Расположение выхлопного тоннеля на технике группы Rally1 послужило причиной чрезмерной температуры, воздействующей на экипаж.
Пилоты и команды чемпионата мира потребовали от Международной автомобильной федерации (FIA) решения проблемы, с которой столкнулись во время ралли Португалия. Речь идет об опасно высокой температуре внутри автомобилей, вызванной необычным расположением выхлопной системы – её трубы пролегают по правой стороне, аккурат под местом штурмана.
Эта особенность гибридных машин нового поколения была выявлена еще в ходе имитационного ралли Hyundai Motorsport, на котором команда испытывала свой i20 N Rally1 в условиях, максимально приближенных к условиям полноценного ралли. Однако до сих пор проблема никак себя не проявляла в силу того, что до этапа в Португалии участникам серии не доводилось выступать в условиях жаркой погоды.
Прошедший этап дал понять, что с течением сезона ситуация будет лишь ухудшаться – ведь впереди ралли Сардиния и ралли Сафари, температуры на которых должны быть повыше, чем в Португалии.
«Физически я был в состоянии выполнять свою работу, но делать это было абсолютно некомфортно, – цитирует портал DirtFish Крейга Брина из M-Sport. – Честно говоря, было очень плохо. Пару раз я думал, что у нас прокол, но в действительности это были ботинки Пола [Нейгла, штурмана], плавящиеся на полу. Я отчетливо слышал этот запах; на СУ Amarante (самый протяженный спецучасток в маршруте гонки – 37,24 км) ему несколько раз приходилось отрывать ноги от пола, чтобы не обжечься, так что ничего хорошего в этом нет».
«Мы критиковали этот момент с самого начала работы с этими автомобилями, – вторит сопернику пилот Hyundai Тьерри Невилль. – Особенно штурманы – они сидят прямо над выхлопной магистралью, которая проходит через кокпит, из-за чего в нем становится очень жарко. Думаю, все мы видели, что в пятницу были проблемы у Отта, видели, что проблемы с этим испытывал и мой штурман [Мартейн Видаге]. У нас есть серьезные опасения, безусловно.
Но о наличии этой проблемы уже говорилось прежде – и не один раз. Пару лет назад мы уже использовали отражающую пленку на стеклах, чтобы оградить себя от обжигающих солнечных лучей, которые нагревают салон стоящего автомобиля до 65-70 градусов».
Победитель ралли Португалия Калле Рованпера уверен, что пускать проблему на самотек не следует – это может быть небезопасно для здоровья экипажей.
«Признаться, в машине чересчур жарко, – добавил Калле Рованпера. – Думаю команды и FIA должны позаботиться об этом, посмотреть, что можно сделать, как-то изменить правила. Если внутри машины 50-60 градусов, это уже небезопасно. В такую жару мозг перестает нормально работать, и даже если ты в хорошей физической форме, это не значит, что внутри машины безопасно. Это слишком жарко».
По словам заместителя руководителя Hyundai Motorsport Жюльена Монсе, проблема настолько серьезна, что он опасается за способность экипажей выдержать жару в салоне на спецучастках ралли Сафари – особенно в случае жаркой погоды в Кении. Он добавил, что команды сразу же обратились с этой темой в FIA и единогласны во мнении, что решение должно быть принято как можно скорее.
«Да, это серьезная проблема, – сказал он. – Мы знали о ней с самого начала и уже сообщали о том, что внутри этих машин слишком жарко. В Португалии мы получили убедительное тому доказательство, при том, что этот этап не такой уж и "горячий". Есть серьезные опасения перед Сардинией. Ну а в случае с Кенией, представьте себе, я не уверен, что какие-то из экипажей вообще сумеют добраться до финиша спецучастка. Это действительно проблема.
Регламент у нас новый, и трудно найти какие-то уловки, которые позволят решить эту проблему, потому что она связана с заданной конфигурацией автомобиля Rally1 – с выхлопной магистралью, проложенной в стороне. Безусловно, мы с FIA должны немедленно что-то придумать».
Одно из предполагаемых решений проблемы было озвучено сразу же – Яри-Матти Латвалой. Знаток мирового ралли и по совместительству руководитель команды Toyota припомнил двадцатилетней давности опыт Peugeot, устанавливавшей на жарких этапах кондиционер на 206 WRC Ричарда Бёрнса.
«Мое мнение таково: можно установить кондиционер, но он должен быть одинаковым для всех, – объяснил Яри-Матти. – Идентичная для всех модель, одинаковая масса и всё такое. Это может стать одним из решений. Понятно, что к Сардинии будут предложены какие-то временные решения. Сейчас нам нужно время, чтобы подумать, что мы можем сделать – и нам определенно следует что-то попробовать».
«Да, мы видели такое решение в прошлом, – согласился Монсе. – В этом есть смысл, и у нас еще есть время до старта в Кении».
Восемь решений
Спустя несколько дней после финиша ралли Португалия – в среду 25 мая – FIA провела заседание Комиссии WRC, по итогам которого представила требуемое от нее решение – и не одно, а целый ряд. Озвученные Федерацией возможные изменения в конструкции автомобилей должны помочь сдержать рост температур в кокпите на предстоящем ралли Сардиния.
По завершении заседания Комиссии командам было направлено письмо с подробным описанием допустимых действий для охлаждения «жилого» пространства автомобилей.
«В среду 25 мая членам Комиссии WRC был представлен ряд предложений по решению проблем, связанных с температурой в кокпите и возникших на прошлой неделе во время ралли Португалия, призванный подтолкнуть заводские команды к использованию полного спектра вариантов, предлагаемых регламентом, – говорится в заявлении FIA. – Некоторые из этих предложений требуют поддержки со стороны омологационной комиссии.
Комиссия WRC выразила решительную поддержку принятию срочных мер. Сейчас техническая команда FIA и производители совместно работают над решениями, призванными разрешить эти проблемы в преддверии ралли Сардиния и ралли Сафари».
И хотя обсуждать конкретные детали письма представители FIA отказались, портал DF разузнал, что речь идет о восьми возможных решениях, пять из которых не требуют обращения к омологационным «джокерам».
Сюда входят отверстие в «жабо» лобового стекла, которое увеличит приток воздуха в салон, вариант внедрения воздуховодов в боковых зеркалах заднего вида и вариант использования воздуховодов в плоскости пола. Кроме того, командам позволено наносить керамическое покрытие на источник тепла вокруг выхлопной системы.
Что же до действий, требующих омологации, то к ним относятся установка второго вентиляционного отверстия в крыше, которое может быть больше уже установленного оригинального, использование стекол с серебряным напылением и вентиляционные отверстия в задних стеклах.
До старта ралли Сардиния (2-4 июня) остается пять дней.