Ралли

«Я поступил бы так же»: штурман Рованперы о его решении уйти из WRC

2025-10-11 10:33
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Йонне Халттунен рассказал о том, как воспринял решение Калле Рованперы завершить выступления в чемпионате мира по ралли и сосредоточиться на кольцевых гонках.

Облегчение – именно это чувство испытал бессменный штурман Рованперы в четверг, когда Калле объявил об уходе из WRC. Узнав о решении своего пилота за несколько месяцев до этого, Халттунен был вынужден хранить молчание; поначалу же 39-летнему финну потребовалось какое-то время, чтобы справиться с потрясением.

«В первую очередь я был шокирован, – признался он в интервью MTV Urheilu через несколько минут после официального объявления Калле. – Пару недель после этого практически не мог спать, настроение было так себе. Конечно, я понимал, что это не продлится вечно, но вначале всё же испытал небольшой шок.

Чем больше я об этом думаю, тем ближе мне мысль о том, что я, оказавшись на месте Калле, 25-летнего парня, который уже чего-то достиг, пожалуй, поступил бы точно так же – если бы у меня было желание добиться чего-то еще.

Я как-то полагал, что мы проедем еще несколько сезонов. Да, я видел, что Калле интересуется и другими дисциплинами автоспорта – и это вполне нормально для молодого парня – но думал, что время еще не пришло.

Он уже сообщил, чем будет заниматься дальше, и, видимо, сейчас звезды сложились именно так, как ему было надо. Не уверен, что в начале этого сезона Калле предполагал, что всё произойдет таким образом. Для меня же его сегодняшнее объявление стало облегчением: теперь мне не нужно ничего скрывать от других».

Халттунен уверяет: тот факт, что этот год в чемпионате мира по ралли для него с Калле станет последним, никак не сказался на их сотрудничестве. До завершения сезона остается еще три ралли.

«Мы выступаем на том уровне, где необходимо выкладываться по максимуму в любой момент времени, – объясняет Йонне. – Психологически это, конечно, дает о себе знать; но раз уж этот сезон станет для нас последним, было бы хорошо, чтобы он сложился успешно.

На деле же я не думаю, что эта новость на что-либо повлияла или создала дополнительное давление. Я по-прежнему считаю, что осталось три гонки, за которые может произойти всё, что угодно. Было бы здорово завершить сезон на вершине.

Хотя, конечно, когда я узнал о решении Калле, то испытывал странные и грустные эмоции – вплоть до следующего за этим ралли. На наш уровень выступлений и взаимодействия во время гонки это никак не повлияло».

Успешное сотрудничество Рованперы и Халттунена началось в начале 2017-го на тестах шин Pirelli в Рованиеми: Йонне пригласили вскоре после Vaakuna Ralli, где его с Теему Асунмаа экипаж уступил выигравшему тогда Калле (для 16-летнего гонщика, которому ассистировал Ристо Пиетиляйнен, этот старт был первым в чемпионате Финляндии).

За этим последовала парочка тестовых гонок, за которые и сформировался новый экипаж, отправившийся прямиком в чемпионат мира. По словам Халттунена, сотрудничество с Калле было для него сродни выигрышу в лотерею.

«Это ведь подарило мне совершенно новую жизнь, – говорит он. – Я с детства следил за ралли. Юха Канккунен, Томми Мякинен, все остальные раллисты – я смотрел на них с восхищением и уважением. Я никогда не думал, что буду штурманом, не говоря уж о том, что это может быть нечто профессиональное или что зайдет настолько далеко. Всё произошло совершенно случайно.

Я не могу подобрать слов, чтобы точно это описать, но я получил намного больше, чем когда-либо мог надеяться – и мне следует быть благодарным за это приключение. Говорят, когда закрывается одна дверь, обязательно открываются другие. Так что не стоит слишком уж сожалеть об этом».

За восемь лет совместной работы в памяти Халттунена сохранились как прекрасные моменты, так и неудачи.

«Пожалуй, больше всего запомнилась борьба за первую победу в WRC, – вспоминает он. – В 2021-м в Кении мы уже показывали высокую скорость и полагали, что можем рассчитывать на успех. Но в пятницу мы завязли в зыбучем песке – в тот день я впервые в жизни увидел, что это такое. Я не так часто плачу в свои-то годы, но в тот день я буквально рыдал, обняв Таку (Кацуту)».

Томительное ожидание первой победы завершилось примерно через три недели – на ралли Эстония.

«Насколько же богатым может быть диапазон эмоций, – смеется Йонне. – Вроде бы только что прошло ралли, где тебе было максимально плохо, и вот уже следующая гонка дарит тебе максимум исключительно положительных впечатлений.

В обычной жизни испытывать такие эмоциональные колебания мне не доводилось. В ралли это, пожалуй, одно из самых замечательных ощущений».

Несмотря на сильные эмоции, сотрудничество с Рованперой ни разу не было омрачено недопониманием или каким-либо негативом внутри экипажа.

«Странно то, что мы никогда не ссорились – ни разу за всю карьеру, – говорит Халттунен. – Это даже забавно; всё прошло удивительно безболезненно и легко. Я ведь ездил со многими пилотами – точное количество не назову, но определенно больше десяти – и никогда и ни с кем у меня не было настолько легкого взаимодействия, даже на уровнях ниже.

Как человек Калле примерно такой же простой и приятный парень, как можно представить себе по его публичному образу. Иногда под давлением гонщик запросто может рассердиться на соседа, но с Калле такого никогда не было. И если я допускал какую-либо ошибку, он ни разу не упрекал меня за это».

Неудивительно, что с течением времени профессиональное сотрудничество переросло в дружбу.

«Наверное, это о чем-то говорит, – улыбается Йонне. – Всё время работая вместе, мы всё равно иногда вместе проводим отпуска и занимаемся многими другими вещами».

В свои 39 Халттунен находится на пике карьеры штурмана – и решение Рованперы об уходе, разумеется, ставит под вопрос его дальнейшее будущее. При этом позаботиться о дальнейших шагах заблаговременно Йонне по понятным причинам не мог.

«Пока, к сожалению, рассказывать нечего, – признается он. – Всё-таки, это был большой секрет, так что я практически никак не мог этим воспользоваться, но, конечно, обсуждал этот момент с теми, с кем это было возможно».

Сейчас Халттунен открыт к продолжению работы в ралли – но в качестве примера упоминает скорее различные руководящие должности. Он уже обсудил этот вопрос с Toyota, однако «официально пока ничего не предлагалось».

«Посмотрим, предложат ли что-нибудь, – говорит он. – Я планирую поговорить со всеми, начиная с промоутера. Есть ощущение, что я очень хорошо понимаю этот чемпионат, так что было бы крайне интересно продолжить работу в нем.

Если подумать о нашем рабочем процессе с Калле, то мы ведь отдали работе и ралли всю нашу жизнь. Я размышлял о том, каково это – снова оказаться на обычной работе, с девяти до пяти. Сможешь ли ты оставаться таким же, как привык, когда жил работой круглосуточно?»

Не исключает Йонне и продолжение карьеры в привычном ему амплуа штурмана – вот только опускаться ниже уровня WRC финн не намерен: меньшее ему уже попросту неинтересно. Верит Халттунен и в то, что когда-нибудь снова проедет гонку-другую в экипаже с Рованперой – а уж в последние свои «гастроли» в WRC двукратные чемпионы мира твердо намерены выложиться по полной.