Одним из наиболее трепетных вопросов в преддверии смены поколений автомобилей WRC остается обещанная через пару лет гибридизация высшего дивизиона чемпионата мира. Предполагается, что уже в этом месяце участники серии должны определиться с решением о присутствии в сезоне-2022, однако в действительности до сих пор не извещены о том, с какой именно техникой им придется работать.
Именно об этом в недавнем интервью изданию AUTOhebdo поведал руководитель Hyundai Motorsport Андреа Адамо. Итальянец выразил сомнение в необходимости гибридизации в современных условиях, а заодно поделился другими своими соображениями...
Андреа, получили ли вы все ответы, необходимые для перехода на гибридные силовые установки?
Андреа Адамо: Нет! Но это, уверен, вы знали и без меня! /смеется/
А что именно вызывает у вас сомнения?
Андреа Адамо: Нужно понимать, что пандемия породила определенные вопросы у многих людей – особенно у тех, кто занимается реализацией регламента 2022 года. Есть три действующих лица: FIA, поставщик, который хотел бы знать, сколько гибридных установок нужно сделать, и, наконец, производители.
Я ни при каких условиях не дам добро на покупку каких-то деталей, если не осведомлен об их стоимости. Если говорить о шасси, то FIA всё еще проводит краш-тесты (отработку этого единого для автомобилей Rally1 элемента руководящий орган взял на себя в целях экономии средств команд), но эта отсрочка – далеко не главный повод для беспокойства.
Каков крайний срок...
Андреа Адамо: /перебивает/ ...думаю, крайний срок мы пропустили уже три или четыре раза!
Как-то не очень воодушевляет. Полагаете, ввод гибридов в строй лучше бы отложить?
Андреа Адамо: /продолжительное молчание/ ...у меня есть свое мнение на этот счет. Я несколько обеспокоен ситуацией, но, с другой стороны, интересно узнать, что хотят сделать остальные производители. Считаю, нам нужно как следует подумать о том, что сейчас действительно необходимо в ралли.
Значит ли это, что вы сомневаетесь в том, что гибрид – это лучшее решение для WRC?
Андреа Адамо: Положение осложняется тем, что нам недостает информации. У меня сложилось впечатление, будто после ралли Мексика (12-15 марта) ситуация как-то изменилась – и это обеспечит нам массу проблем.
Действительно ли нам нужны сложные и дорогие автомобили? Мне бы не хотелось снова увидеть фильм «WEC 2: реванш»! У них там в итоге осталась только Toyota, и правит бал концепция BoP (баланс производительности), которая однажды может потребовать гоняться на трех колесах просто для того, чтобы уравнять шансы.
Нужны ли нам гибриды? Точно? Я знаю, что сейчас весь автоспорт... в общем, здесь четкого мнения у меня нет. Я жду, когда мне покажут счет.
FIA уверяет, что автомобили 2022 года будут даже дешевле нынешних Rally1. Считаете, это возможно?
Андреа Адамо: Без гибридной силовой установки – да!
Но весь проект базируется именно на ней!
Андреа Адамо: Это так. Но мне кажется, что мы как-то отклонились от принятого изначально направления. Есть у меня ощущение, что какие-то из намеченных нами идей будут реализованы совсем не так, как мы предполагали. В тот же день, когда я увижу счета, я смогу сказать вам, был я прав или нет. Пока же, к сожалению, мой богатый опыт позволяет мне говорить о том, что я посмотрел очень много фильмов...
Вы имеете в виду, что не все из них заканчиваются хорошо?
Андреа Адамо: Это вы сказали! Я сказал, что смотрел много фильмов.
Думаю, нам нужно более агрессивное решение, которое позволит урезать цены. Может, я тупой и чего-то не понимаю, но этот регламент не вызывает у меня каких-то позитивных эмоций.
Может ли так статься, что, несмотря на принятые ранее меры по сокращению расходов, стоимость участия в чемпионате увеличится из-за внедрения гибридов?
Андреа Адамо: Тут как раз просто: всё, о чем мы говорили до марта, больше не актуально! Поначалу предполагалось, что гибридная силовая установка будет использоваться на перегонах и во время стартовой церемонии. Теперь же мы хотим использовать ее в боевом режиме от и до. Поскольку она для этого не приспособлена, то нам – если мы действительно хотим реализовать эту идею – придется модифицировать систему охлаждения. Так и до постройки газомобиля недалеко!
Хорошо, если я ошибаюсь. Это будет значить, что мы не столкнемся с ожидаемыми проблемами.
Когда ожидаются первые тесты автомобиля нового поколения?
Андреа Адамо: Если сегодня я даже не знаю, что из себя будет представлять гибридная система, я не могу ответить на этот вопрос.
Гибридная силовая установка должна обеспечивать запас хода на 10-12 км. Не маловато ли, учитывая все затраты и упомянутые вами проблемы?
Андреа Адамо: А я не знаю, мало это или нет. Это вроде приемлемо для всех. Но речь ведь о ралли. Если мы хотим преодолевать с гибридом большую дистанцию, нам нужно задуматься о другой системе.
Гибридная силовая установка с желаемыми характеристиками может оказаться очень дорогой. Есть ли у нас на это деньги? Я так не думаю. В самом ли деле нам необходимо использовать в WRC автомобили, не похожие ни на что иное? Самому интересно.
Планируется ли возможность продажи производителями техники Rally1 для того, чтобы повысить число участников чемпионата мира в 2022-м?
Андреа Адамо: У нас есть Малкольм Уилсон, и такая возможность, конечно же, обдумывалась. Конкретно наша команда этим заниматься не может. Это один из тех вопросов, на которые у меня нет ответов.
Правда ли, что в августе FIA потребует от производителей четкого ответа о присутствии в чемпионате 2022 года?
Андреа Адамо: Сперва я поинтересуюсь у FIA, во сколько это нам обойдется. Я считаю, что прежде, чем что-то купить, нужно сперва выяснить, сколько это стоит.
Знаете, есть такие рестораны, в которые я не хожу – просто потому, что не могу себе этого позволить. Да, они приветливо выглядят, но после чтения меню я, скорее всего, закажу пасту, чашку кофе... и сбегу! Тем не менее, потом я всегда смогу сказать, что бывал в этом ресторане.
Так вот, Hyundai пришла в чемпионат не для того, чтобы заплатить бешеные деньги за скромный ужин. Я обеспокоен сложившейся ситуацией, потому что до сих пор не знаю, что могу делать со своими автомобилями, в каких сериях они могут участвовать, все ли смогут справиться с обслуживанием гибридной установки, какой будет стоимость его модернизации, стоимость его обслуживания и так далее. Ну, в FIA очень много умных людей, которые досконально знают ситуацию и в курсе проблем.
Означает ли всё сказанное, что участие Hyundai в чемпионате мира 2022 года под вопросом?
Андреа Адамо: Я не говорю, что Hyundai покинет WRC или останется – у меня нет таких полномочий.
Еще недавно нам было тяжело получить «добро» в, казалось бы, совершенно очевидных и прозрачных условиях. После пандемии стало гораздо сложнее, и, не имея ответов на вопросы, я сомневаюсь во всем. Я не принимаю решения, и у меня нет всей информации для того, чтобы ехать в Южную Корею выбивать бюджет на автомобиль 2022 года. Ситуация очень сложная, и я признаюсь вам, как на духу: сейчас я просто отступил в сторону и смотрю, что происходит.