Ралли

Россель: автомобиль стал более универсальным

2024-10-02 20:33
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Чтобы сохранить шансы на титул в WRC2, в Чили Йоан Россель должен был финишировать впереди Оливера Сольберга – и с этой задачей француз справился.

На протяжении всей гонки выступающий на Citroën C3 Rally2 пилот DG Sport отчаянно противостоял Сольбергу и довольно уверенно соперничал с партнером по команде в лице Николая Грязина. Россель выиграл ралли – после того, как Оливер пробил колесо в субботу – заработав первую в этом году победу на грунтовом покрытии.

Теперь же Йоану необходимо выиграть в своем последнем зачетном старте – на Центральноевропейском ралли – а остальное уже будет зависеть от результата Сами Паяри на ноябрьском ралли Япония. Об этом и многом другом француз рассказал в интервью порталу Rallye Sport...

В этом сезоне ты постоянно был очень быстр на гравии, но до этапа в Чили на этом покрытии побед в 2024-м у тебя не было. Должно быть, очень доволен этой победой?

Йоан Россель: Да, это чертовски приятно. В этом году нам всё время чего-то не хватало для победы на гравии. Скорость была налицо, мы добились хорошего прогресса, и нам просто нужно было собрать всё воедино. Все заслужили это: и Citroën, и DG, и все, кто принимал участие в программе. Ну и мы по-прежнему остаемся в борьбе за титул, и это здорово.

Ты говоришь о прогрессе на грунтовом покрытии. Чем ты его объяснишь?

Йоан Россель: В этом году мы провели большую работу по всем аспектам, которые можно было оптимизировать – и это дало результат. Прежде всего, речь о новых доработках, которые мы получили еще зимой: теплообменник, радиатор, новые амортизаторы... Всё стало намного проще, теперь у нас больше возможностей для настройки амортизаторов, мы можем пилотировать точнее и эффективнее. Кроме того, мы облегчили автомобиль.

Помимо этого, мы проводили тренировочные ралли – Terre d'Aléria, гонка на Канарах... Это серьезное преимущество по сравнению с предыдущими сезонами, когда было сложно вернуться на этап WRC после долгих недель бездействия. Наличие во второй машине Грязина – это еще одно преимущество в плане развития автомобиля и настроек.

В общем, речь о множестве мелочей, которые позволили нам стать конкурентоспособнее на любом типе покрытия.

В Чили все переживали из-за износа шин. Как он отразился на твоей гонке?

Йоан Россель: Откровенно говоря, я ощутил беспокойство после ознакомления с субботними спецучастками – как и все остальные. Но потом прошел небольшой дождь, так что всё было в порядке. Возможно, в субботу утром я даже чересчур осторожничал с шинами.

Я знал, что первый день будет сложным из-за нашей стартовой позиции. В этом плане Грязин и Гас Гринсмит имели преимущество, так что нам пришлось как следует выложиться, чтобы не отстать от них.

На СУ11 ты оказался в непростой ситуации, когда обнаружил себя позади Сольберга, который пробил колесо и вернулся на дорогу прямо перед тобой. Из-за тумана видимость была очень плохой, а автомобиль соперника перед тобой лишь усугубил ситуацию...

Йоан Россель: Я очень быстро понял, что он не позволит мне его объехать. Это было очень опасно. Видимость в тумане вообще была метров двадцать, а если он находился где-то перед нами, это делало обстановку только хуже. В какой-то момент даже пришлось остановиться, чтобы обеспечить себе какую-то видимость.

Я сказал себе, что у нас есть все шансы на корректировку времени. Очень жаль, что он поступил так; я вот не раз бывал в подобных ситуациях и всегда позволял машине позади объехать меня. Если уж ты пробил колесо, то это только твоя вина, и ты должен остановиться на обочине. Не хочу вступать в полемику, но это как-то... стыдно.

В таком плотном тумане понимаешь, что именно тот, кто рискует больше остальных, может добиться большего отрыва. В итоге мы показали хорошее время на заключительном спецучастке, что позволило нам получить хорошую стартовую позицию в воскресенье.

Единственное, что нас беспокоило – это штраф за фальстарт в субботу. Его отменили тем же вечером, но потом вернули в воскресенье утром, что было не очень-то приятно. Ну, это чемпионат мира, и мы понимаем, что за уик-энд может произойти всякое.

После финиша команда Toksport WRT подала протест, чтобы скорректировать назначенное вам время и тем самым отобрать у тебя победу. Как ты отреагировал?

Йоан Россель: Да, они попытались – и я их хорошо понимаю. Это также говорит о том, что мы им мешаем, и это здорово. Некоторые стали говорить, что я недостаточно быстр в тумане. На следующем же спецучастке мы доказали обратное. Вполне справедливо.

Есть впечатление, что в этом году работа над машиной велась более интенсивно, с большим количеством тестов на юго-востоке Франции...

Йоан Россель: Нет, не больше обычного. Темпы развития те же. С другой стороны, у меня было два дня тестов перед Финляндией, а это большая редкость. Был один аспект, над которым мне нужно было поработать, и мы добились большого прогресса. Автомобиль стал более универсальным, и теперь может подойти каждому – и это заметно на каждом ралли.

Менее чем через три недели ты стартуешь в Центральноевропейском ралли, и чтобы сохранить шансы на титул, тебе нужна только победа...

Йоан Россель: Перед этим стартом у меня будет один тестовый день. По асфальту я не ездил аж с самой Хорватии – ни на тестах, ни в гонке. В любом случае, я знаю, что машина очень хороша на асфальте и на этом ралли в частности. Я следил за ходом Coeur de France (этап асфальтового чемпионата Франции) и видел, что C3 Rally2 показывал отличные результаты – характерные для этого типа покрытия.

В прошлом году у нас была та же цель – победить, чтобы остаться в борьбе за титул. Мы проехали всего три спецучастка, а потом сошли с дистанции, так что в этот раз нам нужно использовать прошлогодний опыт, чтобы не повторить ошибку.

Мне нравится пилотировать в таких условиях осенью. Ралли сложное, перегоны очень длинные и утомительные. Решающее значение будет иметь выбор шин, и здесь просто нельзя ошибаться.

Ты работаешь в паре с Флорианом Барралем всего два месяца. Как сработались?

Йоан Россель: Флориан – очень опытный штурман. Он ездил со многими пилотами, побывал в самых разных странах, и я знаю, что он очень быстро адаптируется. Очевидно, что нам еще есть над чем поработать – например, над ездой в тумане, как в Чили. Это его первая победа в WRC2, что очень важно. Он попал в команду, не располагая временем на акклиматизацию, но, тем не менее, хорошо освоился.

Чем займешься до старта в Европе?

Йоан Россель: Я только что вернулся во Францию и сейчас отправляюсь в Ниццу, чтобы подготовить к финалу Кубка Франции Бруно Рибери, который выступает на Citroën C3 Rally2 нашей команды. Он получит последние наработки по машине, а мы постараемся оказать ему максимальную поддержку.

Финал никогда не бывает легким, и мы будем надеяться, что всё пройдет хорошо. Если у нас будет такой же уик-энд, как вышло в Чили и на Coeur de France – с двумя победами за выходные – думаю, что не буду в состоянии разговаривать дней десять или вроде того!

И если в Центральной Европе всё сложится как надо, мы будем следить за этапом в Японии издалека. Признаюсь, меня совсем не интересовали расчеты шансов на титул (Сами Паяри и Россель могут завершить сезон с равным количеством очков), но я потом уточню у Дидье Клемана (руководителя отдела спортивных программ Stellantis) и команды – они точно должны знать!