Ралли

«Дегибридизация» WRC: мнение пилотов

Автомобили Ford Puma Rally1 и Hyundai i20 N Rally1 участников Центральноевропейского ралли 2024/Фото: M-Sport
Фото: M-Sport

Похоже, что в следующем году чемпионат мира по ралли всё же останется без гибридных Rally1: о том, что решение уже принято, на этой неделе сообщило британское издание Autosport. Но что думают об этом непосредственные участники WRC?

Будущее гибридных систем в чемпионате мира стало одной из главной тем нынешнего сезона. Спустя два года после введения в действие соответствующего регламента, в WRC заговорили о необходимости отказаться от гибридной установки – сперва по наущению Рабочей группы, призванной выработать рекомендации по выводу серии из кризиса, а затем и после того, как поставщик, компания Compact Dynamics, обновила руководство по эксплуатации своей системы.

Согласно новым правилам, если 130-киловаттная установка испытает три удара с перегрузкой свыше 15G или один, но свыше 25G, она должна быть демонтирована и отправлена поставщику для полного ремонта – который, к слову, может занять несколько месяцев. Раньше гибрид можно было перезагружать на месте во время ралли.

Toyota GR Yaris Rally1 (A-7439) Сами Паяри и Энни Мялкёнен, Центральноевропейское ралли 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Это изменение значительно повысит стоимость эксплуатации таких установок, что, в частности, ударит по M-Sport, руководство которой уже заявило, что новые правила сделают дальнейшее существование команды финансово нецелесообразным.

Как сообщает Autosport, во вторник состоялось заседание Комиссии WRC, в ходе которого было принято решение со следующего года отказаться от гибридной части в автомобилях Rally1.

«Это не просьба убрать гибрид просто потому, что это гибрид, – заявил директор команды M-Sport Ричард Милленер. – Это просьба убрать её, потому что мы не сможем эксплуатировать его по экономически целесообразной для M-Sport цене. Речь о нескольких "лишних" миллионах евро, и мы с этим не справимся».

В ходе Центральноевропейского ралли боссы команды Hyundai и Toyota признали, что поддержат меры по отказу от гибридов, если это позволит сохранить текущее количество участников чемпионата.

Руководитель Hyundai Motorsport Сирил Абитебуль, Центральноевропейское ралли 2024
Фото: Hyundai Motorsport

«Мы никогда не будем активно или упреждающе требовать исключения гибрида из WRC, – сказал президент Hyundai Motorsport Сирил Абитебуль. – Но нам следует оставаться прагматичными и признать тот факт, что сообщество WRC очень невелико, и, как любое маленькое сообщество, мы должны заботиться друг о друге.

Поэтому, если существуют какие-то меры, которые необходимо предпринять, чтобы гарантировать наличие на этапах участников и спортсменов, то мы их предпримем».

«С точки зрения скорости, автомобили хороши и без гибридов, – добавил Яри-Матти Латвала из Toyota. – Однако наличие этой системы не должно усложнять жизнь участникам, и если есть риск, что какая-то команда не сможет участвовать в чемпионате из-за нехватки гибридов, то это неправильно».

Ну а что по этому поводу думают непосредственные исполнители, пилотирующие автомобили Rally1 – ну помимо Ожье, который свое мнение уже высказал? Портал DirtFish пообщался с ведущими пилотами WRC на предмет их отношения к вопросу и выяснил: практически каждый из опрошенных выступает за сохранение гибридной составляющей.

Гонщик Hyundai Motorsport Тьерри Невилль, Центральноевропейское ралли 2024
Фото: Hyundai Motorsport

Так, лидер чемпионата Тьерри Невилль опасается, что с отказом от гибрида автомобили Rally1 станут... слишком простыми в техническом плане.

«Мне нравится ездить с гибридом, потому что с ним, очевидно, в моем распоряжении больше мощности и я однозначно получаю больше удовольствия от езды, – заявил бельгиец. – Однако, как я понимаю, у некоторых команд есть проблемы с доступными гибридными установками и всё такое.

Не знаю, будет ли решено от них избавиться, но это не нам решать. Я бы хотел их сохранить, потому что мне нравится этот дополнительный технологический фактор. Сегодня автомобили и без того очень простые, а если убрать гибрид, то конструкция станет еще проще».

А остальные?

«Да, о гибридах говорят очень много и очень давно, – в присущей ему лаконичной манере высказался партнер Тьерри по команде Hyundai Отт Тянак. – От них то отказываются, то обещают сохранить, так что посмотрим, каким будет окончательный выбор. Всё зависит от обстоятельств».

Гонщик Toyota Элфин Эванс, Центральноевропейское ралли 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

«Для меня нет особой разницы, останется гибрид или нет, – говорит пилот заводской команды Toyota Элфин Эванс. – С точки зрения гонщика, мы просто садимся за руль и едем.

Но если небольшой удар – как это было в Центральной Европе – способен вывести систему из строя, то я не думаю, что это справедливые условия для всех. Поэтому нам нужно как-то прийти к ситуации, в которой система будет не столь чувствительна и более надежна – если, конечно, мы хотим её сохранить».

«Откровенно говоря, долгое время у меня не было проблем с гибридом, – вторит коллеге Такамото Кацута, столкнувшийся на этапе в Европе с описанной Эвансом неприятностью. – Не помню, когда такое случалось последний раз, но это действительно странно, потому что за последние несколько этапов такой проблемы не было ни у кого, а тут она вдруг проявилась. Так что да, им бы выяснить, что происходит.

Гонщик Toyota Такамото Кацута, Центральноевропейское ралли 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

На мой взгляд, покуда гибрид работает, всё в порядке. Единственное, что теперь мы не можем перезагрузить систему самостоятельно – и это проблема. Если ты остаешься без гибрида в начале дня или что-то в этом роде, то весь день, по сути, испорчен, потому что ты теряешь много времени.

То есть, если мы сохраним гибриды, необходимо найти какую-то возможность перезагрузки или обеспечить наличиемежду спецучастками или где-то еще – инженера Compact Dynamics, готового перезагрузить систему или проверить её в случае неполадок.

Не знаю... я начинаю привыкать к этим "гибридным" ощущениям. Будет жаль, если мы потеряем сто лошадиных сил! Так что да, для меня это 50/50».

«Я считаю, что гибриды должны остаться, – говорит лидер M-Sport Адриен Фурмо. – Все так долго боролись за их внедрение, так что сейчас не время возвращаться назад. Я думаю, что нам просто следует вернуться к прежним правилам, когда можно было просто перезагрузить систему на месте и продолжать гонку».

Гонщик M-Sport Ford Адриен Фурмо, Центральноевропейское ралли 2024
Фото: M-Sport

Решение Комиссии должно быть ратифицировано Международной автомобильной федерацией – и произойдет это, скорее всего, на заключительном заседании Всемирного совета FIA по автоспорту, что пройдет в декабре.

Пока же команды по мере возможностей испытывают безгибридные варианты своих автомобилей: так, на проходящем в эти выходные шестого этапа Кубка Испании, Rally La Nucía – Mediterráneo, Hyundai Motorsport вывела сразу два i20 N Rally1. Предполагается, что один из них, ведомый Невиллем, лишен гибридной силовой установки.

«Австрийское Herbst Rallye перед этапом WRC в Европе мы проехали на машине в текущей спецификации, – сообщил за неделю до старта в Испании Невилль в интервью бельгийской La Dernière Heure. – В Испании мы проведем тренировку перед японским этапом, но технически автомобиль уже будет нести несколько обновлений под следующий сезон, которые не будут использоваться в Японии».

После девяти спецучастков Невилль опережает Андреаса Миккельсена (норвежец пилотирует «обычный» автомобиль с гибридной системой) более чем на полминуты.

Поддержать проект RallyZone.ru