История Энни Мялкёнен – действующей чемпионки WRC3 и штурмана Сами Паяри, мечтающей о высшем дивизионе и победе в абсолютном зачете чемпионата мира.
Еще до начала сезона-2024 одним из фаворитов серии WRC2 называли Сами Паяри, с этого года выступающего на новейшей Toyota GR Yaris Rally2. За несколько лет присутствия в чемпионате мира у Сами сформировалась небольшая армия поклонников, солидная часть которой, впрочем, болеет за вторую часть экипажа – 33-летнюю Энни Мялкёнен, читающую стенограмму своему соотечественнику с 2021 года.
После ралли Хорватия, которое финны проехали вне зачета WRC2, издание Ilta Sanomat опубликовало небольшой рассказ о пути Мялкёнен в большое ралли, предрассудках, с которыми ей приходилось на этом пути сталкиваться, а также о её планах и устремлениях...
* * * * *
«Это будет пострашнее раллийного автомобиля!» – восклицает Энни Мялкёнен, позируя для фото в крепости Хяме.
Есть в этом некоторая ирония: 33-летняя Мялкёнен признается, что не особо заботится о пиаре и вообще старается «не отсвечивать» – но прекрасно понимает, что публичность тоже в какой-то степени является важной частью работы профессионального раллиста.
Кроме того, она надеется стать примером для девчонок или мальчишек, которые могут заинтересоваться интересной карьерой – вроде той, что строит она сама. Именно поэтому – а не для рекламы или пущей заметности – Энни и хочет рассказать свою историю.
Внутри раллийного автомобиля Мялкёнен не страшно. Более того, она уверяет, что вообще ничего не боится. Однако на одной смелости в ралли далеко не уехать. Энни, выступающая штурманом у 22-летнего Сами Паяри, описывает себя как точную, решительную, настойчивую и преисполненную духом соперничества спортсменку.
Энни родом из городка Туулос, что в Канта-Хяме. Она выросла в семье из четырех человек – с родителями и младшей сестрой. По соседству с домом Мялкёнен находится конюшня, где, по словам Энни, в детстве она проводила почти что всё свободное время.
«Лошади, эти большие животные, многому меня научили, – говорит она. – Особенно в детстве. Чтобы управиться с ними, требовалось немало решимости, настойчивости и умения решать проблемы.
Когда мне было семь лет, я уже каталась на одной из этих чертовски больших финских лошадей. Я изо всех сил тянула на себя поводья, чтобы заставить её остановиться. В этом деле нужно обладать выдержкой и верой в себя».
В детстве Мялкёнен мечтала о карьере наездницы и почти десять лет выступала в конкуре. Затем произошло нечто, кардинально изменившее её жизнь.
«Я выступала до восемнадцати лет, а потом моя лошадь получила травму, – рассказывает Энни. – Это положило конец моей карьере в конном спорте. Всю мою страсть и дух соперничества нужно было перенаправить на что-то другое, что-то не менее быстрое и опасное. И ралли стало идеальным средством».
С этой дисциплиной автоспорта Мялкёнен тоже знакома с раннего детства. В гараже родного дома стоял боевой автомобиль – отец Энни занимался ралли, участвуя в «деревенских гонках».
«Я часто проводила время в гараже, помогая ремонтировать машину, – вспоминает она. – Иногда я наблюдала за тем, как он тренируется, а позже помню, что ходила смотреть на ралли с друзьями.
Когда мне было лет 8 – 10, мы с друзьями играли в видеоигру Colin McRae Rally на PlayStation. Обычно мы выбирали гонку в Монте-Карло, потому что считали её лучшей из всех – настолько впечатляющими там были пейзажи. Поэтому, когда в 2022-м мы с Сами начали сезон в реальном Монте-Карло, это выглядело как реализовавшаяся утопия...»
В общем, ралли и без того было частью жизни Энни, но более осмысленным и амбициозным для неё это занятие стало лишь после того, как она завязала с конным спортом.
Впервые в кресло штурмана она села в 2012-м на Pakkauspojat Ralli, где ассистировала Ансси Лауреллу, который пилотировал переднеприводный Seat Ibiza GTi. Результат – победа в классе. Именно в тот момент раллийная муха и укусила Энни.
«Меня всегда отличал дух соперничества, – говорит она. – Однажды в школе я заняла всего лишь третье место в лыжной гонке и немедленно захотела навсегда забросить лыжи! Дебютное ралли прошло так, как прошло, но первое место в классе всё равно было очень важным для моего восприятия. Победа есть победа!»
После первого старта Мялкёнен стала лихорадочно думать над тем, как ей развивать свою новую карьеру, параллельно изучая дисциплину ралли. В 2012-м она подала заявку в AKK (финская автоспортивная федерация), где проучилась два года.
«Это здорово помогло мне в дальнейшей карьере и дало массу информации, – говорит она. – Кроме того, благодаря этой программе я заполучила хорошие контакты в раллийном мире, получила возможность познакомиться с людьми, продемонстрировать свои навыки и желание расти».
Во время обучения в AKK Энни познакомилась с Реетой Хямяляйнен, которая сегодня читает стенограмму Эмилю Линдхольму.
«Мы подбадривали и подгоняли друг друга», – вспоминает Мялкёнен о дружбе с 35-летней Хямяляйнен.
Обе девушки решительно продвигались к вершине ралли. Энни выиграла чемпионат WRC3 вместе с Паяри. Реета завоевала титул чемпиона WRC2 вместе с Линдхольмом. Сегодня Мялкёнен говорит о необходимости привлечения внимания к наличию женщин в ралли – чтобы у молодого поколения были примеры для подражания, побуждающие мечтать об аналогичной карьере.
«Ралли и конный спорт схожи тем, что в обеих дисциплинах мужчины и женщины являются равными соперниками, – объясняет она. – Может, кто-то и думает, что участие женщины в ралли – это ненормально, но только не я. Я с детства привыкла к тому, что мужчины и женщины участвуют в одних состязаниях.
Возможно, в детстве в сторону конкура меня подтолкнул и тот факт, что в ралли не было женщин в качестве примера для подражания – в отличие от конного спорта. Я играла в Colin McRae Rally, но в ней не было женщин. Мне было трудно представить, что я тоже могу участвовать в ралли».
История чемпионата мира услужливо напоминает нам о штурманессах, пробившихся на вершину: итальянка Фабриция Понс, француженка Изабель Гальмиш и Илка Майнор из Австрии – все они добились успеха. За рулем же особо отличилась Мишель Мутон, едва не выигравшая чемпионат мира 1982 года в составе Audi и завоевавшая четыре победы на этапах WRC.
Свои героини есть и у финнов: на заре девяностых в чемпионате мира стартовали Эйя Юрванен и Минна Силланкорва. А осенью 2023-го стало известно о том, что штурманом Лаури Йооны в WRC2 станет Янни Хусси – радиоведущая, попавшая в мир ралли «на слабо» после того, как Сами Паяри дозвонился к ней в прямой эфир с предложением попробовать силы в новой дисциплине.
«Нужно иметь определенное мужество, чтобы решиться принять новый вызов таким образом, – комментирует это Мялкёнен. – Конечно, если Янни обратится ко мне за советом, я помогу ей – как и любому другому».
Отношение к женщинам в автоспорте, как уверяет Энни, меняется к лучшему. Она же хочет стать одним из первопроходцев и примером для подражания.
«Хочется стать лучшей из лучших, – говорит она. – Конечно, хочется на своем примере показать, что можно достичь своей мечты. Я считаю, что ничья мечта не должна быть ограничена общими стандартами или разрушена чьими-то комментариями.
Я бы сказала, что в спорте всё еще остаются какие-то предрассудки: у кого-то они выражены сильнее, кто-то, напротив, более открыт новому.
Долгие годы люди часто говорили мне: "Запомни, эта профессия тебе не подходит". С другой стороны, они, возможно, и не хотели причинить мне вред, говоря это – просто предупреждали и, наверное, хотели напомнить, что немногие люди вообще становятся профессиональными раллистами».
Домогательства, вторжение в личное пространство?
«Не сказала бы, что сталкивалась с какими-то неподобающими действиями, – говорит Энни. – Вообще-то, я могу быть достаточно жесткой. Скажем так, все знают, как себя вести. В этом смысле в ралли есть своя прелесть».
По образованию Энни инженер-строитель, она работает в компании Skanska Infra. Однако сейчас ралли занимает почти всё её время, и Мялкёнен очень благодарна своему работодателю за гибкость и понимание. На деле сегодня она является профессиональным штурманом, которому платит спонсор Паяри.
«На практике моя деятельность стала профессиональной благодаря нашим партнерам», – признается она.
Ради нынешней профессии Энни пришлось от многого отказаться. Продолжая изучать инженерное дело, она занималась учебой в AKK, стартовала в ралли и, среди прочего, подрабатывала кассиром в магазине. С подросткового возраста она привыкла к плотному графику.
«Разумеется, если ты учишься, работаешь и ездишь на ралли по выходным, то не отмечаешь дни рождения и не проводишь вечера с друзьями, – объясняет она. – У тебя просто не хватает на это времени. Но ради успеха в карьере я была готова заплатить эту цену.
Посвящение себя спорту требует от тебя гибкости в отношении того, чем ты хочешь заниматься. Разумеется, это требует жертв. Это выбор всей жизни – и сейчас это мой выбор. Но я бы солгала, если бы сказала, что ничего не потеряла».
Цель Мялкёнен – в ближайшие годы перебраться вместе с Паяри в высший дивизион чемпионата мира по ралли. И сотрудничество с Сами приносит свои плоды.
«Я надеюсь, что это станет реальностью – скажем, года через три, – говорит она. – Для этого у нас есть всё, но нужно, чтобы все детали встали на свои места. И, конечно, не помешает немного удачи.
Сами – спокойный, целеустремленный, настроенный на победу спортсмен. Как человек, он честен, добр и надежен».
Экипаж неизбежно проводит много времени вместе, так что взаимодействие должно идти гладко, один не должен надоедать другому.
«К счастью, нам хватает новых впечатлений, мы всегда можем поделиться ими друг с другом, так что не приходится возвращаться к каким-то старым вещам, – смеется Мялкёнен. – Очень помогает юмор. Мы стараемся пошутить, если один из нас начинает нервничать. Бывают, впрочем, и неудачные шутки».
У Энни есть своя личная манера отмечать успешно проведенный спецучасток – на финише она ободряюще похлопывает своего пилота по плечу.
«Эта привычка, должно быть, осталась у меня с тех пор, как я занималась конкуром, – объясняет она. – Ты частенько поощряешь или благодаришь лошадь, похлопывая её. Если подумать, ничем не отличается от командных видов спорта – вроде хоккея – где игроки точно таким же образом подбадривают друг друга».
Мечта Мялкёнен – когда-нибудь выиграть вместе с Паяри чемпионат мира в абсолюте.
«С другой стороны, у меня есть еще более важная цель, чем чемпионат мира, – добавляет она. – Я не просто хочу добиться чего-то сама. Я хочу подать пример и показать, что мечта о ралли может стать реальностью – и для маленьких девочек, и для взрослых женщин».