Ралли

Решения FIA: Rally5-Kit и отмена Power Stage в WRC2

Флаг Международной автомобильной федерации/Фото: FIA
Фото: FIA

Раллийный департамент Международной автомобильной федерации поделился подробностями решений, принятых на октябрьской встрече Всемирного совета FIA по автоспорту.

Спустя три недели после заседания WMSC, где был утвержден календарь WRC на сезон-2024, стали известны детали и других принятых на нем решений. В частности, были установлены правила для Rally5-Kit – новой группы, которая задействована со следующего года.

Введенная в 2019 году группа Rally5 представляет собой начальную ступень раллийной пирамиды FIA и призвана стать недорогим и доступным решением для раллистов, выступающих на национальном уровне. Но так как омологированных автомобилей Rally5 в настоящее время не так уж и много, в FIA было принято решение реализовать концепцию комплекта, который позволил бы национальным федерациям омологировать технику, присутствующую на местном рынке.

Схема Suzuki Swift, подготовленного в рамках концепции Rally5-Kit
Фото: FIA

«У нас есть невероятно успешный Renault Clio Rally5, но он не продается по всему миру, и на рынке не так много других вариантов, – объяснил директор FIA по ралли Эндрю Уитли. – Вместе с техническим департаментом FIA мы попытались найти способ сделать концепцию Rally5 более доступной на международном уровне – и результатом стал регламент Rally5-Kit».

Такой комплект позволяет переоборудовать любой серийный автомобиль с приводом на одну ось и 1,6-литровым турбомотором или двухлитровым атмосферным двигателем в спецификацию Rally5 после проведения ограниченного объема модификаций.

К таким модификациям относятся установка регулируемых амортизаторов, защита днища и опциональная возможность установки секвентальной пятиступенчатой коробки передач. Топливный бак FT3 не требуется, омологация такого автомобиля может производиться в рамках сотрудничества между FIA и местной автомобильной федерацией.

Renault Clio Rally5, ралли Лиепая 2022
Фото: Red Bull Content Pool

«Если вы находитесь в Южной Америке, Австралазии, Европе или где-либо еще, вы можете омологировать автомобиль по требованиям Rally5-Kit, – добавил Уитли. – Таким образом, он может быть допущен к участию в соревнованиях по всему миру в рамках международной омологации.

Это способ использовать местные детали и местный опыт для постройки доступных по цене и эффективных автомобилей. Главная цель Rally5-Kit - предоставить участникам путь к омологированным автомобилям, что в конечном итоге может привести к созданию моносерий по всему миру».

Предполагаемая стоимость комплекта составляет 15-18 тыс. евро, а его характеристики будут близки к показателям существующих автомобилей Rally5, таких как Renault Clio.

«Вы сможете взять базовый автомобиль и за 15-18 тысяч получить из него спортивную машину, способную участвовать в ралли в любой точке мира, – сказал Уитли. – Целевые характеристики Rally5-Kit аналогичны таковым у Rally5.

Renault Clio Rally5, ралли Лиепая 2022
Фото: Red Bull Content Pool

Будет использоваться система регулировки рестриктора в зависимости от массы автомобиля. Если автомобиль тяжелее, то диаметр рестриктора будет больше; если легче – то меньше. Это даст возможность сбалансировать характеристики машин с эталоном в виде существующих Rally5».

Первый автомобиль, построенный по регламенту Rally5-Kit выйдет на старт в следующем году – им станет Suzuki Swift, омологированный совместно с испанской RFEdA. Сейчас машина проходит испытания. Известно, что над аналогичными проектами работают и в других национальных федерациях. Уитли ожидает, что в ближайшее время будет омологировано больше автомобилей Rally5-Kit.

«Мы работаем с рядом федераций по всему миру над созданием подобных моносерий, который всегда имели хороший отклик и способствовали развитию гонщиков», – сказал он.

Среди других изменений – отказ от Power Stage в зачете WRC2, где бонусные очки получали три быстрейших экипажа. Дело в том, что чаще всего – в угоду прямой трансляции – до пяти ведущих экипажей имели возможность проехать Power Stage перед каналом Rally1.

Сами Паяри и Энни Мялконен, Škoda Fabia RS Rally2 (AW TS 491), Центральноевропейское ралли 2023
Фото: Škoda Motorsport

Эта особенность останется нетронутой, однако из-за разрыва по времени между завершением финального допа лидерами зачета и остальными экипажами WRC2 распределение дополнительных очков представляется несправедливым – отдельные участники могут как получить преимущество, так и оказаться в невыгодных условиях. В результате было решено вовсе отказаться от начисления «младшему» классу очков за Power Stage.

После многочисленных просьб участников FIA пошла на увеличение площади сервисных площадок для представителей группы Rally2. Кроме того, со следующего года в дорожных книгах будут отдельно отмечаться пункты сбора мусора и расположение туалетов на дорожных секциях.

«Вполне понятно, что участники соревнований не хотят выбрасывать мусор на улицу и хотели бы знать, где его можно правильно утилизировать, – прокомментировал это новшество Уитли. – Точно так же гонщики просили уточнить расположение туалетов на перегонах. Изменения незначительные, но они показывают, что FIA реагирует на отзывы участников».

Мартейн Видаге (HyundaI), Центральноевропейское ралли 2023
Фото: Hyundai Motorsport

Повышается значимость титулов в раллийных сериях FIA. Отныне звание чемпиона не может быть присуждено гонщику, который не проехал хотя бы половину от запланированных этапов. То есть в случае, если чемпионат состоит из шести этапов, претенденту на титул нужно проехать как минимум три из них. Кроме того, для присуждения титула по итогам чемпионата должно быть проведено не менее 50% от запланированного количества этапов.

Из других изменений – расширение полномочий делегата FIA по безопасности, который теперь может направить руководителю гонки запрос об отмене спецучастка, если сочтет, что конкретный спецучасток не соответствует Досье безопасности, а также замена наказания за отсутствие отметки в контрольной карте с исключения из гонки на штрафную минуту – в случае, если будет доказано, что экипаж прошел пункт контроля времени с соблюдением правил.

«Мы получили от вице-президента Комиссии пилотов FIA Петтера Сольберга 82 предложения, и очень благодарны ему за помощь и напряженную работу, – сказал Уитли. – Первые шаги были реализованы уже через несколько недель. Пока это мелочи – вроде просторных сервисных зон для команд WRC2 или новые указатели в дорожных книгах – но впереди еще много интересного.

Отт Тянак и Мартин Ярвеоя, Ford Puma Rally1 (YX22 FCD), Центральноевропейское ралли 2023
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

У нас состоялось несколько позитивных дискуссий, и мы определились с план-графиком, который теперь можем предложить на рассмотрение WMSC. Это займет время, предстоит преодолеть множество трудностей, но уже сейчас есть хороший импульс и явные примеры того, что прогресс налицо – хотя, конечно, нельзя сказать, что всё решается в одночасье».

А вот от концепции центрального сервис-парка, существующей в WRC более двадцати лет, отказываться пока не собираются – хотя промоутер заявил во время ралли Акрополь о готовности это сделать. Вместе с тем, может увеличиться количество шиномонтажных зон (TFZ – зоны замены шин), что позволит увеличить процент проезжаемой гонщиками «боевой» дистанции относительно дистанции, которая тратится на дорожные секции.

В настоящее время WRC оценивает возможность изменения формата в дальнейшем. Среди рассматриваемых предложений – сокращение минимальной общей дистанции спецучастков до 250 км, что должно обеспечить более гибкое расписание ралли, ряд мер, направленных на повышение зрелищности заключительного дня ралли, а также возможность введения новой системы начисления очков.

Следующее и заключительное в этом году заседание WMSC состоится 6 декабря.

Поддержать проект RallyZone.ru