Сложная эпидемиологическая обстановка в мире грозит отменой очередному – на сей раз финальному – этапу WRC и заодно сулит первый в карьере титул Элфину Эвансу.
В ожидании ралли Монца (или же его отмены) возглавляющий личный зачет чемпионата валлиец из Toyota дал интервью изданию AUTOhebdo, постаравшись уклониться от необходимости отвечать на непрекращающиеся расспросы о титуле...
Ну что, можно уже говорить «Привет, чемпион»?
Элфин Эванс: Ух! /неловкая пауза/ Нет, еще рано! Еще слишком рано! /смеется/
Давайте честно: какой была первая реакция на известие об отмене ралли Ипр? Что-то вроде «Уф, ну и хорошо» или, все-таки, ближе к «Ну нет!»?
Элфин Эванс: Я испытал острое разочарование, потому что уже провел большую работу, готовясь к этапу! /смеется/ Это значит, что всё было зря... а если серьезно, то мне действительно жаль – очень хотелось бы проехать это ралли.
Вообще, первым сигналом стала отмена гонки, которую мы планировали проехать в качестве тренировочной (речь о бельгийском Hemicuda Rally в конце октября). После этого достаточно было послушать-почитать новости о дальнейшем развитии эпидемии, чтобы понять, что в Ипр мы уже не едем. Отмена этого ралли не стала большим сюрпризом.
То есть, вам было бы интересно открыть для себя эту гонку?
Элфин Эванс: Именно. До сих пор моим единственным стартом в Бельгии было ралли Кондроз за рулем Ford Fiesta R1 (в 2012 году; Элфин тогда вылетел с трассы).
И не боязно было ехать в Ипр?
Элфин Эванс: Я находил эту идею интересной. Конечно, у Тьерри Невилля большой опыт выступлений на местных спецучастках, да и у Крейга Брина, думаю, было бы определенное преимущество, но остальные пилоты находились бы в той же ситуации, что и мы, впервые открывая для себя это ралли. Я рассматривал этот старт как возможность проехать что-то новое, необычное. Очень хотелось лично попробовать и местные дорожные условия, и ночные спецучастки.
Нравятся сложности такого рода?
Элфин Эванс: «Нравятся» – не самое подходящее слово! На старте спецучастка тебе это как раз совершенно не нравится...
Но обычно я действительно получаю удовольствие от таких испытаний. Понятно, что условия непредсказуемые, но обычно я неплохо с ними справляюсь. Ехать ночью очень сложно; это всегда особая атмосфера – как на ралли Монте-Карло – а сегодня мы очень редко едем по темноте.
Сейчас, конечно, легко говорить, но какой была бы тактика на ралли Ипр?
Элфин Эванс: Вариант был только один – выигрывать. Положение перед гонкой было неопределенным и остается таковым и сейчас, после отмены. Учитывая количество разыгрываемых очков за победу и наличие PowerStage, нужно действовать предельно эффективно. Я точно не собирался осторожничать и просто доезжать.
Финал чемпионата был отдан асфальтовым Ипру и Монце. Насколько сложно возвращаться на твердое покрытие спустя 10 месяцев после финиша ралли Монте-Карло?
Элфин Эванс: Не могу ответить на этот вопрос. После финиша PowerStage ралли Монте-Карло я и в самом деле не проехал с Yaris WRC по асфальту ни единого метра. Это вызывает определенные вопросы.
Ну, судя по выступлению в первой гонке сезона, поводов для опасений нет...
Элфин Эванс: Да, в промежутке между вечером четверга и субботой в Монте я действительно был доволен и скоростью, и ощущениями от автомобиля. Только это было давно, а мой опыт пилотирования Toyota на асфальте весьма ограничен.
Перед стартом ралли Эстония вы говорили, что надеетесь вернуться к своему прежнему – ну, тому, что до изоляции – ритму. Полагаете, вам это удалось?
Элфин Эванс: Не совсем. Я предпочел бы ехать быстрее, даже если бы это привело к катастрофическим последствиям. Были кое-какие сложности. Ралли Эстония выдалось непростым, и вылет с трассы в тренировочной гонке перед этим не позволил мне подойти к этому этапу в лучшей форме. Авария была не такой уж серьезной, но она крепко засела у меня в голове, и мне очень не хотелось ее повторения.
Похоже, вы слишком требовательны к себе. Судя по результатам после возобновления чемпионата, из всей четверки претендентов на титул больше всего заработали именно вы: 57 очков против 45 у Невилля и Тянака и 35 у Ожье...
Элфин Эванс: Возможно, по скорости они нас превосходили – и я не могу быть этим доволен – но арифметически мы оказались лучше. Проблемы с расслоением протектора в Эстонии и ошибка с выбором шин в Турции нам, конечно, не помогли, но зато мы смогли заработать хорошие очки на PowerStage в Тарту и выиграли в Мармарисе.
В последние годы чемпионом зачастую становился самый стабильный пилот. Наверное, постоянно напоминаете себе об этом?
Элфин Эванс: Не особо. В первую очередь я стараюсь забраться как можно выше в таблице абсолюта. Разумеется, в какой-то момент гонки придется адаптироваться к ситуации. Скажем, в Турции у меня был большой соблазн атаковать после того, как парочка средних результатов под занавес первого дня отбросила нас на четвертое место. Но, с учетом происходившего вокруг, нам это попросту не понадобилось.
Очевидно, что в условиях, когда чемпионат сократился до таких масштабов, любая оплошность обходится слишком дорого, и нужно знать, как уберечься от проблем. В то же время, я считаю, что такой подход не должен влиять на скорость – иначе ты и быстрым не будешь.
Вы также единственный из четверки лидеров чемпионата пилот, которому удалось набрать очки на каждом из этапов. Но это не всегда получалось легко, верно?
Элфин Эванс: Да, после хорошего результата в ралли Монте-Карло (третье место) мы стартовали третьими в Швеции, но это не помешало нам выиграть. Первая стартовая позиция в Мексике, вторая в Эстонии и Турции, потом снова первая – на Сардинии... в общем, иногда приходилось справляться с очень сложными условиями. Возглавлять чемпионат очень непросто, и здесь у меня пока нет такого же опыта, как у Себастьена [Ожье].
Очевидно также, что более выгодные стартовые позиции некоторых наших соперников обеспечивают им возможность лучше проявить свою скорость. Достаточно посмотреть на Hyundai, чей третий экипаж стабильно финишировал на подиуме в трех последних гонках.
Ощутили ли вы в этом году какие-то перемены в подходе к гоночному процессу после того, как осознали, что можете бороться за победы и титул?
Элфин Эванс: Не сказал бы. Мы и в прошлом году умудрялись находиться среди претендентов на победу – правда, преимущественно на отдельных этапах. В этом году я старался добиться такого положения в каждом ралли. Мне хотелось найти ту самую стабильность, о которой мы только что говорили. А подход заключался в том, чтобы выдавать максимум в каждой гонке, не заботясь о конечном результате.
Эти ли перемены позволили вам бороться за титул?
Элфин Эванс: Не совсем... в конце концов, это не имеет значения – никто пока ничего не достиг! Такова реальность. Случиться может всё, что угодно.
Действительно ли вам хочется, чтобы ралли Монца все-таки состоялось?
Элфин Эванс: Есть некоторая вероятность, что гонка будет отменена. Тем не менее, я хочу стартовать там и надеюсь, что это ралли пройдет именно в том виде, как нам было обещано – с субботними спецучастками за пределами автодрома. Если оно будет похоже на настоящее ралли, то должно быть интересно. Не стоит забывать и о том, что наша команда не отказалась от борьбы за титул в зачете производителей, судьба которого как раз решится в Монце.
Важно ли для вас, чтобы обладатель титула определился по итогам ралли, а не во время периода самоизоляции в условиях неопределенности?
Элфин Эванс: Стараюсь об этом не думать. Да, это было бы странно, но я всё равно никак не могу повлиять на это. В моих силах разве что тщательная подготовка к старту в Монце.
Если ралли Монца состоится, с каким настроем вы отправитесь на старт?
Элфин Эванс: Как и в случае с Ипром, мы постараемся показать лучший результат из возможных. В зависимости от того, как будет развиваться ситуация по ходу уик-энда, мы можем подстроиться под условия – но не с самого старта. У нас не настолько большой отрыв, чтобы поступать как-то иначе.
Уже ощущаете давление?
Элфин Эванс: /смеется/ Нет, никакого давления! Ну, может, оно и есть, но я об этом не думаю. Я более-менее наловчился с ним справляться; лучший способ – полностью сосредоточиться на следующей гонке, направить на нее всю энергию.
А на Сардинии вы говорили, что совсем не думать об этом невозможно. Эти мысли всё еще отвлекают вас во время ралли?
Элфин Эванс: Вовсе нет. После того как я потерял уйму времени, расчищая дорогу на последних двух допах пятницы, я четко и ясно осознавал, что делать дальше. Я намеревался бороться с ближайшими соперниками, а когда отрывы стали слишком большими, поехал аккуратнее, потому что шансы на то, чтобы вернуться вперед, были невелики.
Ну теперь-то, учитывая результат, который вам нужно показать в Монце, чтобы стать чемпионом, вы, наверное, уже можете позволить себе думать о титуле?
Элфин Эванс: /улыбается/ Я снова говорю вам: еще слишком рано!
Вот поехали бы мы в Ипр, например. Проведи мы там очень плохое ралли, у меня еще оставался бы шанс сохранить парочку очков на PowerStage, а потом попытаться выдать отличный результат в Монце. Теперь Ипр отменен, и если в Монце что-то пойдет не так, исправить ситуацию будет невозможно. Мне говорят: «Ты никогда не был так близок к титулу». С одной стороны, это правда, а с другой – я никогда не был так близок к провалу! Так что нет, лучше всего просто не думать об этом.
А как вы вообще справляетесь с этим периодом неопределенностей, отмен гонок и постоянного ожидания?
Элфин Эванс: Пришлось привыкнуть; я был готов к этому. Учитывая пандемию, было не так уж удивительно слышать об отмене того или иного этапа или о том, что надо снова подождать, чтобы выяснить, доезжаем мы этот сезон до конца или нет. Единственный вопрос, который волнует меня сейчас – это состоится ли ралли Монца. Нужно готовиться к этому этапу, нужно сохранять концентрацию и сделать для этого всё, что в моих силах.
После победы в Турции вы сказали, что это была не лучшая победа в вашей карьере. А что насчет титула? Считаете, что заслуживаете его?
Элфин Эванс: На мой взгляд, ситуация в чемпионате несколько отличается от той, что сложилась на турецком этапе. В конце года мы точно сможем сказать, что каждый из участников имел одинаковые шансы на титул.
Знаете, нередко случается так, что какой-то пилот выигрывает благодаря проблемам остальных или потому, что использовал шины другого производителя. Всегда найдется место таким аргументам. Но за произошедшее в этом году я не отвечаю, и, повторюсь, у каждого из нас были одинаковые возможности.
Лично для меня титул по итогам даже такого года останется исполнением задуманного. В прошлом сезоне мы были вроде как «лучшими из остальных» позади трех быстрейших пилотов, а в этом смогли навязать им борьбу. Прежде в чемпионате было только три претендента, теперь же нас четверо – сомневаться в этом не приходится. И если мы завершим сезон на той же позиции, что и сейчас, это будет очень приятно.
Стали ли вы заказывать после отмены этапа в Ипре большее количество бутылок с шампанским и зарезервировали ли зал для вечеринки?
Элфин Эванс: /смеется/ Нет-нет! Слишком много вопросов на эту тему!
Пару лет назад во Франции проходили выборы, и один из кандидатов признался, что каждый день, бреясь перед зеркалом, думал только о том, как станет президентом. О чем думаете вы, когда просыпаетесь?
Элфин Эванс: О, нет! /смеется/ Я просто не знаю, о чем думаю по утрам!
Не пробовали произносить вслух? Вдруг эта фраза – «Я чемпион мира по ралли» – и в самом деле неплохо звучит?
Элфин Эванс: /смеется/ Нет, конечно же, нет! Слушайте, давайте уже встретимся в Монце – там и скажу!