Ралли

Эванс: Никогда не был так близок к провалу!

2020-11-20 13:56
Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Сложная эпидемиологическая обстановка в мире грозит отменой очередному – на сей раз финальному – этапу WRC и заодно сулит первый в карьере титул Элфину Эвансу.

В ожидании ралли Монца (или же его отмены) возглавляющий личный зачет чемпионата валлиец из Toyota дал интервью изданию AUTOhebdo, постаравшись уклониться от необходимости отвечать на непрекращающиеся расспросы о титуле...

Ну что, можно уже говорить «Привет, чемпион»?

Элфин Эванс: Ух! /неловкая пауза/ Нет, еще рано! Еще слишком рано! /смеется/

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Давайте честно: какой была первая реакция на известие об отмене ралли Ипр? Что-то вроде «Уф, ну и хорошо» или, все-таки, ближе к «Ну нет!»?

Элфин Эванс: Я испытал острое разочарование, потому что уже провел большую работу, готовясь к этапу! /смеется/ Это значит, что всё было зря... а если серьезно, то мне действительно жаль – очень хотелось бы проехать это ралли.

Вообще, первым сигналом стала отмена гонки, которую мы планировали проехать в качестве тренировочной (речь о бельгийском Hemicuda Rally в конце октября). После этого достаточно было послушать-почитать новости о дальнейшем развитии эпидемии, чтобы понять, что в Ипр мы уже не едем. Отмена этого ралли не стала большим сюрпризом.

То есть, вам было бы интересно открыть для себя эту гонку?

Элфин Эванс: Именно. До сих пор моим единственным стартом в Бельгии было ралли Кондроз за рулем Ford Fiesta R1 (в 2012 году; Элфин тогда вылетел с трассы).

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

И не боязно было ехать в Ипр?

Элфин Эванс: Я находил эту идею интересной. Конечно, у Тьерри Невилля большой опыт выступлений на местных спецучастках, да и у Крейга Брина, думаю, было бы определенное преимущество, но остальные пилоты находились бы в той же ситуации, что и мы, впервые открывая для себя это ралли. Я рассматривал этот старт как возможность проехать что-то новое, необычное. Очень хотелось лично попробовать и местные дорожные условия, и ночные спецучастки.

Нравятся сложности такого рода?

Элфин Эванс: «Нравятся» – не самое подходящее слово! На старте спецучастка тебе это как раз совершенно не нравится...

Но обычно я действительно получаю удовольствие от таких испытаний. Понятно, что условия непредсказуемые, но обычно я неплохо с ними справляюсь. Ехать ночью очень сложно; это всегда особая атмосфера – как на ралли Монте-Карло – а сегодня мы очень редко едем по темноте.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Сейчас, конечно, легко говорить, но какой была бы тактика на ралли Ипр?

Элфин Эванс: Вариант был только один – выигрывать. Положение перед гонкой было неопределенным и остается таковым и сейчас, после отмены. Учитывая количество разыгрываемых очков за победу и наличие PowerStage, нужно действовать предельно эффективно. Я точно не собирался осторожничать и просто доезжать.

Финал чемпионата был отдан асфальтовым Ипру и Монце. Насколько сложно возвращаться на твердое покрытие спустя 10 месяцев после финиша ралли Монте-Карло?

Элфин Эванс: Не могу ответить на этот вопрос. После финиша PowerStage ралли Монте-Карло я и в самом деле не проехал с Yaris WRC по асфальту ни единого метра. Это вызывает определенные вопросы.

Ну, судя по выступлению в первой гонке сезона, поводов для опасений нет...

Элфин Эванс: Да, в промежутке между вечером четверга и субботой в Монте я действительно был доволен и скоростью, и ощущениями от автомобиля. Только это было давно, а мой опыт пилотирования Toyota на асфальте весьма ограничен.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Перед стартом ралли Эстония вы говорили, что надеетесь вернуться к своему прежнему – ну, тому, что до изоляции – ритму. Полагаете, вам это удалось?

Элфин Эванс: Не совсем. Я предпочел бы ехать быстрее, даже если бы это привело к катастрофическим последствиям. Были кое-какие сложности. Ралли Эстония выдалось непростым, и вылет с трассы в тренировочной гонке перед этим не позволил мне подойти к этому этапу в лучшей форме. Авария была не такой уж серьезной, но она крепко засела у меня в голове, и мне очень не хотелось ее повторения.

Похоже, вы слишком требовательны к себе. Судя по результатам после возобновления чемпионата, из всей четверки претендентов на титул больше всего заработали именно вы: 57 очков против 45 у Невилля и Тянака и 35 у Ожье...

Элфин Эванс: Возможно, по скорости они нас превосходили – и я не могу быть этим доволен – но арифметически мы оказались лучше. Проблемы с расслоением протектора в Эстонии и ошибка с выбором шин в Турции нам, конечно, не помогли, но зато мы смогли заработать хорошие очки на PowerStage в Тарту и выиграли в Мармарисе.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

В последние годы чемпионом зачастую становился самый стабильный пилот. Наверное, постоянно напоминаете себе об этом?

Элфин Эванс: Не особо. В первую очередь я стараюсь забраться как можно выше в таблице абсолюта. Разумеется, в какой-то момент гонки придется адаптироваться к ситуации. Скажем, в Турции у меня был большой соблазн атаковать после того, как парочка средних результатов под занавес первого дня отбросила нас на четвертое место. Но, с учетом происходившего вокруг, нам это попросту не понадобилось.

Очевидно, что в условиях, когда чемпионат сократился до таких масштабов, любая оплошность обходится слишком дорого, и нужно знать, как уберечься от проблем. В то же время, я считаю, что такой подход не должен влиять на скорость – иначе ты и быстрым не будешь.

Вы также единственный из четверки лидеров чемпионата пилот, которому удалось набрать очки на каждом из этапов. Но это не всегда получалось легко, верно?

Элфин Эванс: Да, после хорошего результата в ралли Монте-Карло (третье место) мы стартовали третьими в Швеции, но это не помешало нам выиграть. Первая стартовая позиция в Мексике, вторая в Эстонии и Турции, потом снова первая – на Сардинии... в общем, иногда приходилось справляться с очень сложными условиями. Возглавлять чемпионат очень непросто, и здесь у меня пока нет такого же опыта, как у Себастьена [Ожье].

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Очевидно также, что более выгодные стартовые позиции некоторых наших соперников обеспечивают им возможность лучше проявить свою скорость. Достаточно посмотреть на Hyundai, чей третий экипаж стабильно финишировал на подиуме в трех последних гонках.

Ощутили ли вы в этом году какие-то перемены в подходе к гоночному процессу после того, как осознали, что можете бороться за победы и титул?

Элфин Эванс: Не сказал бы. Мы и в прошлом году умудрялись находиться среди претендентов на победу – правда, преимущественно на отдельных этапах. В этом году я старался добиться такого положения в каждом ралли. Мне хотелось найти ту самую стабильность, о которой мы только что говорили. А подход заключался в том, чтобы выдавать максимум в каждой гонке, не заботясь о конечном результате.

Эти ли перемены позволили вам бороться за титул?

Элфин Эванс: Не совсем... в конце концов, это не имеет значения – никто пока ничего не достиг! Такова реальность. Случиться может всё, что угодно.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Действительно ли вам хочется, чтобы ралли Монца все-таки состоялось?

Элфин Эванс: Есть некоторая вероятность, что гонка будет отменена. Тем не менее, я хочу стартовать там и надеюсь, что это ралли пройдет именно в том виде, как нам было обещано – с субботними спецучастками за пределами автодрома. Если оно будет похоже на настоящее ралли, то должно быть интересно. Не стоит забывать и о том, что наша команда не отказалась от борьбы за титул в зачете производителей, судьба которого как раз решится в Монце.

Важно ли для вас, чтобы обладатель титула определился по итогам ралли, а не во время периода самоизоляции в условиях неопределенности?

Элфин Эванс: Стараюсь об этом не думать. Да, это было бы странно, но я всё равно никак не могу повлиять на это. В моих силах разве что тщательная подготовка к старту в Монце.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Если ралли Монца состоится, с каким настроем вы отправитесь на старт?

Элфин Эванс: Как и в случае с Ипром, мы постараемся показать лучший результат из возможных. В зависимости от того, как будет развиваться ситуация по ходу уик-энда, мы можем подстроиться под условия – но не с самого старта. У нас не настолько большой отрыв, чтобы поступать как-то иначе.

Уже ощущаете давление?

Элфин Эванс: /смеется/ Нет, никакого давления! Ну, может, оно и есть, но я об этом не думаю. Я более-менее наловчился с ним справляться; лучший способ – полностью сосредоточиться на следующей гонке, направить на нее всю энергию.

А на Сардинии вы говорили, что совсем не думать об этом невозможно. Эти мысли всё еще отвлекают вас во время ралли?

Элфин Эванс: Вовсе нет. После того как я потерял уйму времени, расчищая дорогу на последних двух допах пятницы, я четко и ясно осознавал, что делать дальше. Я намеревался бороться с ближайшими соперниками, а когда отрывы стали слишком большими, поехал аккуратнее, потому что шансы на то, чтобы вернуться вперед, были невелики.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Ну теперь-то, учитывая результат, который вам нужно показать в Монце, чтобы стать чемпионом, вы, наверное, уже можете позволить себе думать о титуле?

Элфин Эванс: /улыбается/ Я снова говорю вам: еще слишком рано!

Вот поехали бы мы в Ипр, например. Проведи мы там очень плохое ралли, у меня еще оставался бы шанс сохранить парочку очков на PowerStage, а потом попытаться выдать отличный результат в Монце. Теперь Ипр отменен, и если в Монце что-то пойдет не так, исправить ситуацию будет невозможно. Мне говорят: «Ты никогда не был так близок к титулу». С одной стороны, это правда, а с другой – я никогда не был так близок к провалу! Так что нет, лучше всего просто не думать об этом.

А как вы вообще справляетесь с этим периодом неопределенностей, отмен гонок и постоянного ожидания?

Элфин Эванс: Пришлось привыкнуть; я был готов к этому. Учитывая пандемию, было не так уж удивительно слышать об отмене того или иного этапа или о том, что надо снова подождать, чтобы выяснить, доезжаем мы этот сезон до конца или нет. Единственный вопрос, который волнует меня сейчас – это состоится ли ралли Монца. Нужно готовиться к этому этапу, нужно сохранять концентрацию и сделать для этого всё, что в моих силах.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

После победы в Турции вы сказали, что это была не лучшая победа в вашей карьере. А что насчет титула? Считаете, что заслуживаете его?

Элфин Эванс: На мой взгляд, ситуация в чемпионате несколько отличается от той, что сложилась на турецком этапе. В конце года мы точно сможем сказать, что каждый из участников имел одинаковые шансы на титул.

Знаете, нередко случается так, что какой-то пилот выигрывает благодаря проблемам остальных или потому, что использовал шины другого производителя. Всегда найдется место таким аргументам. Но за произошедшее в этом году я не отвечаю, и, повторюсь, у каждого из нас были одинаковые возможности.

Лично для меня титул по итогам даже такого года останется исполнением задуманного. В прошлом сезоне мы были вроде как «лучшими из остальных» позади трех быстрейших пилотов, а в этом смогли навязать им борьбу. Прежде в чемпионате было только три претендента, теперь же нас четверо – сомневаться в этом не приходится. И если мы завершим сезон на той же позиции, что и сейчас, это будет очень приятно.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Стали ли вы заказывать после отмены этапа в Ипре большее количество бутылок с шампанским и зарезервировали ли зал для вечеринки?

Элфин Эванс: /смеется/ Нет-нет! Слишком много вопросов на эту тему!

Пару лет назад во Франции проходили выборы, и один из кандидатов признался, что каждый день, бреясь перед зеркалом, думал только о том, как станет президентом. О чем думаете вы, когда просыпаетесь?

Элфин Эванс: О, нет! /смеется/ Я просто не знаю, о чем думаю по утрам!

Не пробовали произносить вслух? Вдруг эта фраза – «Я чемпион мира по ралли» – и в самом деле неплохо звучит?

Элфин Эванс: /смеется/ Нет, конечно же, нет! Слушайте, давайте уже встретимся в Монце – там и скажу!