Ралли

Будущее WRC: команды ждут решения FIA

Автомобили участников ралли Швеция 2024/Фото: Toyota Gazoo Racing WRT
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Сегодня Международная автомобильная федерация примет решение по дальнейшему будущему чемпионата мира по ралли, определившись с концепцией, согласно которой серия будет развиваться в ближайшие годы.

В декабре FIA создала «антикризисную» рабочую группу WRC во главе с вице-президентом Робертом Ридом и Дэвидом Ричардсом. Одной из задач этой группы стало рассмотрение технического регламента на 2025-й и последующие годы – и как раз этого решения с волнением ожидают ключевые участники чемпионата.

Как предполагается, варианты на следующий сезон включают в себя как сохранение нынешних автомобилей Rally1 с гибридной силовой установкой, так и использование той же техники, но уже без гибридной составляющей и оперирующей уровнем мощности WRC предыдущего поколения (сезоны 2017 – 2021, около 380 л.с.).

Альтернативный вариант – концепция Rally2+, согласно которой в дело будут пущены нынешние автомобили группы Rally2 с повышенной мощностью и чуть более развитым аэродинамическим оперением.

Автомобили участников ралли Япония 2023
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

По итогам заседания будет представлена некая концепция, которую функционеры рассчитывают утвердить этим летом. Четкого понимания, какому из вариантов будет отдано предпочтение, у участников нет – и это, в свою очередь, не может не вызывать тревогу за будущее некоторых команд WRC.

«Может, лучше другую тему? – отмахивался от корреспондента AUTOhebdo основатель команды M-Sport Малкольм Уилсон. – Может, лучше про отличный результат Адриена [Фурмо]? Я и в самом деле не знаю, какое будет принято решение, но я не вижу причин менять то, что мы имеем сегодня.

У нас есть пятилетний контракт, так что мы должны отработать до 2027 года. Если FIA примет иной вариант, альтернативы у нас не будет. Если они не хотят нас видеть, мы найдем что-нибудь другое!»

Опасения Уилсона относятся к варианту с переходом на Rally2. Так как Ford Fiesta снята с производства, M-Sport в случае такого решения FIA останется без автомобиля, а это значит, что британскому коллективу придется либо разрабатывать новый Rally2 на базе какой-то другой модели, либо оставить ралли.

Адриен Фурмо и Александр Кориа, Ford Fiesta Rally2 (PX72 GYA), Центральноевропейское ралли 2023
Фото: M-Sport

С определенными сложностями при таком сценарии может столкнуться и Hyundai, работающая над глубокой модернизацией автомобиля Rally1 для следующего сезона. Вовсе не факт, что корейский производитель не прервет участие в серии в случае смены автомобиля высшего дивизиона, сократив раллийную программу до уровня работы с клиентами.

«После ралли Монте-Карло мы еще раз подтвердили наше краткосрочное и долгосрочное видение, – объяснил президент Hyundai Motorsport Сирил Абитебуль. – Мы написали это черным по белому, просто повторив то, что уже говорили ранее. Теперь мы ждем ответа».

В то время как присутствующие на высшем уровне производители не особо стремятся пересаживаться на Rally2, нет особого интереса к этой идее и среди тех команд, что давно работают в чемпионате только с этой группой техники. Так, например, известно, что Škoda практически не получает от Volkswagen бюджетных средств на развитие модели Fabia, тогда как участие корпорации Stellantis в Формуле E и гонках на выносливость исключает полноценную заводскую программу WRC.

Николай Грязин и Константин Александров, Citroën C3 Rally2 (1-XNR-990), ралли Швеция 2024
Фото: Citroën Racing

Ну а что же промоутер? По словам спортивного директора WRC Promoter Петера Туля, промоутер, как и участники чемпионата, заинтересован во взвешенном и стратегическом подходе, а также сохранении – во всяком случае, на ближайшую перспективу – текущего положения вещей.

«Меня беспокоит, будут ли внесены изменения уже перед следующим сезоном, – цитирует Туля портал DirtFish. – На мой взгляд это может выглядеть как краткосрочный подход. У нас пятилетний омологационный цикл, и сейчас мы находимся на третьем сезоне. Думаю, мы должны сохранить то, что имеем, и в 2025 году. А если уж изменения и необходимы, то давайте ориентироваться на сезон-2026.

Мы считаем, что в чемпионате мира должен быть автомобиль высшей категории. Сегодня он у нас есть. Мы ожидаем от WMSC стратегического решения, которое не станет поспешным.

Сейчас конец февраля. Если в среду будет принято решение об изменениях на 2025 год, пройдет еще несколько недель, а, возможно, и апрель, прежде чем мы увидим четкий регламент, по которому команды смогут работать.

Расположение команды Hyundai, ралли Швеция 2024
Фото: Hyundai Motorsport

Нужно будет очень постараться, чтобы успеть подготовить машину к январскому ралли Монте-Карло. И не забывайте, что нам еще тестировать новые шины для Монте (в 2025-м компания Hankook заменит Pirelli в качестве поставщика шин).

В общем, я не вижу плюсов в таком решении, когда можно сохранить эти невероятные автомобили, которые есть у нас прямо сейчас. Судя по тому, что мы слышим, производители предпочитают именно такой сценарий».

Учитывая крайне сжатые сроки и общее нежелание команд, кажется маловероятным уход Rally1 со сцены в конце этого года. Как бы то ни было, все обсуждения, которые велись с производителями, промоутером, организаторами и даже болельщиками должны вылиться в какое-то решение по итогам сегодняшнего заседания Совета.

«Я полагаю, что президент FIA собрал эту рабочую группу, чтобы принимать решения, – заявил директор FIA по ралли Эндрю Уитли во время ралли Швеция. – Мы пляшем вокруг этого вопроса уже полтора года, и пора бы уже выдать какой-то результат.

Директор FIA по ралли Эндрю Уитли
Фото: FIA

Речь идет о концепции с серьезными целями, которая и укажет нам путь дальше. Это не новый регламент – времени на его разработку не хватило бы. Но у нас появятся четкие ориентиры и цели. Дальше мы будем работать над деталями, чтобы в июне у нас было уже что-то конкретное, что можно будет использовать до 2032 года.

Понятно, что мы не можем двигаться в направлении, которое никому не нужно. Это попросту опасно. Есть игроки, которые очень давно находятся в чемпионате, но мы также не можем сосредоточиться только на тех, кто уже с нами. Необходимо разобраться, что произойдет в будущем, и попытаться найти баланс, который устроит всех... что практически невозможно.

У нас есть масса вариантов в рамках раллийной пирамиды FIA, и нам не обязательно создавать что-то новое. Мы можем взять какую-то часть пирамиды, чтобы она представляла собой верхний уровень, и тому подобное.

Не должно быть каких-то радикальных перемен, которые потребуют от команд интенсивной разработки за три месяца. Мы, например, не говорим, что должны перейти на водород. Возможно, никаких изменений не будет вовсе».

Поддержать проект RallyZone.ru