Ралли

В WRC решают проблему жары внутри автомобилей

2022-05-28 10:30
Фото: twitter.com/colmcklein

Расположение выхлопного тоннеля на технике группы Rally1 послужило причиной чрезмерной температуры, воздействующей на экипаж.

Пилоты и команды чемпионата мира потребовали от Международной автомобильной федерации (FIA) решения проблемы, с которой столкнулись во время ралли Португалия. Речь идет об опасно высокой температуре внутри автомобилей, вызванной необычным расположением выхлопной системы – её трубы пролегают по правой стороне, аккурат под местом штурмана.

Эта особенность гибридных машин нового поколения была выявлена еще в ходе имитационного ралли Hyundai Motorsport, на котором команда испытывала свой i20 N Rally1 в условиях, максимально приближенных к условиям полноценного ралли. Однако до сих пор проблема никак себя не проявляла в силу того, что до этапа в Португалии участникам серии не доводилось выступать в условиях жаркой погоды.

Фото: M-Sport

Прошедший этап дал понять, что с течением сезона ситуация будет лишь ухудшаться – ведь впереди ралли Сардиния и ралли Сафари, температуры на которых должны быть повыше, чем в Португалии.

«Физически я был в состоянии выполнять свою работу, но делать это было абсолютно некомфортно, – цитирует портал DirtFish Крейга Брина из M-Sport. – Честно говоря, было очень плохо. Пару раз я думал, что у нас прокол, но в действительности это были ботинки Пола [Нейгла, штурмана], плавящиеся на полу. Я отчетливо слышал этот запах; на СУ Amarante (самый протяженный спецучасток в маршруте гонки – 37,24 км) ему несколько раз приходилось отрывать ноги от пола, чтобы не обжечься, так что ничего хорошего в этом нет».

«Мы критиковали этот момент с самого начала работы с этими автомобилями, – вторит сопернику пилот Hyundai Тьерри Невилль. – Особенно штурманы – они сидят прямо над выхлопной магистралью, которая проходит через кокпит, из-за чего в нем становится очень жарко. Думаю, все мы видели, что в пятницу были проблемы у Отта, видели, что проблемы с этим испытывал и мой штурман [Мартейн Видаге]. У нас есть серьезные опасения, безусловно.

Фото: Hyundai Motorsport

Но о наличии этой проблемы уже говорилось прежде – и не один раз. Пару лет назад мы уже использовали отражающую пленку на стеклах, чтобы оградить себя от обжигающих солнечных лучей, которые нагревают салон стоящего автомобиля до 65-70 градусов».

Победитель ралли Португалия Калле Рованпера уверен, что пускать проблему на самотек не следует – это может быть небезопасно для здоровья экипажей.

«Признаться, в машине чересчур жарко, – добавил Калле Рованпера. – Думаю команды и FIA должны позаботиться об этом, посмотреть, что можно сделать, как-то изменить правила. Если внутри машины 50-60 градусов, это уже небезопасно. В такую жару мозг перестает нормально работать, и даже если ты в хорошей физической форме, это не значит, что внутри машины безопасно. Это слишком жарко».

Фото: Hyundai Motorsport

По словам заместителя руководителя Hyundai Motorsport Жюльена Монсе, проблема настолько серьезна, что он опасается за способность экипажей выдержать жару в салоне на спецучастках ралли Сафари – особенно в случае жаркой погоды в Кении. Он добавил, что команды сразу же обратились с этой темой в FIA и единогласны во мнении, что решение должно быть принято как можно скорее.

«Да, это серьезная проблема, – сказал он. – Мы знали о ней с самого начала и уже сообщали о том, что внутри этих машин слишком жарко. В Португалии мы получили убедительное тому доказательство, при том, что этот этап не такой уж и "горячий". Есть серьезные опасения перед Сардинией. Ну а в случае с Кенией, представьте себе, я не уверен, что какие-то из экипажей вообще сумеют добраться до финиша спецучастка. Это действительно проблема.

Регламент у нас новый, и трудно найти какие-то уловки, которые позволят решить эту проблему, потому что она связана с заданной конфигурацией автомобиля Rally1 – с выхлопной магистралью, проложенной в стороне. Безусловно, мы с FIA должны немедленно что-то придумать».

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Одно из предполагаемых решений проблемы было озвучено сразу же – Яри-Матти Латвалой. Знаток мирового ралли и по совместительству руководитель команды Toyota припомнил двадцатилетней давности опыт Peugeot, устанавливавшей на жарких этапах кондиционер на 206 WRC Ричарда Бёрнса.

«Мое мнение таково: можно установить кондиционер, но он должен быть одинаковым для всех, – объяснил Яри-Матти. – Идентичная для всех модель, одинаковая масса и всё такое. Это может стать одним из решений. Понятно, что к Сардинии будут предложены какие-то временные решения. Сейчас нам нужно время, чтобы подумать, что мы можем сделать – и нам определенно следует что-то попробовать».

«Да, мы видели такое решение в прошлом, – согласился Монсе. – В этом есть смысл, и у нас еще есть время до старта в Кении».

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Восемь решений


Спустя несколько дней после финиша ралли Португалия – в среду 25 мая – FIA провела заседание Комиссии WRC, по итогам которого представила требуемое от нее решение – и не одно, а целый ряд. Озвученные Федерацией возможные изменения в конструкции автомобилей должны помочь сдержать рост температур в кокпите на предстоящем ралли Сардиния.

По завершении заседания Комиссии командам было направлено письмо с подробным описанием допустимых действий для охлаждения «жилого» пространства автомобилей.

«В среду 25 мая членам Комиссии WRC был представлен ряд предложений по решению проблем, связанных с температурой в кокпите и возникших на прошлой неделе во время ралли Португалия, призванный подтолкнуть заводские команды к использованию полного спектра вариантов, предлагаемых регламентом, – говорится в заявлении FIA. – Некоторые из этих предложений требуют поддержки со стороны омологационной комиссии.

Фото: M-Sport

Комиссия WRC выразила решительную поддержку принятию срочных мер. Сейчас техническая команда FIA и производители совместно работают над решениями, призванными разрешить эти проблемы в преддверии ралли Сардиния и ралли Сафари».

И хотя обсуждать конкретные детали письма представители FIA отказались, портал DF разузнал, что речь идет о восьми возможных решениях, пять из которых не требуют обращения к омологационным «джокерам».

Сюда входят отверстие в «жабо» лобового стекла, которое увеличит приток воздуха в салон, вариант внедрения воздуховодов в боковых зеркалах заднего вида и вариант использования воздуховодов в плоскости пола. Кроме того, командам позволено наносить керамическое покрытие на источник тепла вокруг выхлопной системы.

Фото: Hyundai Motorsport

Что же до действий, требующих омологации, то к ним относятся установка второго вентиляционного отверстия в крыше, которое может быть больше уже установленного оригинального, использование стекол с серебряным напылением и вентиляционные отверстия в задних стеклах.

До старта ралли Сардиния (2-4 июня) остается пять дней.