Ралли

Смена покрытия: новая программа Гринсмита

2023-03-17 16:42
Фото: twitter.com/greensmithgus

До сих пор стартовав в ралли за рулем Ford, Фергус Гринсмит решил задать своей карьере новое направление. Начиная с мексиканского этапа чемпионата мира, бывший голкипер молодежной команды Manchester City будет выступать за рулем Škoda Fabia RS Rally2. Разумеется, с целью добиться победы.


По материалам AUTOhebdo


Первые два этапа сезона-2023 обошлись без Фергуса Гринсмита. Желтоволосый гонщик привычно провел ознакомление с маршрутами ралли Монте-Карло и ралли Швеция, но старт в них не принимал. Его соревновательный дебют в новом сезоне чемпионата мира начинается на ралли Мексика – в рамках зачета WRC2.

Уйти, чтобы вернуться?

Во время прошлогоднего ралли Япония – финального этапа сезона-2022 – 26-летний англичанин испытывал некоторые сомнения на предмет продолжения раллийной карьеры. Никаких объявлений сделано еще не было, но определенные слухи по сервис-парку уже распространились – и гонщик просто не знал, что сказать.

Располагая уверенной спонсорской поддержкой, крашеный блондин – устойчивость связей которого с M-Sport казалась настолько очевидной – удивил многих, когда предпочел пойти другим путем.


Не считая дебюта в ралли за рулем Nissan Micra в 2013-м, вся карьера Гринсмита неразрывно была связана с маркой Ford, и казалось логичным, что британец продолжит это сотрудничество. За девять лет через его руки прошли раллийные Fiesta всех доступных уровней: от R1 в 2014-м до WRC в 2021-м, включая технику групп R2T, R5 и Rally2 в 2019 году. За рулем самой продвинутой версии (WRC) Гас провел несколько выступлений, которые могли бы заставить подумать о том, что британец намерен сменить статус и перестать платить за старты из своего кармана.


Переход на гибридную технику похоронил эти надежды.

Когда не хочешь быть спонсором

По ходу ралли Монте-Карло 2022 года Гринсмит записал на свой счет первое в карьере лучшее время на спецучастках WRC. Остальная часть сезона прошла не так хорошо. Где-то подводила техника, где-то – как, например, в Новой Зеландии или Каталонии – Гас отметился зрелищными авариями.

«Ощущения от прошедшего сезона неоднозначные, – объясняет он. – Я думаю, что у нас были очень хорошие выступления, но были и плохие. Думаю, можно было поработать получше над настройками Puma. Наличие в команде пилота вроде Отта Тянака (примкнувшего к M-Sport этой зимой) позволило бы оценить разницу в работе с автомобилем.


Когда ты молод, и что-то идет не так, как хочется, не так-то просто одновременно справляться и с собственным развитием, и с развитием вверенной тебе техники. Нет никаких сомнений в том, что можно было отработать лучше – и мне, и команде».


Манкунианец – парень очень воспитанный. Он не из тех, кто повышает голос или кричит на свои шины или механиков на финише спецучастка.


А еще он не будет в открытую говорить о том, что не пожелал оставаться в M-Sport только ради того, чтобы спонсировать эстонского пилота.

За новыми вызовами

Заявление босса M-Sport Малкольма Уилсона о том, что команда направит все имеющиеся ресурсы на Тянака, который должен завоевать чемпионский титул, оказалось для Гаса достаточной причиной покинуть команду, не тратя еще один год.

«В обсуждениях с Малкольмом или Ричардом Милленером (непосредственным руководителем команды) этот момент обговаривался предельно ясно, – подтверждает Гас. – Их главная цель состоит в том, чтобы Тянак стал чемпионом, и, на самом деле, я думаю, что никаких проблем с этим у меня бы не возникло.


Однако я также подумал, что пришло время открыть для себя другую вселенную. Столкнуться с новым вызовом.


Я уверен, что это обычное расставание. Для меня M-Sport что-то вроде семьи, и я хочу, чтобы у них всё получилось. Я по-прежнему поддерживаю связь с ребятами из команды. Не удивлюсь, если рано или поздно я вернусь в этот коллектив».


Такой взгляд на вещи объясняет, почему Гас довольно-таки умеренно говорит как о технических проблемах, с которыми столкнулся в прошлом году, так и об отказе становиться одним из колес повозки, управляемой Оттом.


Вынужденные следить за ходом событий на рынке пилотов со стороны, Фергус и его отец Чарльз – его главный спонсор – ждали до конца года, чтобы принять окончательное решение.

«Мы изучали вариант аренды Yaris от Toyota, – признается он. – Но это, опять же, означало бы, что я смогу проехать слишком малое количество этапов за сезон.


Мы сочли, что наилучшим вариантом будет возвращение в WRC2. Времени на то, чтобы всё организовать, было крайне мало, и самым простым решением для нас стало сотрудничество с Toksport».


Вот так Фергус Гринсмит, от которого ждали дальнейшей работы с M-Sport, примкнул к команде, зарекомендовавшей себя как эталон в Rally2.

Всё ради титула – но по-честному

Для программы WRC2 у Гринсмита был выбор из нескольких автомобилей, однако он сразу сосредоточил свое внимание на Fabia.


«Дело не в том, что я не хотел связываться с Citroën или Hyundai, – говорит он. – Просто я ощутил большой энтузиазм со стороны Toksport и Škoda Motorsport. Кроме того, они дали всё, что я хотел, учитывая тесные временные рамки. Я оценил, что они дали мне время на окончательное решение и при этом умудрились сделать всё возможное для того, чтобы эта программа состоялась».

Отступать в «младшую» группу – решение смелое, и Фергус уже знает, что ему придется очень нелегко. Впрочем, поднаторев в общении с прессой, некогда застенчивый британец больше не скромничает и амбиций не скрывает.


«Начиная с Мексики, наша цель – проехать все остальные этапы в календаре, – объясняет он. – Япония пока под вопросом, но у нас полно времени на решение.


Что касается WRC2, то мы поедем за очками в Леоне, а потом в Хорватии и Португалии. Затем подведем итоги и определимся с дальнейшими действиями. Я совершенно точно хочу побеждать. Самое время бороться за результаты, и именно поэтому я выбрал Fabia RS.


Наша задача состоит в борьбе за титул, но при этом я считаю, что победа в серии за счет стартов там, куда не добрались соперники, – это не дело. Я хочу набирать очки на этапах, где будет конкуренция. Николай Грязин, Эмиль Линдхольм, Оливер Сольберг или Адриен Фурмо – в WRC2 полно претендентов. Кто бы ни стал чемпионом – он реально этого заслуживает».

Просчитанный риск

Добавляя свое имя к перечню упомянутых пилотов – и не будем забывать о Йоане Росселе и Андреасе Миккельсене, который еще может спутать карты постоянным участникам, – Гринсмит осознает, что к его стартам будет привлечено пристальное внимание, и что сам он очень рискует, вернувшись в эту категорию.


«Всё верно, – подтверждает он. – Но разве не так работает автоспорт? Если уж отступаешь в младшую серию, то должен привозить результат. Если у тебя не получится – ты исчезнешь.


Но я не считаю, что давление на меня будет выше, чем на остальных. Мы все собрались здесь для того, чтобы продемонстрировать свой потенциал. В этом сезоне нас ожидает интересное противостояние между ребятами, подающими надежды, и теми, кто уже побывал в составе заводской команды.


Я хорошо знаю, что WRC2 – это палка о двух концах. У нас были гонщики вроде Элфина Эванса или Эсапекки Лаппи, которые вернулись в эту категорию и смогли впоследствии найти место в заводской команде WRC. А есть и другие, которые так и остались на этом уровне.

Далеко идущих планов на карьеру у меня нет. В конце года мы подведем итоги, но до этого я буду проезжать этап за этапом, стараясь выиграть так часто, как это возможно... хотя и понимаю, что это будет непросто».


Его переход в высший дивизион до сих пор вызывал лишь скептицизм относительно способности британца играть ведущую роль. Получится ли у него обрести в WRC2 тот кураж, что необходим для борьбы на самом высоком уровне? Как знать. В любом случае, средствами для достижения этой задачи Гас себя обеспечил.

Тщательная подготовка

Определившись с решением на сезон-2023, Гас определился и с требованиями: к возвращению в серию, которую он оставил в 2019-м, следует подготовиться должным образом.


«Чтобы бороться за чемпионат, нам необходимо проехать семь ралли, – говорит он. – Это дает мне возможность как следует познакомиться с автомобилем и командой».

Перед стартом в Центральной Америке британец не может ссылаться на отсутствие наката за рулем своей машины. В действительности Гринсмит провел тесты в Португалии в компании инженеров Škoda Motorsport, прежде чем проехать еще две тестовых сессии – уже с Toksport. За этим последовал его первый старт на Fabia RS Rally2 в гонке к северу от Порту, а перед самым стартом Гас снова потратил два дня на тестах в Мексике.


Ну, если уж и эти километры не позволят ему бороться в первых рядах...


«Что я пока нахожу очень странным – так это отсутствие в салоне стикера с логотипом M-Sport, – смеется манчестерец, за плечами которого более 70 стартов в чемпионате мира с Ford. – А вообще я сразу же ощутил, что автомобиль очень легок в управлении. Даже когда уровень сцепления меняется, машина сохраняет отличный баланс, что позволяет с уверенностью атаковать.


Благодаря команде Škoda, я получил возможность поработать с инженером, который ответил на мои конкретные вопросы, чего раньше со мной не случалось. Для меня это стало чем-то новым и, самое главное, очень полезным. Не терпится реализовать свои знания на практике.

Дебютный старт в Rally Vieira do Minho также прошел хорошо. Первый стартовый номер означал, что мне нужно было открывать трассу по снегу на первом прохождении, но затем наши результаты значительно улучшились, и, самое главное, я с новой машиной чувствовал себя комфортно. Выглядит многообещающе».

В ожидании старта

Первые контакты с Toksport вызывают у Гаса только положительные эмоции.


«Я нахожу их весьма профессиональными, – говорит он. – Они делают всё необходимое, чтобы у пилота на гонке были наилучшие условия. С нетерпением жду, что произойдет в ралли.


Я очень рад начать новую программу. Прошло несколько сезонов с тех пор, когда я боролся за победы, так что возможность сделать это в WRC2 была для меня одним из мотивирующих факторов к возвращению. Конечно, если говорить об удовольствии от пилотирования, нет ничего и близко сравнимого с Rally1.

Однако сейчас я больше нахожусь в поисках тех ощущений, которые мы испытываем, когда побеждаем. И я знаю, что у меня отличная позиция для этого – с лучшей командой и лучшим автомобилем.


Скорее всего, в Мексике будет ощущаться нехватка мощности, но с этим придется смириться – здесь мы все в одинаковой ситуации. Мне нравится это ралли, и мы собираемся побороться за победу, обеспечив хорошее начало сезона».


Никогда прежде Фергус Гринсмит не казался столь мотивированным и уверенным. И хотя речь в первую очередь идет о его ощущениях, его соперникам стоит принять это к сведению...


Фергус (Гас) Гринсмит

Родился 26 декабря 1996 в Манчестере (Англия). 26 лет.

2013: дебют в ралли (10-й в Junior 1000, Великобритания)
2014: 3-й в Fiesta Sport Trophy (Великобритания)
2015: 6-й в Drive Dmack Cup (Великобритания)
2016: 5-й в Junior (Великобритания), одна победа; 4-й в Drive Dmack Cup; дебют в WRC2
2017: 11-й в WRC2 (9 побед на спецучастках)
2018: 4-й в WRC2 (7 побед на спецучастках); первые очки в WRC (2)
2019: 3-й в WRC2 Pro; 15-й в WRC (9 очков); дебют за рулем автомобиля WRC (ралли Португалия)
2020: 11-й в WRC (16 очков)
2021: 9-й в WRC (64 очка)
2022: 10-й в WRC (две победы на спецучастках, 44 очка)