Ралли

«Смирись с этим». Соперники о жалобах Невилля на порядок старта

Тьерри Невилль и Мартейн Видаге, Hyundai i20 N Rally1 (ALZ WR 923), ралли Латвия 2024/Фото: Hyundai Motorsport
Фото: Hyundai Motorsport

Ралли Латвия вызвало к жизни старый спор о правилах определения стартовых позиций, несправедливых по отношению к лидеру чемпионата. В окрестностях Лиепаи тяжкого бремени лидерства не выдержал Тьерри Невилль.

Возглавив в этом году личный зачет серии после ралли Монте-Карло, пилот Hyundai неизменно стартовал первым на всех последующих этапах, включая гравийные, где ему приходится расчищать дорогу перед соперниками. В Латвии его терпению пришел конец.

Пятницу Невилль завершил на девятой позиции – предпоследней среди экипажей Rally1 – и то лишь после того, как команда попросила Эсапекку Лаппи замедлиться на заключительном спецучастке, чтобы пропустить бельгийца, немного облегчив ему задачу в субботний день (теперь Тьерри будет стартовать вторым).

Гонщик Hyundai Motorsport Тьерри Невилль, ралли Латвия 2024
Фото: Hyundai Motorsport

«Очевидно, что сегодня стратегия победы в чемпионате уже не та, что прежде, – заявил Тьерри вечером в пятницу. – Ралли сильно изменилось. Очевидно, что сегодня веселее и полезнее ехать по частичной программе. Есть над чем подумать».

По итогам дня первую тройку составили гонщики, не выступающие с полноценной программой – Калле Рованпера, Мартиньш Сескс и Себастьен Ожье. Более того, пять из семи прошедших в этом году этапов чемпионата выиграли гонщики, выступающие «на полставки».

В то же время бельгиец лидирует в личном зачете серии практически весь сезон, так что остается единственным, кто открывал трассу в первый день гравийных ралли 2024 года.

Тьерри Невилль и Мартейн Видаге, Hyundai i20 N Rally1 (ALZ WR 923), ралли Латвия 2024
Фото: Hyundai Motorsport

«Как я уже говорил, всё это неоднократно было сказано в прошлом и неоднократно же повторено, – цитирует Невилля портал DirtFish. – Что еще следует к этому добавить? В чемпионате одна за одной идут семь или восемь гонок на гравии. Тут ничего не поделать, нужно просто стараться выкладываться по максимуму. Этим мы сейчас и заняты, а что будет дальше – увидим в конце уик-энда.

Пока что положительным моментом для нас остается то, что Элфин идет только седьмым, а Отт – шестым, так что на этом мы и должны сосредоточиться. Но если претенденты на титул окажутся последними в классификации, не думаю, что это именно то, что нам хотелось бы видеть».

На просьбу прокомментировать его высказывание о выступающих по сокращенной программе гонщиках и предположение, что они не приносят пользы чемпионату, а также на вопрос о том, видит ли он положительный момент в том, что молодой пилот в лице Мартиньша Сескса показывает столь же высокие результаты, Тьерри ответил: «Не знаю. Но с моей точки зрения воспринимается это тяжело.

Тьерри Невилль, Hyundai i20 N Rally1 (ALZ WR 923), ралли Латвия 2024
Фото: Hyundai Motorsport

Когда я пришел в чемпионат, то открывал трассу большую часть – и всё равно пробился и вышел на высший уровень. Так зачем же облегчать задачу остальным?

Но дело даже не в этом. Мне очень приятно видеть, как молодые приходят и добиваются успехов – это не проблема. Но будь я производителем, который тратит около 100 миллионов в год и наблюдает, как его автомобили находятся на последних местах, потому что хорошо выступили в первой части сезона, я бы очень расстроился».

В этом сезоне по сокращенной программе в чемпионате мира выступают сразу два быстрых пилота: восьмикратный чемпион мира по ралли Себастьен Ожье и действующий чемпион Калле Рованпера. Оба – в составе команды Toyota. Оба (и особенно это касается Ожье) не раз уходили на спецучастки первыми.

На вопрос о том, какой совет он может дать Невиллю в его непростой ситуации, Рованпера ответил с присущей ему лаконичностью: «Не хочешь чистить трассу – не лидируй в чемпионате.

Гонщик Toyota Калле Рованпера, ралли Латвия 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Да, это действительно проблема, но с ней сталкивается любой, кто возглавляет чемпионат. Я не вижу в этом большей проблемы, чем это было до сего дня. Через это прошли все, так что я не понимаю, в чем тут проблема. Если ты это делаешь, то ты это делаешь».

Не менее откровенен был и соперник Невилля в борьбе за титул в лице Элфина Эванса.

«Ну, последние шесть лет Hyundai неизменно привлекает гонщиков на сокращенную программу только для того, чтобы помочь его борьбе за титул, так что, полагаю, говорить об этом просто смешно», – сказал валлиец.

Совет Невиллю?

«Смирись с этим», – сказал Эванс.

Гонщик Toyota Элфин Эванс, ралли Латвия 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

А вот Ожье, который провел не один год, сражаясь не только с соперниками, но и с авторами правил определения стартовой позиции, был настроен к страдальцу из Hyundai более благожелательно.

На вопрос о совете Невиллю восьмикратный чемпион мира усмехнулся: «Ага, это неприятно... это сложно и совершенно точно не весело.

Я страдал от этого много лет, и понимаю его разочарование как никто другой, а сегодня как раз был такой день, когда стартовая позиция оказала огромное влияние – даже на нас. Конечно, у нас была хорошая позиция, но не идеальная, у нас тоже не было шансов побороться за победу, так что, думаю, мы могли бы говорить об этом часами.

Я много раз боролся с этим. Могу лишь заключить, что это позор для нашего чемпионата, потому что мы слишком часто упускаем возможность отличной борьбы между лучшими из-за того, что лучших слишком часто искусственно ограничивают. С моей точки зрения, в чемпионате мира такого быть не должно.

Гонщик Toyota Себастьен Ожье, ралли Латвия 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Но, опять же, я проиграл этот бой много лет назад, и сейчас я не в том положении – ну, или у меня просто не осталось сил – чтобы его продолжать. И да, так бывает, но в ралли это не новость».

А вот комментарии Невилля относительно гонщиков, выступающих «на полставки» у Ожье такого понимания уже не нашли.

«Гонщики, выступающие по сокращенной программе, были всегда, ничего нового тут нет, – сказал он. – И я сейчас думаю о Мартиньше, так что начну с него.

Очень здорово, что теперь у нас есть местные герои, которые получают шанс проявить себя и показать новые лица в чемпионате. Пока что это выглядит хорошо. Он отлично показал себя в Польше и провел здесь, у себя дома, прекрасный день. Так что здорово, что у нас есть такая возможность.

Калле Рованпера и Йонне Халттунен, Toyota GR Yaris Rally1 (A-7445), ралли Латвия 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Что же касается нас с Калле, то да, его команда играет в эти игры уже много лет, они начали делать это гораздо раньше и нас, и кого бы то ни было. Так что никто не может что-то высказывать по этому поводу».

Технический директор Hyundai Франсуа-Ксавье Демезон, в свою очередь, сказал, что понимает разочарование Невилля, но считает, что тому следует принять ситуацию.

«Мы понимаем его разочарование, – сказал он. – Все, кому приходилось открывать спецучастки, всегда жаловались. А он уходит на трассу первым с самого начала сезонасо Швеции.

Разумеется, это может привести к разочарованию, а оно в какой-то момент может привести к демотивации. А это заканчивается тем, что мы видим на примере Ожье, который не хочет ехать полный сезон, потому что говорит: "А нужно ли мне это делать? Я предпочитаю просто провести несколько ралли, приехать на старт с хорошей позицией и выиграть".

Технический директор Hyundai Motorsport Франсуа-Ксавье Демезон, ралли Латвия 2024
Фото: Hyundai Motorsport

Так что разочарование Тьерри можно понять. Но мы стараемся напомнить ему, что это борьба за чемпионат. Это долгая игра, и он должен бороться с Оттом и Элфином. Конечно, гонщики хотят побеждать, потому что это часть их жизни, но, знаете, ему просто следует это принять».

Поддержать проект RallyZone.ru