Всего один старт отделяет Мартейна Видаге от того, чтобы стать первым бельгийским штурманом, выигравшим чемпионат мира по ралли. Предприимчивый герой этого рассказа добился молниеносного успеха в дисциплине... благодаря телефонному звонку Тьерри Невилля, раздавшемуся в январе 2021 года...
По материалам AUTOhebdo
Мартейн Видаге заметно выделяется среди гонщиков, выступающих на высшем уровне чемпионата мира по ралли. Подобно Александру Кориа, штурману Адриена Фурмо из M-Sport, бельгийца отличают рассудительность и сопереживание, что делает его игроком, которого ценят все.
Во время ралли он, несмотря на постоянную сосредоточенность, находит время улыбнуться или сделать небольшой жест в сторону знакомых ему людей. Будучи уравновешенным человеком, в интервью он не забывает сообщить, что счастлив находиться в заводской команде и выступать на самом высоком уровне. В конце концов, это то, чем он всегда хотел заниматься.
Путь 32-летнего бельгийца в элиту был... классическим.
«Мой отец обожал автоспорт, – говорит он. – Крестный разделял его увлечение; у него всегда были красивые автомобили. Каждый раз, как мы приезжали к нему в гости, он катал нас на своей BMW или Mercedes, потому что знал, что мне это нравится.
Все мои игрушки были миниатюрными копиями машин. Через руки моих родителей прошло немало автомобилей Citroën. Мы часто что-то делали в гараже, и я до сих пор вижу себя за рулем нашего ZX».
Увлекаться чем-то – это одно дело; совсем другое – уметь зарабатывать этим на жизнь. Целью для Мартейна это стало в возрасте примерно 8-9 лет.
«Именно тогда мой старший брат Йерун проехал свои первые ралли, – вспоминает Видаге. – Он старше меня на десять лет, и когда он начал гоняться, я сказал себе, что хочу заниматься тем же... но делать это качественнее! Он-то катался ради удовольствия, а я хотел посвятить себя этому на профессиональном уровне и сделать это своей работой».
Вот только младший брат с самого начала видел себя не с рулем в руках, но со штурманской тетрадью.
«Вообще никогда не хотел стать пилотом, – говорит он. – Я хотел быть штурманом. Не понимаю тех, кто садится в правое кресло, потому что не может позволить себе карьеру пилота.
Это как если бы человек, мечтающий о победе в "Тур де Франс", "Джиро д'Италия" или "Вуэльте Испании", начал бы с "Тура Фландрии" или "Париж – Рубэ". Нет, чтобы хорошо подготовиться к крупным велогонкам, нужно сразу ехать тренироваться в горы. В состязаниях высшего уровня приходится делать выбор и использовать те таланты и навыки, что у тебя есть».
Как нетрудно догадаться, выходец из региона Ипр обожает велогонки.
Упорный труд и немного самонадеянности
Дебютировав в ралли в двадцатилетнем возрасте, Мартейн не стал ограничивать себя начальными дивизионами. Начиная со второго сезона, он упорно работал над тем, чтобы стартовать в чемпионате Бельгии и WRC.
«На самом деле я не так часто участвовал в мелких соревнованиях, – подтверждает он. – До восемнадцати лет я много работал над собственным развитием, участвуя в ралли вместе с братом.
Когда мне было 15 или 16 лет, я подошел к Фредерику Миклотту (чемпион Бельгии, штурман Фредди Лойкса), одному из лидеров бельгийского ралли. Я сказал ему: "Меня зовут Мартейн, и я хочу стать лучшим раллийным штурманом в мире. Хотел бы приехать к вам в гости, чтобы вы объяснили мне, что нужно делать. Можете мне помочь?"
С моей стороны это было самонадеянно, но мне повезло, что он согласился. Хотя в действительности у него не было особого выбора... я бы всё равно поехал к нему!» /смеется/
Мотивация и качества, проявленные новичком, вскоре открыли для него новые двери. Уже на второй год пребывания в роли штурмана он принял участие в чемпионате Бельгии, стартуя с Марниксом Ферфайе на Mini John Cooper WRC. К 108-й гонке в карьере он открыл для себя чемпионат мира, заняв 22-е место на этапе в Эльзасе вместе Филиппом Кракко (Ford Fiesta R5).
«Я многому научился благодаря Фреду Миклотту, – объясняет штурман, на счету которого теперь 68 стартов в WRC. – Я принимал участие в тестовых сессиях с Фредди (Лойксом). Они подтолкнули меня смотреть только вперед, и в 205-м это привело меня в Drive DMACK Cup, который проходил на пяти этапах чемпионата мира с Ford Fiesta R2T.
Это дало мне возможность наладить общение с людьми из WRC, M-Sport и DMACK. Возможности появлялись сами собой. Я знал, как ими воспользоваться».
Тогда-то бельгиец и наладил контакт с Hyundai Motorsport.
«Ален Пенасс (бывший менеджер команды Hyundai) жил в тридцати километрах от моего дома, – рассказывает Мартейн. – Он совершенно не был со мной знаком, но после этих стартов позвонил мне с предложением проехать программу с корейским пилотом по имени Чевон Лим, который пришел в ралли из кольца. Это позволило мне примкнуть к Hyundai (в 2016 году)».
После года «стажировки» с Opel Adam R2 экипаж южнокорейца и бельгийца провела несколько стартов с Hyundai i20 R5 в 2017-м.
Тот сезон стал особенным в карьере Видаге. Помимо Лима, он также ассистировал Тамаре Молинаро и до сих пор считает, что итальянка, уже повесившая шлем на гвоздь, заслуживала лучшей карьеры.
«Мне всегда нравилось работать с людьми, представляющих другую культуру, – говорит он. – С Чевоном было здорово, потому что мне пришлось под него подстраиваться, – и точно так же обстояло дело с Тамарой.
Мне нравилось ездить с ней; она исключительно хорошо контролирует автомобиль. Мы до сих пор поддерживаем связь, и мне очень жаль, что у неё не было возможности продолжить карьеру. Думаю, существуй программа для женщин – навроде той, что разработал промоутер WRC – в то время, Тамара была бы одной из лучших».
Память о Брине
Спустя какое-то время бельгийская федерация RACB пригласила Мартейна в один экипаж с Гийомом де Мевиусом. Задача – участие в чемпионате WRC2 в сезоне-2019. Помимо результатов, которые не оправдали ожиданий, дальнейшие перспективы омрачила пандемия 2020 года.
Но перед этим Видаге довелось стартовать в ралли Монца в одном экипаже с Крейгом Брином. Ирландец, погибший в 2023-м на тестах в Хорватии, оставил свой след в жизни бельгийца.
«Крейг был воплощением раллийной страсти, – вспоминает Мартейн. – Никогда не встречал человека, который настолько сильно любил бы нашу дисциплину. В совместных поездках мы постоянно смотрели видео с ирландскими ралли, так что теперь я знаю всех гонщиков из его страны! /смеется/
Именно благодаря его влиянию я захотел переехать в Андорру. Каждый раз проезжая мимо его дома сегодня, я испытываю странное чувство – ведь он был моим другом и отличным партнером по команде. Мне почти удалось стать его штурманом, и он был одним из тех, кто помог мне достичь высшего уровня».
Во время пандемии Видаге был вынужден взять перерыв и практически не участвовал в ралли. Следующий сезон должен был ознаменоваться освоением новой дисциплины – ралли-рейдов. Однако жизнь Мартейна изменилась после одного-единственного телефонного звонка.
Если в Японии он всё же завоюет долгожданный титул, Мартейн обязательно вспомнит тот странный четверг в январе 2021-го.
«Я прекрасно помню, как всё произошло, – рассказывает он. – За день до этого я услышал за рулем песню Black Eyed Peas – ну, знаете, эта, "Есть ощущение, что вечер удастся" (композиция I gotta feeling). Едва заслышав её, я покрылся мурашками, с удовольствием прослушал снова... и на следующий день...
Разумеется, никакой связи между этими двумя событиями нет. Я едва ли вспомню, что играло по радио за пару часов до нашего разговора. Но на следующий день был четверг, было раннее утро, и я ехал к Гийому де Мевиусу, чтобы помочь ему в мастерской, как вдруг зазвонил телефон. Это был Тьерри Невилль».
Невилль только что разошелся со своим постоянным штурманом – Николя Жильсулем.
«Он спросил меня, смогу ли я проехать с ним ралли Монте-Карло, – вспоминает Мартейн. – А Рождество вроде бы уже прошло... нет, меня, конечно, весьма баловали в детстве, но в тот момент... в тот момент я получил самый желанный подарок на свете.
Мне потребовалась доля секунды, чтобы ответить "Да!" – хотя я не очень хорошо знал Тьерри».
Что ж, ралли-рейдам не повезло.
«До этого мы виделись всего-то раз пять и никогда не разговаривали дольше трех минут, – рассказывает Видаге. – У меня было всего два дня на подготовку, и я знал, что мне придется непросто.
Во что я ввязался, я осознал уже потом – когда получил документацию по гонке и весьма специфичную стенограмму Тьерри. Я работал всю ночь, переписывая её и пытаясь в ней разобраться. У меня не было времени подумать над тем, что я делаю, не было никакого шейкдауна, а еще в Монте нужно по ходу пьесы вносить правки от разведчиков.
И только на перегоне к первому спецучастку я сказал себе: "Боже, это будет сложно". Я не проехал с Тьерри и метра, но, к счастью, хорошо знал команду благодаря годам работы с Чевоном – и это очень мне помогло. Ну, СУ1 прошел хорошо».
Первые трудности возникли в субботу утром – на СУ9 La Bréole – Selonnet.
«Спецучасток был очень сложным, с черным льдом и участками снега, – вспоминает Мартейн. – Мы поехали быструю секцию, где нужно было выдавать очень большой объем информации, и я запутался в стенограмме.
Но Тьерри меня успокоил: он начал описывать дорогу, и я смог вернуться на нужную строчку. На финише мы проанализировали ситуацию, а на следующем допе установили лучшее время – первое для меня в WRC».
В той гонке Видаге финишировал третьим, наконец-то попробовав шампанское на подиуме для призеров абсолютного зачета.
«Финишный подиум бок о бок с Себастьеном Ожье и Элфином Эвансом – это то, что я никогда не забуду, – говорит Мартейн. – Фото, на котором все эти гонщики обливают меня шампанским – одно из лучших в моей коллекции».
Быть может, в эти выходные его перебьет фото на стадионе Тойоты в Японии?
Просто еще один этап?
Кажется, именно так гонщики обычно говорят о ралли, по итогам которого могут сорвать джекпот в виде титула чемпиона мира.
Очевидно, что это неправда. Перед стартом 138-го этапа в карьере Мартейн должен испытывать большое давление. В двенадцатый раз подряд за сезон Hyundai i20 Rally1 под одиннадцатым номером открывает спецучастки в префектурах Аити и Гифу. Видаге определенно хотел бы отметить этот старт.
«Я недостаточно хорошо знаю историю WRC, чтобы знать, выигрывал ли кто-либо когда-нибудь титул, стартуя первым на протяжении всего сезона, – отмечает он (Себастьен Лёб сделал это в 2012-м, Себастьен Ожье – в 2015-м и 2016-м). – Если мы станем чемпионами, я буду очень горд, потому что на пути к нему нам пришлось пережить весьма непростые моменты – особенно на гравийных этапах».
Бельгийский экипаж оказался достаточно сообразителен, чтобы грамотно воспользоваться новой системой начисления очков, которая позволила им набирать большое количество баллов за один только воскресный день.
«Мы оставались в колее, даже после моей ошибки в Хорватии и ошибки на Сардинии, – говорит Мартейн. – У нас с Тьерри позитивный менталитет, мы всегда стараемся смотреть на вещи со светлой стороны. Очень часто перед отправкой на спецучасток мы повторяем друг другу наши цели. Это одни и те же слова, они помогают нам погрузиться в свой "пузырь"».
«Пузырь» – это то самое состояние, в котором штурман Hyundai хочет пребывать в Японии на протяжении всего ралли.
«До отъезда предстоит многое отработать вместе с командой, – объясняет он. – Прежде всего, я хочу сосредоточиться на подготовке. Это очень сложное ралли для штурманов. Поворотов в нем больше, чем на Корсике, поэтому я уделяю ему самое пристальное внимание.
У меня нет каких-то особенных суеверий, но зато есть свой алгоритм действий, который я повторяю, чтобы убедиться, что ничего не упустил».
Что для него значит стать чемпионом мира? Дать ответ Мартейн затрудняется.
«Не думаю, что могу найти нужные слова, – говорит он. – Я живу этой мечтой... и если это случится со мной, то не знаю, как отреагирую. Вам придется подойти ко мне после финиша, чтобы я мог дать ответ!» /смеется/
Помимо титулов в личном зачете в Японии Hyundai будет бороться и за титул в зачете производителей. Сирил Абитебуль уже дал понять, что позволит Тьерри и Мартейну вести свою гонку так, как им заблагорассудится.
Похоже, всё идет к тому, что бельгийцы возьмут-таки желанный титул. Последний вечер чемпионата и в самом деле может выйти удачным...