Эсапекка Лаппи, Яри-Матти Латвала и Отт Тянак высказали свое мнение о самом громком нововведении в чемпионате мира по ралли.
Последние несколько лет одной из многочисленных проблем чемпионата мира по ралли стали бессодержательные с точки зрения спортивной составляющей воскресенья. В большинстве случаев участники, более-менее обосновавшиеся на своих позициях по ходу предыдущих дней гонки, спокойно ехали к заключительному Power Stage, экономя шины ради финишного спурта и бонусных очков.
Со следующего года скучные воскресенья уйдут в прошлое: волевым решением FIA очки будут начисляться не только за результат на Power Stage, но и за время, продемонстрированное отдельно в рамках финального дня.
Первая часть зачетных очков (18-15-13-10-8-6-4-3-2-1) будет начисляться по итогам субботнего дня. Чтобы получить эти очки, экипаж, заработавший их к вечеру субботы, должен добраться до финиша ралли, закрепив свой результат. В воскресенье же участникам остается заработать оставшуюся (7-6-5-4-3-2-1) часть очков, которые будут начислены за результаты, показанные непосредственно в заключительный день ралли.
При этом сошедшие в воскресенье теряют очки, заработанные в субботу, – они достаются тому экипажу, что днем ранее классифицировался за ними.
Спустя несколько дней после того, как стало известно о нововведениях, подали голос непосредственные участники чемпионата. Первым стал Эсапекка Лаппи, на прошлой неделе готовившийся к старту в ралли Швеция на перманентном тестовом полигоне Hyundai в Йямся. По словам финна, с новым правилом ситуация с экономией шин и неторопливостью участников в финале гонки становится с ног на голову, напрочь «выключая» из состязания субботу.
«Скажем, если на асфальтовых этапах порядок старта остается прежним, то можно сходить с дистанции хоть в четверг, сразу после выезда из закрытого парка, – цитирует Лаппи ресурс rallit.fi. – После этого достаточно стартовать в воскресенье, на первой стартовой позиции, имея все шансы заработать 12 очков.
Если стартовать только в воскресенье, это солидная экономия для бюджета. Кроме того, не нужно будет просматривать видео, даже стенограмму прописывать не обязательно! Я, конечно, немного утрирую, но по факту в воскресенье на кону будет очень уж много очков – особенно если стартовать с выгодной позиции, как это будет в случае с асфальтовыми ралли».
Не отрицая необходимость реформ и решения, избавившего бы этапы WRC от чересчур безмятежного воскресенья, Лаппи подчеркивает, что доработок требует теперь уже новое правило.
«Я не говорю, что мне это не нравится, – объясняет он. – Напротив, менять тактику и придумывать новые стратегии даже весело. Но теперь нам действительно придется что-то решать с порядком старта, потому что нет смысла ехать субботу, если ты сошел в пятницу.
Реально же теперь нет ничего, что делало бы субботний день хоть сколько-нибудь полезным. Это просто пустая трата шин. Поэтому-то мы и должны найти какое-то решение – иначе ничего не получится. Я думаю, что порядок старта еще изменится – просто потому, что теперь воскресенье во многих отношениях выглядит не очень справедливым по отношению к остальным.
К тому же, будет очень сложно объяснить зрителю, как так вышло, что ралли выиграл я, а очков больше всех набрал кто-то другой. А ведь такой сценарий теперь вполне возможен».
Следом выступил руководитель команды Toyota и обладатель рекордного количество стартов на этапах WRC – Яри-Матти Латвала. По словам финна, японский производитель был против этой реформы, так как теперь победа в ралли не будет иметь прежней ценности.
«Система начисления очков стала очень запутанной – особенно для тех, кто до этого момента не следил за чемпионатом мира, – сказал Латвала в интервью финской YLE. – Мы в Toyota были против этого решения.
Теперь гонщик может ехать субботу в спокойном темпе, экономя резину перед воскресеньем. Если выиграть воскресенье и Power Stage, всё равно получится достаточно хороший результат».
В последнее время ведутся жаркие споры о необходимости реформирования чемпионата мира. Одной из главных проблем, уверяют Латвала и пилот Hyundai Отт Тянак, остается отнюдь не система начисления очков, а нехватка заводских команд в высшем дивизионе. Расходы на содержание команды WRC слишком высоки, чтобы привлечь новых производителей.
«Машины-то отличные, – объясняет Латвала. – Только вот слишком уж они дорогие».
«Новая система распределения очков никак не отменяет тот факт, что в чемпионате слишком много пилотов, работающих на полставки, слишком мало производителей и меньше доходов от телетрансляций, чем нам хотелось бы, – вторит коллегам и соперникам Тянак. – Нам нужно что-то посущественнее новой схемы начисления очков.
Опять же, рядовому зрителю теперь станет сложнее отслеживать турнирную ситуацию в чемпионате. Как показывает история, сложные вещи еще никогда не привлекали болельщиков».
По мнению Тянака и Латвалы, распределять очки можно было бы и по другой схеме: например, начислять в воскресенье только дополнительные баллы – по одному за лучшее время на каждом из спецучастков. Как бы то ни было, реальный эффект от новых правил можно будет оценить со стартом сезона, откроет который ралли Монте-Карло, что пройдет с 25 по 28 января.