Ралли

В WRC обсуждают возможность смены формата

Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Ставший за более чем 20 лет существования привычным для болельщиков и участников чемпионата мира формат «клевера» может уйти в прошлое.


В пятницу 22 сентября на очередном заседании Комиссии FIA по WRC обсуждаются предложения промоутера серии по изменению формата соревнований.


Один из ключевых вопросов обсуждения – будущее централизованных сервис-парков и возвращение к концепции удаленного обслуживания техники. Хорошо забытая старая концепция позволила бы командам доставлять ограниченное количество запчастей в существующие ныне зоны замены шин.


«Мы абсолютно открыты для изменения концепции единого сервис-парка, – заявил в ходе ралли Акрополь директор WRC Promoter по мероприятиям Саймон Ларкин. – На этапах всё чаще организуются зоны замены шин: обычно это происходит по пятницам – чтобы увеличить километраж, который можно проехать за день – и иногда по субботам.

Удаленный сервис команды Toyota во время шейкдауна, ралли Сафари 2023
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Это значит, что в эти зоны выезжает по два механика. Возможно, нам стоит ввести схему, при которой механики могут перевозить в своей машине определенное количество запчастей и инструментов. Они меняют колеса в зоне, на которую отводится 15 минут... сколько вообще времени уходит на шины – четыре минуты, пять? За это время они могли бы сделать гораздо больше, чтобы помочь сохранить машину в гонке.


Взять, к примеру, Элфина [Эванса]: он доехал спецучасток на гибриде, просто чтобы добраться до финиша, а затем приложил все усилия для того, чтобы не выбыть из ралли. Возможно, с таким форматом можно будет и починить машину, и получить интересную историю.


Другой момент, связанный с удаленным сервисом – или потенциальным удаленным сервисом – состоит в том, что, по нашему мнению, в ралли слишком много внимания уделяется экипажу, состоящему из пилота и штурмана. А вот механикам и инженерам, которые работают над тем, чтобы машины оставались в гонке, внимание почти не уделяется.

Удаленный сервис команды M-sport во время шейкдауна, ралли Сафари 2023
Фото: M-Sport

А ведь они гордятся тем, что их техника работает, и расстраиваются, когда понимают, что экипаж сошел с дистанции, хотя необходимую деталь можно было привезти в ту же зону замены шин с собой. Мы можем сделать из них героев, ничуть не меньших, чем спортсмены».


Обсуждается и более масштабное изменение – отказ от протяженных дней на отдельных ралли.


«Должны ли мы проводить первый спецучасток в 7:08 утра и заканчивать день спецучастком в 18:08? – задался вопросом Ларкин. – Полагаю, в течение сезона есть несколько этапов, на которых можно так поступать, но должно ли это быть нормой – особенно в Европе? Не думаю, что это реалистичный вариант.


Мы немецкая компания и мы обязаны соблюдать немецкие законы – как и Hyundai. То же касается и финского законодательства (речь о Toyota) с их довольно строгими правилами относительно продолжительности рабочего дня.

Эсапекка Лаппи и Янне Ферм, Hyundai i20 N Rally1 (ALZ WR 909), ралли Монте-Карло 2023
Фото: Hyundai Motorsport

Ладно, Монте-Карло – как раз одно из тех ралли, где всегда хочется немного выйти за грань; протяженные дни – это ключевая часть имиджа этого ралли. А является ли таким ралли Хорватия? Пожалуй, что нет. А Латвия? Возможно, нет – у нее нет того культового имиджа, как у Монте-Карло или Сафари.


Я считаю, что мы можем создавать различные этапы, отвечающие конкретному рынку и истории, которую мы хотим рассказать. Если представить, что каждый сезон – это книга, то мы хотим, чтобы 14 её глав были исключительно разными. Это ведь не кольцевые гонки, мы находимся в условиях стран, на территории которых выступаем, и я считаю, что мы можем адаптироваться и создать что-то свое».


Большую часть сезона компания из Мюнхена находилась под огнем критики со стороны гонщиков и команд, открыто обвинявших промоутера в отсутствии развития чемпионата. Недовольны участники и сервисом All Live, внедренным промоутером в 2018 году: решение, позволившее наблюдать за ходом соревнований в прямом эфире, поначалу было принято с восторгом, однако по прошествии времени ажиотаж поутих – теперь Rally TV (именно так теперь называется All Live) принято критиковать.

Майк Чен и гонщик M-Sport Пьер-Луи Лубе, Ford Puma Rally1 (YN71 DCZ), ралли Сафари 2023
Фото: M-Sport

Так, прямые эфиры промоутера разносят за то, что он, в первую очередь, предназначен для «хардкорных» фанатов серии, совершенно не привлекая новую аудиторию. Есть и другие претензии: продукт промоутера не интересен, не имеет сюжета – есть старт, снимаемый примерно с одного и того же ракурса, несколько кадров со спецучастка и интервью на финише, содержание которого зачастую бессмысленно, – и его попросту скучно смотреть.


Директор Hyundai Motorsport Сирил Абитебуль, новичок в небольшом сообществе WRC, ратует за отказ от прямых эфиров. По его мнению, отведенный на них бюджет следует направить в иное русло.


«Мы должны перевести всё в цифровой формат», – заявил француз, попутно задавшись вопросом, кто вообще способен смотреть трансляции, которые длятся несколько часов.

Руководители команд: Ричард Милленер (M-Sport), Кай Линдстрём (Toyota) и Сирил Абитебуль (Hyundai), ралли Португалия 2023
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Как и многие другие, Сирил ставит под сомнение целесообразность воскресного дня в существующем виде, который больше напоминает осторожную прогулку к заключительному Power Stage. Промоутер вынужден искать решение, которое удовлетворит всех – и вынужден считаться с особенностями WRC.

Как бы то ни было, сроки уже заданы: первые шаги по смене формата должны быть озвучены на Комиссии 22 сентября. После этого потенциальные изменения должны быть представлены на суд Всемирного совета FIA по автоспорту, который состоится 19 октября.

Поддержать проект RallyZone.ru