По словам спортивного делегата FIA Тимо Раутиайнена, организаторам удалось отстоять два спецучастка ралли Швеция из трех – и переговоры с протестующей общиной продолжаются.
Над предстоящим в этот уик-энд этапом WRC нависла угроза отмены части спецучастков. Саамская община оспорила разрешение местных властей на использование под спецучастки дорог, пролегающих через оленьи пастбища, что вызвало негодование среди болельщиков: представители общины уже заявляли о поступающих угрозах, а несколько дней назад в отдаленном от места проведения ралли районе неизвестные убили трех оленей.
На этом нервном фоне продолжаются переговоры с организаторами, и последние уже добились определенных успехов: со слов Тимо Раутиайнена, с двух спецучастков – субботнего СУ Vännäs и воскресного СУ Västervik – оленей удалось отвести в другой район. Остался вопрос десятикилометрового СУ Umeå, закрывающего субботу и завершающего гонку в воскресенье в формате Power Stage.
«Была угроза сокращения спецучастков, – рассказал Тимо в интервью финской Yle. – Ознакомление уже началось, и ввести какие-то новые спецучастки больше нет возможности. Если допы отменят – так тому и быть, но на данный момент всё выглядит хорошо.

Насколько я понимаю, решение Транспортного управления будет основываться на результатах переговоров. Руководитель ралли всё еще обсуждает с фермерами вопрос Power Stage в Умео – на стартовой секции всё еще много оленей».
По мнению Раутиайнена, причиной спора мог стать финансовый вопрос: в окрестности Умео шведский этап перебрался в 2022 году – после нескольких лет бесснежных гонок – и всякий раз лопари получали компенсацию. Однако в этот раз маршрут ралли был проложен таким образом, чтобы не мешать оленеводству и, соответственно, не тратиться на компенсации.
«В прошлом оленеводам выплачивалась денежная компенсация за перемещение стад оленей, – объясняет Раутиайнен. – В этом году компенсация не потребовалась – и, возможно, причина жалобы как раз и состоит в её отсутствии. Но очевидно, что организаторы ралли делают всё, чтобы не мешать оленеводам».
В среду близ планируемого СУ Umeå находились до шести тысяч оленей. В то время как общину обвиняют в том, что они намеренно держат животных в районе, дабы надавить на организаторов, они отвечают, что места разведения оленей определены природным расположением пастбищ.

«Да, организаторы хотят провести длинную версию СУ Umeå, а мы этого не хотим, – заявила представительница общины Майди Эйра Андерссон. – Совершенно очевидно, потому что на маршруте есть олени».
В свою очередь отмена и даже сокращение СУ Umeå невыгодны организаторам: именно на этом допе планировалось размещение большой зрительской зоны.
В случае, если организаторам удастся уладить вопрос и сохранить маршрут в первоначальном виде, нет никаких гарантий, что спецучастки пройдут, как планировалось. Например, в случае появления оленей у дороги, доп попросту отменят из соображений безопасности – как делают это на других этапах из-за поведения отдельных болельщиков.
Если километраж состоявшихся спецучастков составит менее 75% от запланированного изначально, участники получат за этап лишь половину очков. Очки за воскресную классификацию и результаты на Power Stage (если таковой состоится) будут начислены в обычном порядке.

