь?
Андреа Адамо: В это трудно поверить, но сожалений у меня никаких. Я возвращался в Альценау (штаб-квартира Hyundai Motorsport в Германии), чтобы забрать последние вещи – и не почувствовал ничего особенного. Я спокоен. Совершенно спокоен. Всю жизнь так и действовал. Больше туда не вернусь. Всегда говорил, что не могу изменить прошлое, но в состоянии улучшить будущее.
Может ли так быть, что решение покинуть Hyundai и позаботиться о себе вызвано неосознанным нежеланием терпеть еще один сезон?
Андреа Адамо: Никогда об этом не думал. Не знаю, пришлось ли бы мне что-то терпеть. Я думаю, что был готов провести с командой еще не один сезон.
Как переживал ралли Монте-Карло, где Hyundai столкнулась с большими проблемами?
Андреа Адамо: Мне было известно о ситуации. Процессы в автоспорте нескоротечны: в одночасье разработать автомобиль попросту невозможно, а правила, ограничивающие количество тестовых дней, очень затрудняют работу команды в случае, когда она отстает от графика.
Что же до гонки, то я за ней не следил. Я был сосредоточен на других вещах – более... личных.
Что больше всего запомнится о периоде, проведенном в Hyundai?
Андреа Адамо: Самым важным моментом для меня стала гонка в Макао в 2018-м. Габриэле Тарквини, с которым мы очень давно знакомы, и с которым у нас сложились особые отношения, завоевал титул чемпиона WTCR. А команда Ивана Мюллера вдобавок выиграла чемпионат в командном зачете.
Для меня это стало итогом процесса, который стартовал тремя годами ранее с созданием клиентского отделения. Мы построили его с нуля, работая в сложнейшей атмосфере, – ребята из проекта WRC заставили нас ощутить себя нежеланными гостями. Думаю, они, со своим объемом работы, не считали нашу программу приоритетной. И я не рассчитывал, что первые мировые титулы для Hyundai – даже в качестве мести! – принесем именно мы, но у нас получилось. Мы подтвердили важность своего проекта.
А на какое место ты поставишь два (в 2019-м и 2022-м) титула в зачете производителей в WRC?
Андреа Адамо: Очевидно, что это большие достижения. У меня осталось множество воспоминаний о тех сезонах – в частности, восьмичасовой брифинг воскресным утром на ралли Мексика 2020 (перед решением об отмене оставшейся части этапа из-за пандемии). В тот момент мы изменили процесс технического развития нашего автомобиля.
Покидая Леон, мы не знали, как будут проводиться остальные этапы сезона. Нам удалось структурировать команду таким образом, чтобы обеспечить сотрудникам возможность работать, затем мы провели тесты в Финляндии и сумели одержать победу в Эстонии – что все считали невозможным. У нас была сильная мотивация, и мы прикладывали все усилия для того, чтобы команда снова заработала, как и прежде. Это тоже одно из самых приятных воспоминаний о том периоде.
До конца моих дней я буду благодарен Hyundai за то, что они доверили мне управление клиентским подразделением в очень сложный период моей жизни. Это позволило мне полностью погрузиться в деятельность. У меня множество недостатков, я бывал неправ, я допускал ошибки, но никто не сможет сказать, что я не участвовал в жизни команды 24 часа в сутки и семь дней в неделю – и так весь сезон. Мне чрезвычайно нравилось то, чем я занимался, я обожал работать на Hyundai, и делал это от души и с полной самоотдачей.
Неужели ничего не изменил бы, будь у тебя такая возможность?
Андреа Адамо: С моей стороны было бы глупо уверять, что я всё делал правильно. Будь у меня возможность начать всё заново, я бы обязательно кое-что изменил, чтобы не повторять прежних ошибок. Следовало бы уделить часть своего внимания управлению персоналом. На некоторых мне следовало бы давить сильнее, а на кого-то, вероятно, поменьше. Но я также не забываю, что за эти годы Hyundai выиграла шесть титулов [три в WTCR (два в 2018-м и один в 2019-м), два в WRC и один в WRC3 (2020)]. Мы продемонстрировали множество хороших результатов. За прошедшие годы с Hyundai стали считаться.
Что пошло не так в 2021-м?
Андреа Адамо: Бывают такие сезоны, когда ничего не получается.
Это не ответ. Я знаю, что ты можешь лучше...
Андреа Адамо: Да ничего особенного. Машина была на удивление хороша, и было как минимум четыре этапа, которые мы точно должны были брать. Но что можно сказать, если ломается рычаг подвески, который не менялся с 2017 года? Я не верю в удачу или невезение. Это дважды произошло с Оттом [Тянаком] и один раз с Тьерри [Невиллем] на ралли Сафари.
По статистике-то со всеми нашими победами на спецучастках мы выглядели неплохо, однако по итогам сезона права оказывается та команда, что унесла титул.
Не знаю, смогу ли точно сказать, что именно было сделано неправильно. Это не повод для оправданий, но в действительности у нас было очень много работы. Мы должны были играть в чемпионат, одновременно разрабатывая новый автомобиль. Быть может, это одно из объяснений.
Ты был одним из немногих, кто выступил против гибридных автомобилей в чемпионате. Что скажешь по итогам первых двух гонок сезона?
Андреа Адамо: Да, в этом плане я был настоящей занозой, но прежде всего, был человеком, которому платили за победы. Я настаиваю на том, что нынешний регламент – далеко не лучшее решение, поскольку новые автомобили в условиях сложной экономической ситуации в мире получаются чересчур дорогими. Убежден, что нам следовало использовать технику на базе Rally2 – этакие Rally2+. Вот это позволило бы нам привлечь новых производителей, открыло бы двери для новых спонсоров, да и количество претендующих на чемпионат гонщиков тоже бы возросло.
Сегодня я могу лишь повторить то, что сказал, когда меня заверяли, будто это лучшее решение для привлечения новых брендов. Я очень надеюсь, что оно хотя бы позволит нам сохранить тех производителей, что есть сейчас.
Посмотри, что происходит сегодня с освещением Формулы 1. Нужно ведь реалистично оценивать ситуацию. В WRC отсутствует баланс между затратами и отдачей от инвестиций. И не мне объяснять, как надо проводить работу по продвижению серии. В то же время, я – пожилой джентльмен на пенсии, который может оценить дело со стороны. /улыбается/ Когда я работал в WRC, всё было просто: информация поступала непосредственно мне. На моей новой "должности" следить за чемпионатом проблематично. Я даже забыл посмотреть, что там было на шведском этапе.
В общем, я думаю, что чемпионату необходимы кое-какие перемены. Нужно изменить методы продвижения серии, чтобы привлечь тех людей, что пока не интересуются ралли. Не знаю, как это сделать, но достаточно посмотреть на то, что происходит в Формуле 1 – во время гонки, после гонки, между Гран-при... Работы хватает. Зрители приходят для того, чтобы увидеть и услышать пилотов, а не комментаторов, которые занимаются теоретизированием.
Если Rally2+ экономичнее, почему выбор пал на другой вариант?
Андреа Адамо: У FIA было очевидное желание привести в чемпионат нечто гибридное. Отдельные производители активно поддерживали эту идею. Нам пришлось пойти в этом направлении, чтобы не потерять никого из действующих участников. Еще раз: нужно видеть всю картину. Мы должны были принять именно такое решение, иначе чемпионат рисковал закончиться.
Озвучивались планы перевода в ближайшем будущем на гибридные силовые установки и автомобилей Rally2. Однако сейчас, похоже, эту идею положили под сукно...
Андреа Адамо: ...и правильно сделали! Меня всегда удивляли речи людей, преисполненных уверенности.
Ты вот в самом деле думаешь, что будущее за электромобилями? За последние несколько месяцев я посетил несколько разных стран – и думаю, что это совершенно не так. Rally2 – это группа для клиентов; так давайте не будем пихать в неё нечто сложное и дорогое. Это процветающая категория, а теперь, если верить тому, что планируется сделать, есть немалый риск убить этот рынок.
Ты в автоспорте с 1989 года. Не думаешь, что ралли следует как-то изменить текущий формат ради ускорения ритма, или чтобы было интереснее за ним следить?
Андреа Адамо: Ну, если мне что и не нравилось, так это то, что я почти не видел экипажи. Мы привозили на этапы гостей, но автомобили уезжали на спецучастки с рассветом, а возвращались затемно. Я ненавижу отсылки к Ф1, но мне представляется правильным то, как там принимают важных гостей, и что им там предлагают. Сервис-парк должен быть центром внимания, тогда как сегодня это просто пустое пространство... и излишне говорить, что виноват в этом в том числе ковид.
Опасность дней, не предусматривающих возможность дневного сервиса, состоит в том, что мы можем потерять экипаж из-за каких-то проблем. Разве это то, что нам нужно? Действительно ли мы хотим тратить миллионы евро, рискуя не увидеть автомобиль в сервис-парке? Это и есть та схема, которой мы надеемся привлечь новых производителей?
То есть, ты считаешь, что следует пересмотреть формат этапов?
Андреа Адамо: Иногда стоит задаться вопросом, движется ли ралли в правильном направлении или пытается плыть против течения. Должны ли мы признаться себе: «Ну ладно, мы просто занимаемся любимым делом в своем углу, чтобы весело проводить время», рискуя остаться без денег, или же нам следует усвоить, что необходима какая-то концепция?
Посмотрите, что было сделано в Ф1 с уходом Берни Экклстоуна. Они осознали необходимость расширения использования соцсетей и современного инструментария. Нравится нам это или нет, но таково текущее положение дел. Мне 50 лет, нет никакой нужды – да это и невозможно – привлекать людей моего возраста. Нам нужна молодежь.
Ладно, формат ралли требует перемен. А что насчет технического регламента?
Андреа Адамо: Над этим тоже нужно подумать как следует. Да, очень здорово, что теперь у нас есть раллийная пирамида со всеми этими Rally2 и Rally4... но насколько она адаптирована к тому, что происходит в Америке, Африке или Азии? Тот факт, что она хорошо работает в Европе, не означает, что она будет работать в любой другой точке планеты.
Не лучше ли будет учитывать специфику разных стран? При всем уважении к 208 Rally4, кто, для примера, в Мексике сможет позволить себе купить такую машину и гоняться на ней? Если мы хотим привлечь больше людей, не проще ли будет разобраться уже на местах, каким именно образом можно обеспечить увеличение числа спортсменов?
Уже какое-то время я нахожусь вне системы и могу наблюдать за ситуацией со стороны. Я считаю, что мы идем не тем путем – и это может повлечь за собой негативные последствия.
Что дальше? Каким будет твое будущее?
Андреа Адамо: Я никуда не тороплюсь. Нужно потратить какую-то часть времени на себя. Так будет лучше; если люди, что заботятся обо мне сегодня, увидят, как я снова мчусь куда-то на всех парах... им захочется меня убить!