Ралли

Rally1 против Rally2: мнение боссов команд WRC

2024-02-29 15:33
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Руководители Hyundai и M-Sport и Toyota делятся своим видением текущего состояния чемпионата мира по ралли и оценивают возможность перехода к группе Rally2 в качестве автомобилей высшего дивизиона WRC.

В минувшую среду будущее чемпионата мира по ралли наконец-то получило определенные очертания. Всемирный совет FIA по автоспорту (WMSC) утвердил предложения Рабочей группы Роберта Рида и Дэвида Ричардса, обнародовав ряд положений, в соответствии с которыми серия будет развиваться в ближайшие годы.

Ключевым моментом опубликованного план-графика стало сохранение в качестве основного автомобиля чемпионата нынешних Rally1 с исключенной гибридной составляющей. Такой вариант, вероятно, и является тем самым компромиссом, который – пусть в той или иной степени – устроит всех.

В ожидании решения FIA главным слухом, бродившим по сервис-парку как минимум с середины прошлого сезона, был полный отказ от Rally1 и переход к заведомо менее мощной и зрелищной технике Rally2 во имя сокращения расходов и увеличения числа участников. Как ни странно, именно этот напрашивающийся первым вариант вызывал наибольшие опасения у двух из трех производителей, присутствующих на высшем уровне чемпионата.

По ходу двух первых этапов сезона – ралли Монте-Карло и ралли Швеция – корреспонденты французской AUTOhebdo побеседовали с руководителями заводских команд, прояснив их чаяния и опасения относительно будущего чемпионата. Свои мысли боссы Hyundai, M-Sport и Toyota, напомним, озвучивали за несколько дней и недель до судьбоносного заседания WMSC, пребывая в полном неведении относительно конечного результата.

Hyundai: вопрос доверия

Сирил Абитебуль, президент Hyundai Motorsport: «Hyundai участвует в чемпионате мира по ралли уже более десяти лет. У марки есть два титула (в зачете производителей с 2019 по 2020 годы), но она хочет большего. Чтобы достичь этой цели, последние несколько месяцев мы старательно готовились – как в части людских ресурсов, инженеров, экипажей, так и в части автомобиля.

В строгих рамках регламента, который был тщательно нами изучен со всех сторон, мы разработали план дальнейшего развития i20 N Rally1. Он был одобрен как штаб-квартирой в Корее, так и FIA. И мы не приветствовали бы какие бы то ни было изменения в нашей ситуации – особенно в части регламента.

На мой взгляд, главной слабостью Hyundai последние годы было отсутствие планирования. Мне удалось побороть этот недостаток, но теперь – совершенно внезапно – нам говорят: "Вы будете смеяться, но регламент меняется". Это полностью нарушает наши планы.

Производителям необходима стабильность в чемпионате. Постоянные изменения никак не стимулируют их оставаться в серии или приходить в неё.

Я разделяю цель FIA попытаться привлечь других производителей и новых соперников, но давайте будем реалистами. На дворе февраль 2024 года. Приходить в WRC в 2025-м никто не планирует. Что же до изменений, запланированных на 2027 год, то мы открыты для любых решений – но к этому сроку.

Вопрос в том, нужно ли переворачивать всё с ног на голову... только на один сезон-2026, потому как что-то менять в следующем году уже поздновато. Возможно, на месте FIA я бы сказал себе, что меня не волнуют планы Hyundai на 2025 и 2026 годы – и всё бы изменил.

Я хочу сказать, что нужно действовать осторожно, потому что это может серьезно нам навредить. Я также надеюсь, что человек, готовый перевернуть всё с ног на голову, имеет хорошие гарантии относительно производителей, которых мы пытаемся привлечь. Не хочу никого шантажировать, но мы разработали план, который был одобрен FIA, и мы намерены довести его до конца.

Что до использования Rally1 без гибридной составляющей, то такое решение уже существует в действующем регламенте. Мы не исключаем такой возможности, однако компания Hyundai привержена идее электрификации, и это весьма важный фактор, пусть даже я не являюсь большим поклонником этой концепции.

Когда в прошлом году я предложил FIA отказаться от гибридов, они вынудили нас приобрести гибридные установки на 2025 и 2026 годы. Вот сейчас они у нас есть, и, если мы не будем их использовать, это, на мой взгляд, будет чересчур.

Всё, о чем я прошу – это стабильность. Нам нужен рулевой, и я считаю, что FIA вполне законно претендует на эту роль. Мы хотим видеть соблюдение контрактов, действующего регламента и заключенных ранее соглашений».

M-Sport: без своего Rally2

Ричард Милленер, директор M-Sport Ford WRT: «Вот только давайте честно: находясь на спецучастке в роли зрителя, какие автомобили вы хотите увидеть больше всего? Да, пусть их всего восемь, но разница в скорости между двумя категориями машин всё равно выглядит впечатляюще, не так ли? И вот даже этого аргумента достаточно, чтобы отказаться от запрета Rally1.

Хорошо, предположим, что в чемпионате остаются все три производителя. В случае перехода на Rally2 в качестве базового автомобиля нам придется туго, потому что Fiesta больше не производится, а Puma слишком большая и высокая, чтобы соперничать в Rally2 с тем же "Ярисом". Ford Focus тоже не особо-то привлекает нас как модель для постройки раллийного автомобиля. Поэтому мы должны быть очень осторожны.

Предположить, что остаются только Toyota и Hyundai. Они используют тот бюджет, что есть у них сегодня, на Rally2 и создадут автомобиль, который никто не сможет приобрести. Они продумают каждую деталь и продолжат побеждать.

Да, в чемпионат придут частники, которые поначалу решат, что смогут бороться с заводскими раллистами, но после нескольких этапах они убедятся, что это невозможно, и что ловить им в чемпионате нечего. В моем понимании, в чемпионате должны существовать высший дивизион и "младшие" категории.

Есть возможность задействовать Rally1 без гибридов. Эта технология оказалась достаточно сложной. Не знаю, какова позиция Ford по этому вопросу, но для M-Sport такое решение сэкономит деньги в долгосрочной перспективе. В то же время я считаю, что мы должны сосредоточиться на том, что у нас есть, и попытаться это улучшить. Мы ясно дали это понять.

Мы хотим сохранить Rally1 не в последнюю очередь потому, что вложили в неё огромные средства. У нас запасы на миллионы фунтов, которые мы не сможем использовать, и это было бы худшим из сценариев. Очень уж много надо принять во внимание.

Все набросились на идею Rally2 как эталонной категории, но я убежден, что успехом она будет пользоваться лишь первый сезон, после чего её популярность пойдет на спад. Участники поймут, что не смогут победить, и что им больше не к чему стремиться.

И даже если будет решено перейти на Rally2, невозможно будет сделать это в следующем сезоне. Сперва нужно будет провести тесты – на это уйдет сезон-2025 – и стартовать только потом, уже в 2026-м. Хотя радикальным переменам мы бы предпочли понимание, что именно будем делать, начиная с 2027-го.

Важно также помнить, что производители подписались на пятилетний омологационный цикл. Прервав его после всего-то трех сезонов, вы не только вызовете недовольство тех, кто еще остается в чемпионате, но и никак не привлечете других производителей.

А вообще, на мой взгляд, проблема в другом. Не хочу быть слишком строгим к промоутерам – у них очень сложная работа – но я думаю, что трудности мы испытываем как раз в их области деятельности. Мы должны попытаться понять, почему болельщики считают, что WRC недостаточно хорош. Меня интересуют как те, кто примкнул к чемпионату недавно, так и те, кого стоит вернуть.

Я согласен, что не стоит сравнивать ралли с Формулой-1, но, когда я иду в паб, люди могут обсудить со мной Ф1, ничего не рассказывая о гонках. Сами-то гонки, конечно, тоже интересные, но есть масса других тем для разговоров. И мы должны стараться делать то же самое. Это сложно, но большинство из нас расстраивает тот факт, что мы должны быть более активными. Если у вас есть человек, который может сделать это, не требуя изменения регламента, дело пойдет и быстрее, и лучше».

Toyota: за любые варианты

Яри-Матти Латвала, руководитель Toyota Gazoo Racing WRT: «Мы не будем противиться ни одному из возможных решений. Ситуация очень сложная, вариантов её разрешения несколько. Хотя автомобили Rally1 чересчур дороги и требуют значительных бюджетов, если в FIA примут решение оставить всё, как есть, мы продолжим работать с этими машинами.

В прошлом году мне посчастливилось стартовать за рулем одного из таких автомобилей в Финляндии, и это было... невероятно. Я знаю, что мои гонщики возненавидят меня за эти слова... но так ли уж необходимо, чтобы эти машины были настолько быстрыми?

Если Rally1 останется, можно будет сократить расходы, ограничив использование компонентов из углепластика, которые очень дорого обходятся при замене кузовных деталей.

Идея Rally2+? Ну, Toyota это тоже подходит. При помощи недорогого комплекта эти автомобили можно сделать более быстрыми и зрелищными, чем Rally2. Поработать с аэродинамикой, выхлопом, диаметром рестриктора... Но всё это должно сопровождаться очень строгим техническим регламентом, не допускающим отклонений.

С другой стороны, мне трудно поверить в возможность разработки разных автомобилей на базе одного шасси и последующей балансировки производительности с помощью какого-нибудь BoP. Вот бы было можно избежать этого в WRC...

Куда важнее, на мой взгляд, поиск решения, которое позволит собирать на старте соревнований больше участников. Сейчас наш минимум – восемь заводских машин. Учитывая разницу в стоимости между Rally1 и Rally2, можно было бы добиться ситуации, при которой на одну команду приходилось бы более трех автомобилей.

Если будет решено, что автомобилем WRC становится Rally2 в его нынешнем виде, то мы, чисто теоретически, можем начать уже в 2025-м. Однако я думаю, что нам следует подождать до 2026 года, чтобы получить достаточно времени на подготовку».