Ралли

Паяри определился с новым штурманом

Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Начиная с этого уик-энда, в экипаж к самому молодому пилоту заводской команды Toyota вернется Марко Салминен.

Во вторник Сами Паяри подтвердил личность нового штурмана, с которым проведет следующий сезон в чемпионате мира по ралли. Справа от него вновь усядется 46-летний Марко Салминен – и сделает это уже в предстоящие выходные.

Паяри уже доводилось работать с Салминеном прежде: в 2021-м он вместе с опытным соотечественником приехал к титулу чемпиона Junior WRC, после чего взял в экипаж на постоянной основе Энни Мялкёнен. Салминен с тех пор сосредоточился на работе с перспективными японскими раллистами из программы Toyota: с 2022-го по 2023-й он работал с Нао Отаке, выступавшем на автомобиле Rally4, а прошедший сезон провел в WRC2 с Юки Ямамото.

Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

Хватает у Салминена и опыта выступлений в высшем дивизионе: в 2019-м он проехал с Теему Суниненом на Ford Fiesta WRC семь этапов. К сотрудничеству с Паяри Марко вернется на предстоящем в эти выходные ралли-шоу в Монце, где воссоединившийся экипаж будет выступать на Toyota GR Yaris Rally2.

О завершении сотрудничества с Мялкёнен Паяри объявил вскоре после финиша ралли Япония, где экипаж выиграл чемпионат WRC2 – а уже через день была подтверждена полноценная программа выступлений Сами за Toyota. Еще неделя ушла на то, чтобы определиться с личностью нового штурмана и... разобраться с возмущением болельщиков и настойчивыми вопросами прессы.

Замена штурмана не является из ряда вон выходящим событием, однако в этом случае в среде финских (и не только) болельщиков расставание Сами с Мялкёнен произвело эффект разорвавшейся бомбы: неожиданно оказалось, что существенный процент фанатов болел именно за женскую часть экипажа.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

«Как вы уже знаете, я больше не буду выполнять роль штурмана Сами, – заявила Энни в своих соцсетях после того, как стало известно о решении Паяри. – У нас с Сами были большие совместные мечты, мы упорно трудились и достигли их.

Решение Сами о перемене в экипаже застало меня врасплох, и я, по понятным причинам, очень этим огорчена. Это не то решение, которого я бы хотела. И еще одно уточнение: разумеется, о решении Сами я узнала не сегодня.

Я всегда делала всё, что в моих силах, и вместе мы добились больших успехов: девять побед, четырнадцать подиумов и чемпионство в WRC2. Я посвятила ралли более десяти лет своей жизни, и надеюсь и верю, что мой путь к вершине продолжается. Когда закрывается одна дверь, открывается другая.

Я выражаю искреннюю благодарность компании Printsport и Toyota за их неизменную поддержку и веру в меня в течение этого года. Это были лучшие дни в моей жизни. Для меня было большой честью работать с вами. Желаю Сами всяческих успехов в будущем!»

Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

При этом сам Паяри не смог дать исчерпывающего ответа о причинах «развода».

«В 2018 году я выиграл юниорский чемпионат Финляндии с другим штурманом (Пертти Паяри, отец Сами), – рассказал финн в интервью порталу DirtFish. – Затем я выиграл чемпионат Финляндии в 2019-м – снова с другим штурманом (Антти Хаапала).

В 2021я выиграл Junior WRC с еще одним штурманом (Марко Салминен). И вот теперь 2024 год победа в WRC2 с Энни после очень приятного трехлетнего сотрудничества. И это уже четвертая победа в общем зачете для меня и четвертая с новым штурманом.

У нас с командой всегда был план анализировать один сезон за другим, чтобы оценить области, которые нужно совершенствовать, смотреть, какой выбор является наилучшим для моей карьеры в каждый момент. Возможно, в разные моменты нам нужны разные решения. После высоких результатов в течение последних трех лет это, возможно, именно то, на что у нас есть причины и что мы решили изменить».

Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Такое объяснение не устроило болельщиков, немедленно организовавших в комментариях этакую травлю «виновника торжества» – вплоть до прямых оскорблений. Списать решение на команду (каковой вариант, например, несколько лет назад был реализован в истории «развода» экипажа Себастьена Лёба и Даниэля Элены) не вышло бы – Toyota заранее самоустранилась, напомнив лишь, что вопрос состава экипажа всегда остается на совести пилота.

«Разумеется, замена штурмана – это всегда небольшой риск, особенно, когда провел весьма успешный сезон, – прокомментировал решение своего подопечного руководитель команды Toyota Яри-Матти Латвала. – Но между пилотом и штурманом должна быть своя химия, и команда никогда не решает, кто должен быть штурманом.

Это всегда решение гонщика. У него должен быть свой план, он знает, кто нужен ему в машине. В этом смысле Сами решил, что ему нужен кто-то еще».

Фото: McKlein / LAT

«Проблема в том, что это объявление было сделано в тот самый вечер, когда экипаж вместе должен был праздновать победу в чемпионате мира, – попытался объяснить реакцию болельщиков чемпион Финляндии 2009 года и вице-чемпион WRC2 2014 года Яри Кетомаа. – Быть может, никому из них вообще больше такая возможность не представится.

И очень жаль, что на такое событие легла такая тень. Время было подобрано очень странно: можно же было обнародовать решение до гонки или чуть позже. А еще Паяри так и не сказал, в чем дело: он что-то говорит, но при этом не говорит ничего. Он один из самых талантливых финских гонщиков, но сейчас вокруг него поднялась ненужная шумиха.

Да, за сезон экипаж проводит вместе тысячи часов, и у всех есть вещи, которые раздражают: человек может не так сидеть, не так звучать, еще что-то – когда от тебя требуются высокие результаты, значение имеет любая мелочь. Однако крепкие взаимоотношения строятся на улучшении проблемных зон и желании меняться.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Можно было бы и сказать, что именно пошло не так, были ли попытки это исправить; если что-то было не так с Энни, то было ли ей дано время на исправление. Этого было бы достаточно, стало бы понятнее. Уж спортивная-то сторона экипажа была превосходной по всем стандартам.

Ну и перспективы дальнейшей карьеры Энни теперь выглядят проблематично: чтобы остаться в автомобиле прежнего класса ей, вероятно, придется работать с иностранным гонщиком».

Спустя три дня после финиша ралли Япония Паяри всё же сдался и рассказал о своем решении чуть подробнее – правда, по-прежнему не раскрывая причин, дав понять, что не готов обсуждать их публично.

«Решение было принято задолго до старта в Японии, – признался он в интервью финскому каналу Yle. – Она была в курсе, но обнародовать это мы хотели только после гонки. Понятно, что она была очень расстроена этим. Комментировать от её лица я не могу.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Есть причины, по которым мы завершили сотрудничество, но мы не намерены говорить о них публично. В этом нет никакой драмы, но это стало непропорционально большой проблемой в глазах общественности. Мы допустили ошибку с подачей информации: следовало объявить об этом сразу, но мы хотели, чтобы Япония прошла для нас спокойно и потому не объявили об этом до гонки».

Дело в итоге закончилось вторым официальным сообщением в соцсетях, продублированным в том числе и Энни: в нем Паяри повторил тезис про ошибку с неудачным моментом публикации решения и еще раз поблагодарил теперь уже бывшего штурмана. Оба главных героя нежданного скандала заявили, что комментировать произошедшее далее не намерены.

Теперь же Сами Паяри готовится к работе со своим «новым» штурманом: ралли-шоу в Монце пройдет в эти выходные, с 6 по 8 декабря.

Поддержать проект RallyZone.ru