В январе 2021 года Себастьен Лёб снова выйдет на старт главного автоспортивного марафона планеты – ралли «Дакар».
В четверг команда Bahrain Raid Xtreme подтвердила, что девятикратный чемпион мира по ралли станет одним из двух (напарником Лёба станет Нани Рома) ее гонщиков. В гонке, которая пройдет в Саудовской Аравии с 3 по 15 января француз будет пилотировать полноприводный автомобиль, разработанный британской компанией Prodrive.
Сразу после объявления о грядущем пятом старте Лёба на «Дакаре» корреспондент издания L'Equipe связался с гонщиком, подробно расспросив его о новом проекте и других планах на будущее.
Итак, официально подтверждено, что 3 января 2021 года вы выйдете на старт ралли «Дакар» в Джидде. Похоже, после четырех стартов и двух подиумов (второе место в 2017-м и третье – в 2019-м) у вас еще осталось желание выступать в этом марафоне?
Себастьен Лёб: Ну, иногда он меня расстраивал, потому что это в принципе очень сложная гонка, где постоянно приходится проходить через взлеты и падения. Но каждый раз после того, как завершаешь «Дакар», немного остываешь, думаешь об этом и понимаешь: ну круто же было!
И это складывается из множества разных вещей. Иной раз ты отлично проводишь гонку, а потом внезапно обнаруживаешь себя беспомощно лежащим на полу – просто потому, что всё внезапно пошло совершенно не так, как ты ожидал. Это придает ралли-рейдам свое очарование, делает испытание интересным. Да и «Дакар» я еще не выиграл. Это вызов, это приключение. В общем, я захотел вернуться.
У вас было несколько вариантов, но в итоге вы примкнули к британской Prodrive и команде Bahrain Raid Xtreme, которые отправятся на «Дакар» впервые. Почему?
Себастьен Лёб: А еще я держал связь с [руководителем PH Sport] Бернаром Пиала – мы близкие друзья, так что у меня был вариант снова стартовать за рулем Peugeot 3008. С другой стороны, были переговоры и с Toyota, но заводскую машину я не тестировал – максимум опробовал с Team Overdrive маленький багги OT3. Проект Toyota тоже мог бы быть интересным.
И что же качнуло чашу весов в пользу Prodrive – компании, больше известной в мире WRC?
Себастьен Лёб: В тот день, когда я приехал на базу команды и увидел, как они готовят проект, увидел, насколько серьезно они к нему относятся, я был покорен. Мне нравится конструкция автомобиля; он выглядит компактным и хорошо продуманным. Команда большая, технические ресурсы серьезные – а мы знаем, что примерно так же обстоит дело и в Toyota. В проекте Prodrive мне понравилась новизна.
Вы подписались на несколько сезонов?
Себастьен Лёб: Два года с возможностью продления или расторжения контракта после любого из сезонов. Это мое желание, поскольку проект совершенно новый, и так как у нас нет времени на подготовку к первому из «Дакаров», я хотел проехать с ними по меньшей мере два.
На что рассчитываете против соперников из Mini и Toyota?
Себастьен Лёб: Признаться, глубоко внутри я надеюсь, что мы будем достаточно конкурентоспособны для того, чтобы можно было ввязаться в борьбу со старыми приятелями: Нассером, Сайнсом, Петеранселем и компанией. Собственно, это наша цель.
Я уверен, что у проекта и команды есть все средства для того, чтобы быстро реагировать и в случае необходимости что-то менять в автомобиле. Но мы не обязательно будем впереди и уж тем более не застрахованы от сюрпризов. Надежность остается на «Дакаре» ключевым фактором, и все мы хорошо знаем, что в первый сезон никогда не бывает легко.
Для вас новизна в проекте Prodrive заключается и в том, что вам впервые предстоит пилотировать в ралли-рейдах полноприводный автомобиль...
Себастьен Лёб: В Prodrive определились с выбором концепции после тщательного анализа нескольких предыдущих редакций «Дакара». Они полагают, что это правильное решение.
Мы знаем, что по сравнению с багги полноприводные машины обладают своими преимуществами и недостатками. К примеру, регламентом запрещено управлять давлением в шинах из кокпита, да и сами шины будут поуже и в целом не столь прочные. Ход подвески у внедорожников меньше, опять же. С другой стороны, такие машины едут немного иначе – по поведению больше похоже на автомобиль WRC, а это мне даже нравится. Надеюсь, понравится еще больше, когда дело дойдет до реального пилотирования на трассе.
А тестов еще не было?
Себастьен Лёб: Не думаю, что раскрою какой-то секрет, если скажу, что первые тесты для Нани [Ромы] уже стартовали. Я сяду за руль где-то в октябре: мы проведем сессию в Англии. Потом, в ноябре, отправимся в ОАЭ, в пески. Главная задача – набрать километраж перед стартом «Дакара», чтобы успеть настроить машину. Придется и немного её поломать – надо же выяснить, есть ли у нее слабые места.
Перед «Дакаром» какую-то гонку проедете?
Себастьен Лёб: Лично я думаю, что нет. До сих пор этому мешало наличие программы выступлений с Hyundai. Но всё возможно.
А сотрудничество с Hyundai – после двух лет частичной программы выступлений в WRC – вы прекратили полностью?
Себастьен Лёб: Срок контракта всё равно истекал в конце года. На сегодня эта история завершена, и мы расстались на хорошей ноте. Но это не исключает для нас возможности в будущем заключить соглашение о старте-другом.
Мне не очень хотелось снова браться за частичную программу WRC, потому что я осознал, насколько сложно ехать несколько ралли без полноценной подготовки. Да и в целом ралли не для 50-летних – пусть даже я пока до этого возраста не добрался!
Ну в Ипре-то увидимся?
Себастьен Лёб: Команда заявила на эту гонку Брина. Есть ли возможность сесть за руль машины «второй» команды? Об этом говорилось, но как-то неуверенно, и в целом ничего не определено. К тому же, не всё еще ясно с календарем WRC: мы не застрахованы от появления в нем этапов в Монце или Хорватии. В любом случае, пока этот вопрос с Hyundai не обсуждался.
Насколько важно для вас сохранять связь с классическим ралли?
Себастьен Лёб: Я совершенно точно буду и впредь время от времени стартовать в ралли – хотя бы и не на уровне чемпионата мира. Мне это нравится; я думаю, что пилотирование WRC на гравии идет мне только на пользу.
Когда я снова сел за руль автомобиля на тестах перед ралли Турция, я сказал себе: а ведь всё по-прежнему, всё работает как обычно, нейроны на месте. И вот такие вот единичные выезды однозначно помогут мне не увязнуть в ралли-рейдовом ритме, где в конечном счете ты не атакуешь так, как в ралли – потому что в рейдах всегда едешь вслепую, и машина у тебя тяжелее.
Должно быть, третья победа на «Дакаре» Карлоса Сайнса дала вам хороший повод для размышлений?
Себастьен Лёб: Он не шибко молод (Карлосу 58), но всё еще в состоянии справляться с этой работой. Это доказывает, что и для меня ралли-рейды могут стать долгосрочным проектом. Его результаты заставляют задуматься о том, что здесь у меня есть будущее.