Ралли

Сами Паяри: затишье перед бурей?

2024-08-02 07:48
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

На предстоящем в эти выходные ралли Финляндия Сами Паяри откроет для себя Toyota GR Yaris Rally1. Традиционно невозмутимый финн, похоже, не испытывает по этому поводу ни малейшего волнения. Этот старт очень важен и для него, и для команды Toyota, однако ничто не способно нарушить его душевного равновесия. Паяри спокойно ожидает старта.

По материалам AUTOhebdo

Запомнится ли лето 2024 года, как время, когда в чемпионате мира наконец-то началось обновление кадров? После двух убедительных выступлений Мартиньша Сескса за рулем Ford Puma Rally1 в Польше (без гибрида) и Латвии (с гибридом) настала очередь делать первые шаги в высшем дивизионе и для Сами Паяри.

На домашнем этапе финн получит в свое распоряжение Toyota GR Yaris Rally1. Первоначально план выглядел несколько иначе: дебют Сами должен был состояться в Латвии, однако непростая ситуация в зачете производителей, где доминировала Hyundai, означала, что команде нужен другой состав – с Себастьеном Ожье.

Нехватка свободных машин привела к изменениям в планах, и в Латвии Паяри пришлось довольствоваться Rally2. Само собой, он предпочел бы воспользоваться тем, что Латвия дебютировала в календаре WRC, что компенсировало бы отсутствие опыта. В Финляндии же ему придется сразиться с коллегами на мощных Rally1, которые знают эти спецучастки наизусть.

Чтобы дебют Сами прошел максимально гладко, в Toyota постарались обеспечить ему наилучшие условия подготовки.

Приятные ощущения

Обращает на себя внимание то, как Сами Паяри и его штурман Энни Мялкёнен готовились к первому старту в высшем дивизионе – и здесь трудно недооценить степень, с которой Toyota заботится об этом экипаже. Речь определенно не о рекламном выезде и не о желании продемонстрировать публике, что в чемпионате мира что-то да делается для молодежи.

В наши дни тесты в WRC стали достаточно редкими: обычно всё сводится к семи дням на сезон, распределенным между тремя экипажами команды. Сами провел три тестовых дня на дорогах в районе, заявленном Toyota как перманентный полигон – согласно регламенту, на нем можно тестироваться без ограничений.

Пренебречь выпавшим шансом нельзя – по нынешним стандартам это действительно редкость.

Когда Сами просят вспомнить, что он испытал в тот момент, когда закрыл дверь автомобиля Rally1 и приготовился нажать на педаль газа, он выдерживает паузу в несколько секунд.

«Думаю, это были очень... приятные ощущения, – говорит он. – Было воодушевление и, в то же время, всё это ощущалось немного нереалистично. Думаю, Энни испытала то же самое. Она была счастлива.

Происходящее очень важно для меня, ведь я всегда хотел однажды очутиться за рулем одной из таких машин. Так что это было воплощением мечты».

Прилежный ученик

Иные ждут этой возможности всю свою карьеру. Сами, в отличие от этих иных, долго ждать не пришлось. Дебютировав в ралли в 15 лет, финн, которому 1 декабря исполнится 23 года, прошел этот путь всего-то за семь лет.

«На тестах мы провели три дня, – рассказывает он. – Думаю, покрыли почти 400 км. У нас была возможность проехать по совершенно разным трассам: были как медленные дороги, так и очень быстрые, с трамплинами».

«Просто так» накатывать километры, убивая шины, финну не пришлось. Находившиеся на тестах гонщики Toyota обучили новичка, чему смогли.

«Мне повезло, потому что в команде есть несколько хороших пилотов, – улыбается он. – Когда мы приступили к тестам, машина была настроена под Калле (Рованперу). Мы долгое время оставались в такой конфигурации, чтобы я мог усвоить базу и получить первый опыт работы с "Ярисом". Затем команда внесла ряд изменений; оказывается, их довольно много!

Разница между пилотами не так велика, и на данном этапе мне проще выбирать настройки того или иного заводского гонщика. В любом случае, я знаю, что мы движемся в верном направлении».

Не менее интересно и мнение остальных членов команды, что поработали на тестах с самым молодым пилотом Toyota (Калле старше Сами на 14 месяцев). Два чемпиона мира по ралли (Рованпера и Себастьен Ожье), неоднократный победитель этапов WRC (Элфин Эванс), техники, инженеры – все получили огромное удовольствие от работы с Паяри.

Все они высоко оценили как скорость привыкания финна к Rally1, так и быстрое усвоение им процедур работы с гибридной силовой установкой. Сами определенно преуспел в адаптации к новой технике. Похоже, что стороны нашли общий язык, а Паяри быстро подтвердил в коллективе свое реноме «природного таланта».

Что ж, звучит многообещающе – тем более для команды, что привыкла работать со звездами первой величины.

Откровение

Когда Сами Паяри выступал за рулем Ford Fiesta Rally4 и Rally3 в чемпионатах мира и Европы, о нем почти ничего не было известно. С 2022 года он пересел за руль Rally2, стал чаще попадать в поле зрения и продемонстрировал свой крайне спокойный характер.

При этом Сами не производит впечатление холодного и отстраненного парня. Он всегда вдумчиво отвечает на вопросы, стараясь максимально ясно выразить свои мысли, убедившись, что его действительно понимают.

По характеру он ближе к Рованпере, чем к Яри-Матти Латвале. Калле не из тех, кто может увлечься беседой или повысить тон, а голос двукратного чемпиона мира звучит довольно монотонно. Даже на финише Power Stage, где он мог только что растоптать своих соперников, его комментарии остаются предельно спокойными.

Судя по всему, схожего поведения следует ожидать и от Сами. С ним вы точно не увидите шоу в духе Мартиньша Сескса – с широкой улыбкой и громкими восклицаниями.

«Я очень рад этой возможности, – говорит новичок Toyota, хотя темп его речи и язык тела говорят о совершенно противоположном. – Я действительно жду этого с нетерпением. Не скажу, что это момент истины. Показывать какой-то результат я не обязан, но этот старт стал кульминацией тяжелой работы – и не только моей».

Что касается перехода с техники Rally2 на Rally1, его анализ совпадает с мнением тех, кто прошел этот путь до него.

«Это были мои самые первые километры за рулем Rally1, – объясняет он. – Я никогда прежде не пилотировал такие автомобили, и на тестах самым сложным для меня стали скоростные отрезки. Именно там ты по-настоящему осознаешь важность аэродинамики.

В, назовем их так, классических условиях управлять Rally1 довольно просто. Это даже приятно и весело, автомобиль управляется даже проще, чем Rally2. Но выше определенной скорости в игру вступает аэродинамика, и с этого момента всё становится совершенно непохожим на то, что мне доводилось испытывать прежде.

Автомобиль Rally2 сам по себе тоже очень быстр, но, в зависимости от покрытия и условий Rally1 быстрее на две секунды с километра. Это большая разница, и для гонщика действительно захватывающе получить возможность ехать настолько быстро. Испытание состоит в том, чтобы суметь использовать весь этот потенциал».

Учитывая, что он уже успел показать в WRC2 за последние два года, уроженец Лахти, похоже, готов принять новый вызов. Однако ступень эта достаточно высока, и здесь может произойти всё, что угодно.

Кандидатов много, избранных – мало

С внедрением в 2022-м гибридных автомобилей и ограничением количества тестовых дней в 2023-м присутствие молодых пилотов в высшем дивизионе практически сошло на нет.

Примеры Адриена Фурмо и Оливера Сольберга в сезоне-2022 показывают, что на одном только таланте далеко не уедешь. Оба молодых человека допускали наделали грубых ошибок и были вынуждены вернуться в Rally2. И если француз после годичной «ссылки» всё же вернулся за руль «Пумы», то для шведа путешествие в младший класс несколько подзатянулось.

Эти два примера должны сослужить Сами хорошую службу. Да, сам он уверяет, что определенной цели у него нет, так что давления он не испытывает, и это, конечно же, так. Однако, с другой стороны, ему всё равно придется доказывать, что он заслуживает своего места – и делать это, оставаясь как можно дальше от деревьев.

В этом-то и состоит сложность момента. Многие пилоты, претендовавшие на место в премьер-классе задолго до Паяри, потерпели здесь неудачу. Некоторые из этих имен ни о чем не скажут молодому поколению болельщиков, но все они в какой-то момент оказывались в том же положении, что и гонщик, которому в эти выходные предстоит дебютировать в высшей лиге.

Юусо Пюкалисто, Кристиан Солберг, Яни Паасонен – каждый из них получал свой шанс поработать с заводской командой. Однако их попытки закончились ничем: кому-то не хватило стабильности, а кому-то – как, например, Юхо Хяннинену – и скорости.

В 2022-м Яри Хуттунену удалось вывести на старт ралли Финляндия Ford Puma Rally1. Как и в случае с упомянутыми выше финскими гонщиками, его надежды не оправдались: Яри финишировал вторым, успев показать четвертое время на спецучастке. После этого он вернулся к лесозаготовкам.

В случае Паяри обстоятельства складываются иначе. В зоне внимания Toyota молодой финн пребывает уже несколько сезонов, и именно его имя регулярно связывалось с Yaris Rally2 задолго до того, как эта машина выкатилась на спецучастки.

Внимание к нему со стороны Яри-Матти Латвалы, которое тот проявлял как в прошлом году, так и в нынешнем, вообще не оставляет никаких сомнений в прямой заинтересованности Toyota. Если со своими экипажами Rally1 босс команды общается относительно коротко – едва ли он может открыть кому-то из них (не считая разве что Такамото Кацуты) что-то новое – то с Паяри он разговаривает подолгу, выступая в роли наставника.

В Финляндии оба отправятся на спецучастки: Латвала займет место за рулем Rally2, а Паяри наконец-то усядется в машину, которую с удовольствием предпочел бы и сам Яри-Матти – как это произошло в прошлом году, когда он занял пятое место на домашнем этапе.

Для Toyota дебют юниора не имеет первостепенного значения, но неизбежно сопровождается скрытыми мотивами. Достаточно вспомнить о возрасте Себастьена Ожье (а французу в этом году исполнится 41) и неубедительных результатах Элфина Эванса, чтобы понять, что японский производитель готовится к следующему шагу.

Дуэт Рованперы и Паяри, компанию которым неизбежно должен составить гонщик из Японии (а на место Таки, по слухам, претендуют чуть ли не пять человек), может оказаться грозной силой.

Без фанатизма

Всё будет зависеть от крепости духа новичка и тяжести его правой ноги. С самого момента учреждения чемпионата мира по ралли в 1973 году финны всегда – или почти всегда – присутствовали в высшем дивизионе. По количеству титулов Финляндия приближается к Франции, чьи показатели были раздуты за годы доминирования двух Себастьенов – Лёба и Ожье.

Случались и менее благополучные периоды. Последние поколения финнов, добиравшихся до вершины (ну, если не считать совершенно внеземного Калле) были не столь убедительны. Эсапекка Лаппи и Теему Сунинен, конечно, хорошие гонщики, но сделать карьеру Маркуса Гронхольма или Томми Мякинена им не удастся.

Так в какую категорию попадет Сами Паяри? Юный финн резонно старается избегать прямых сравнений – хотя они неизбежно последуют – с Сесксом.

«Ралли Латвия было новым для многих участников, но не для Мартиньша, – говорит он. – В Финляндии, где у многих участников есть опыт езды по местным спецучасткам, всё будет совершенно иначе. Я не нацелен на конкретный результат. Никто не ожидает, что я буду лидировать в гонке. Я намерен просто проехать все спецучастки, получить удовольствие и добраться до финиша».

Трудно по-настоящему поверить его словам; далеко не факт, что как только Сами выйдет на старт, в нем не пробудится знаменитый боевой дух, присущий исключительно финнам...