Ралли

Чемпион Турции протестировал Ford Puma и планирует два старта за рулем Rally1 в 2025-м

2024-11-12 21:33
Фото: DirtFish

На прошлой неделе бронзовый призер Junior WRC Али Тюрккан в рамках спонсорской акции получил возможность опробовать Ford Puma Rally1.

Действующий чемпион Турции побывал на частном испытательном полигоне M-Sport в Грейсток-Форест, проехав за рулем безгибридной Puma Rally1 примерно сорок километров. Кроме того, 25-летнему гонщику выпал шанс прокатиться в правом кресле вместе с действующим пилотом команды Грегуаром Мюнстером.

Тесты Тюрккана стали возможны благодаря его сотрудничеству с компаниями Castrol, Red Bull и Ford.

«Мне очень повезло, потому что именно так я смог попасть за руль Puma, – цитирует турка портал DirtFish. – Думаю, мы провели четыре сессии, что составляет около сорока километров.

Первые заезды я провел относительно медленно, чтобы привыкнуть к машине. Моим штурманом был Мурат Бостанджи (трехкратный чемпион Турции по ралли). Конечно, он в первую очередь пилот, но спецучасток в Грейсток-Форест очень легко запомнить, он не изобилует сложными виражами, между каждым из поворотов есть прямые, так что ты знаешь, что тебя ждет – и после двух проходов по допу штурман тебе просто не нужен. Это были настоящие тесты».

Тюрккан, постоянно выступающий за рулем Fiesta Rally3 (именно с ней он и выиграл национальный чемпионат в 2023 году), ожидал, что Rally1 будет совершенно безумной машиной, однако по итогам тестов заявил, что управлять этим автомобилем «не так уж и сложно».

«Изнутри нет ощущения, что ты невероятно быстр, потому что сидишь очень близко к лобовому стеклу и не можешь прочувствовать скорость, – объяснил он. – Со стороны выглядит совершенно безумно, а внутри, на мой взгляд, очень похоже на Rally2.

Со, скажем так, более сложными и профессиональными машинами вроде Rally1 и Rally2 всегда получаешь приятные ощущения от пилотирования. Rally5 или Rally4 – это не совсем гоночные автомобили; у них ниже предел возможного, и тебе приходится делать что-то еще, кроме пилотирования. И получается, что когда ты преодолеваешь этот предел, то чувствуешь, что едешь быстро, но твои результаты не улучшаются.

В Rally1 и Rally2 ты можешь атаковать, атаковать и атаковать – и каждый раз машина положительно отвечает на твои усилия. Если ты медленный, машина тебе не поможет: её не так-то просто заставить поворачивать или затормозить, но если ты тормозишь на пределе, если ты совершаешь правильные действия, автомобиль реагирует, начинает работать с тобой, вы оба работаете вместе – и это облегчает процесс пилотирования.

И даже Rally1 – разумеется, это очень быстрая машина, но она остра на реакции, она очень маневренная, и если у тебя получится найти с ней общий язык, то, думаю, управлять ей будет на так уж и сложно.

В общем, ощущения были сумасшедшими – и не только потому, что я пилотировал один из самых быстрых раллийных автомобилей. Это историческое и очень важное событие – тестироваться на той же трассе, где когда-то Карлос Сайнс и Колин Макрей обкатывали свои легендарные Focus WRC. Это всё тот же спецучасток – и я по нему проехал.

Даже если бы я ехал тут не на Rally1, а на Rally2 или, например, Rally3 – это всё еще тот самый спецучасток, который я видел в детстве на видео в плохом качестве, – с его туманами, скользкими и грязными дорогами, по которым мчал на своем Focus WRC Колин Макрей. Просто потрясающе оказаться в этой атмосфере.

К тому же, я ехал на Puma Rally1. Я считаю, что один из самых быстрых раллийных автомобилей в истории. Не знаю, согласитесь ли вы, но, возможно, Fiesta 2017 года и другие машины с шестиступенчатой коробкой передач были столь же быстры, как и эта – но в остальном это самые быстрые автомобили из когда-либо созданных, и мне удалось попробовать силы за рулем одного из них. Это опыт на всю жизнь».

Главная цель Али на следующий сезон – стать чемпионом в Junior WRC, который в этом году он завершил на третьем месте. Вместе с тем, планирует Тюрккан выступить за рулем Puma Rally1 на двух этапах, одним из которых может стать ралли Сардиния.

«Конечно, каждый раллист мечтает выступать на высшем уровне, каковым сегодня является Rally1, – добавил он. – И я думаю, что вполне возможно реализовать эту идею в следующем году, например, на Сардинии – потому что я стартовал там дважды, но в следующем сезоне этой гонки в расписании JWRC не будет.

Я знаю дороги, знаю острова, у меня есть опыт – конечно, не такой большой, как у Отта Тянака или Тьерри Невилля, но я проехал это ралли дважды. Неплохое начало – сесть за руль Rally1 на этапе, который ты уже знаешь. Ралли – самый популярный вид автоспорта в Турции, и нам нужен конкурентоспособный гонщик на самом высоком уровне. Думаю, что я еще не готов к этому, мне еще есть, куда стремиться – но нужно же с чего-то начинать?

Возможно, в следующем году, если мне выпадет возможность, если у меня будут отличные спонсоры из Турции – а также если поддержит национальная федерация – я хотел бы попробовать Puma Rally1, быть может, на двух этапах».

Тюрккан не стал уточнять, какой именно этап рассматривает в качестве второго, но добавил, что «гравий был бы лучшим выбором», так как, по его ощущениям, на этом покрытии проще набрать темп.