Ралли

Будущее WRC: взгляд из Stellantis

Автомобили Citroën C3 Rally2 в сервис-парке ралли Монте-Карло 2024/Фото: Citroën Racing
Фото: Citroën Racing

Руководитель спортивного подразделения корпорации Stellantis поделился мнением о будущем чемпионата мира по ралли.

В феврале этого года Международная автомобильная федерация опубликовала концепцию развития чемпионата мира, которая, как надеется руководящий орган, сумеет привлечь в серию новых производителей. В числе озвученных предложений – изменения в техническом регламенте, подразумевающие сокращение в ближайшие годы разрыва между автомобилями Rally1 и Rally2.

Stellantis, владеющая рядом автомобильных брендов, в настоящее время представлена в чемпионате мира на уровне серии WRC2 – через марку Citroën, несколько лет назад (до конца 2019 года) присутствовавшую в мировом первенстве в высшем дивизионе. Интересуют ли корпорацию последние предложения FIA относительно будущего чемпионата мира? С этим вопросом журналисты обратились к Дидье Клеману – бывшему инженеру Себастьена Лёба, ныне отвечающему за клиентские программы Stellantis.

Руководитель клиентского отделения Stellantis Дидье Клеман
Фото: DPPI / AUTOhebdo

«Мы пока не знаем, – заявил Клеман. – Мы принимаем участие в обсуждении регламента с FIA. Нас не интересует регламент 2025 и 2026 годов касательно нынешних Rally1, но в 2027-м мы будем работать со всеми производителями и FIA. Каким мы видим будущее прямо сейчас? Как знать?

FIA проделала хорошую работу. Технический отдел действительно проводит хорошую работу. Что же до раскрутки серии, то – и в этом сходятся все – её нужно немного увеличить. Все мы в одной лодке и все мы хотим одного и того же. Мы хотим, чтобы чемпионат мира оставался на высоком уровне».

В апреле принадлежащий корпорации бренд Lancia официально заявил о том, что «работает» над возвращением в ралли. По словам Клемана, обсуждать это заявление всерьез можно будет лишь после прояснения ситуации с будущим техническим регламентом. На текущий момент наиболее реалистичным вариантом возвращения итальянской марки в ралли остается группа Rally4.

Юха Канккунен и Юха Пииронен, Lancia Delta HF Integrale (TO 53231S), ралли Сафари 1992
Фото: Motorsport Images

«Во-первых, это мечта всякого любителя ралли, – объяснил француз. – Хотя бы потому, что у Lancia есть своя история и воспоминания. Однако сейчас, прежде чем думать о возвращении Lancia, необходимо обсудить регламент. Наша стратегия базируется на техническом регламенте. Сейчас он не определен, так что, безусловно, говорить об этом пока рано».

Кроме того, Stellantis (как и другие производители) пока не горит желанием выпускать комплект, модернизирующий C3 Rally2 до предполагаемого концепцией будущего регламента Rally2+.

«Мы не считаем, что Rally2+ хоть как-то поможет чемпионату, – добавил Клеман. – Учитывая, что Rally2+ будет заведомо медленнее Rally1 и что у пилотов Rally2+ заведомо нет шансов на победу в абсолюте, эта идея не имеет смысла.

Мы строим машины для клиентов. Наш посыл в том, что любой может получить точно такой же автомобиль, как у Йоана Росселя или Николая Грязина. Да, очередные обновления сперва появляются на их машинах, но после этого они становятся доступны и клиентам. Мы хотим, чтобы как можно больше людей могли получить наши автомобили».

Николай Грязин и Константин Александров, Citroën C3 Rally2 (1-HCA-050), ралли Португалия 2024
Фото: Citroën Racing

Впрочем, французский инженер признает, что с нынешними Rally1 определенно надо что-то решать.

«Это великолепные автомобили в плане зрелищности, – говорит он. – Но мы, похоже, зашли слишком далеко. Эти машины слишком дороги, слишком сложны в управлении и не прощают ошибок, неизбежных для молодых пилотов, которым, в свою очередь, необходим накат.

В то же время "старые" пилоты фактически застрахованы от увольнения, потому что управляют автомобилями, на освоение которых уходят годы. Необходимо разбить эту стеклянную перегородку, которая не дает новому поколению спортсменов подняться в высший дивизион».

Помимо технического аспекта и необходимости в новых лицах, Клемана волнует и повествовательный аспект чемпионата.

«Мы сосредоточены на технической стороне, но есть вещи, которые можно сделать и в плане освещения серии, – объясняет он. – В краткосрочной перспективе взяться за эту область даже проще.

Гонщики Citroën Себастьен Лёб и Карлос Сайнс, пилот Subaru Петтер Сольберг, ралли Тур де Корс 2004/Фото: Motorsport Images
Фото: Motorsport Images

Необходимо выжимать из ситуации всё; нужно поставить гонщиков в центр игры. В глазах публики они должны быть настоящими звездами – как футболисты или баскетболисты. Чтобы болельщики остались под впечатлением, чтобы заставить их мечтать, нужно приложить силы и самим гонщикам.

Посмотрите на их лица на финише спецучастков, послушайте их комментарии – и вы поймете, что можно работать и в этом направлении. Ими восхищаются тысячи людей, и я не думаю, что мы должны слушать их жалобы на пыль, расчистку трассы, шины... Нам, напротив, нужны герои, которые увлекут за собой толпу.

Гонщики должны быть краеугольным камнем системы. Это может стать дополнительным стимулом для производителей – как это было с Себастьеном Лёбом и Citroën. Раньше у нас были звезды, так давайте попробуем их вернуть. Мы все согласны, что WRC нужно спасать, но должны ли мы сосредотачиваться исключительно на технической стороне дела?»

Поддержать проект RallyZone.ru