Ралли

Виртуальный ретардер: дебют в Финляндии

Фото: M-Sport

На финском этапе в чемпионате мира впервые будет официально задействована система виртуального ретардера.

В эти выходные участникам ралли Финляндия предстоит столкнуться с новой вводной. На СУ Ouninpohja будет задействована система виртуального ретардера, обязательная для соблюдения всеми экипажами.

Задача нововведения состоит в том, чтобы избавиться от классических ретардеров, как правило, собираемых при помощи массивных тюков с сеном или иных препятствий. Виртуальное исполнение позволит избавиться от элемента, способного повредить автомобиль и не задействовать маршалов, которые должны следить за положением ретардера, ведь участники нередко сдвигают сено, меняя конфигурацию задуманного организаторами препятствия.

Исходя из предыдущего аргумента, виртуальность ретардера поставит всех участников в равное положение, а заодно устранит возможные споры о том, кто проехал ретардер правильно, а кто нарвался на штраф из-за неаккуратного, по мнению судей, проезда.

Фото: FIA

Впервые такое решение было опробовано на прошлогоднем Rally di Roma Capitale, этапе чемпионата Европы. В этом в экспериментальном порядке участники чемпионата мира познакомились с ней на шейкдауне ралли Латвия: тормозить в зоне виртуального ретардера было необязательно, однако все представители Rally1 – за исключением Калле Рованперы – хотя бы раз, но попробовали действовать в соответствии с предлагаемыми инструкциями.

В Финляндии же система дебютирует официально и будет обязательной для всех. Как она работает?

По сути, виртуальный ретардер представляет собой обозначенную в дорожной книге зону замедления, где участник должен притормозить, достигнув требуемой целевой скорости в 60 км/ч, после чего снова ускориться, продолжив движение в привычном темпе.

Фото: DirtFish

В момент, когда экипаж достигает участка с виртуальным ретардером, установленная в машине система хронометража RallySafe, отправляющая участникам уведомления (например, об остановке спецучастка) показывает скорость, до которой необходимо замедлиться в этой зоне. Как только система зафиксирует достижение целевого показателя, она подтвердит, что экипаж снова может разогнаться до «боевой» скорости.

Выдерживать целевую скорость на протяжении всей зоны не обязательно: достаточно разово снизить скорость до требуемой.

Попрактиковаться с виртуальным ретардером участники ралли Финляндия смогут уже в ходе шейкдауна, где также будет действовать зона замедления.

Первое знакомство с системой, прошедшее в Латвии, ожидаемо вызвало смешанную реакцию со стороны гонщиков. В частности, вызвала вопросы безопасность такого подхода: ведь штурману придется смотреть вниз на дисплей RallySafe, а не на приборную панель.

Фото: Hyundai Motorsport

«Скажем так, система, которую FIA планирует на данный момент, на самом деле не работает, так что очевидно, что она должна быть организована немного по-другому, – заявил в ходе ралли Латвия пилот Hyundai Отт Тянак. – Мы должны отвлекаться от дороги и смотреть на какие-то экраны, и очевидно, что так работать нельзя. Не самое разумное решение – на такой скорости смотреть на экран, а не на дорогу».

«Мы должны быть уверены, что всё работает идеально, – вторит сопернику Себастьен Ожье, выступающий за Toyota. – Это главная проблема. Будет ли сигнал стабильным, не потеряем ли мы лишнего из-за того, что трекер на секунду отключился – это вот проблема. В остальном, нам, вероятно, придется к этому привыкнуть.

Конечно, есть, что улучшить. Сейчас эта информация не выводится на приборную панель перед глазами пилота, что выглядит бессмыслицей, потому что тогда придется смотреть куда-то внутрь кокпита, а не на дорогу. Не самый идеальный вариант с точки зрения безопасности».

«Поначалу было немного странно, но, возможно, это не такая уж плохая задумка, – поделился своим мнением Грегуар Мюнстер из M-Sport. – Во-первых, ты не рискуешь врезаться в тюк с сеном, а во-вторых, полагаю, дорога останется целее, организаторам будет проще восстанавливать трассу после гонки. Но к этому придется привыкнуть».

Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

В свою очередь делегат FIA по безопасности Николя Клингер заявил, что понимает опасения гонщиков, но указал на ошибочность некоторых доводов.

«В чемпионате мира по ралли используется система слежения SAS, – сказал он. – Если экипаж не видит её экран, значит, он не может видеть и сообщение об остановке спецучастка, которое обязательно должно быть видно человеку, находящемуся в машине.

Если это действительно так, значит, система установлена неправильно. Обычно экран должен быть виден и пилоту, и штурману, и этой системе уже много лет. Но я понимаю, что они имеют в виду.

В Финляндии будут установлены специальные полуарки, предупреждающие о приближении к ретардеру за 200 и 100 метров, за ними последует большая арка на входе в зону, после чего у них будет 200 метров на то, чтобы замедлиться. Конец зоны также отмечен большой аркой. Не заметить будет очень сложно.

Они точно будут знать, где нужно замедлиться. Опять же, если честно, я полагаю, что на четвертой или даже третьей передаче вы точно знаете, что едете не на 50 км/ч. Так что смотреть на экран точно нужно будет не в начале торможения.

Фото: M-Sport

Вам же всё равно нужно будет замедлиться... думаю, когда сбрасываешь скорость со 100 до 70-ти, 60-ти, 50-ти – вот в этот момент и надо будет посмотреть на экран. И, опять же, рядом сидит человек, которому в этот момент совершенно нечем заняться. Это прямой отрезок, автомобиль замедляется, так что он может смотреть на экран».

Именно такой тактики, кстати, намерен придерживаться Калле Рованпера.

«В нашем экипаже о том, что происходит на экране мне должен говорить штурман», – объяснил действующий чемпион мира.

Клингер также объяснил, почему виртуальный ретардер – полезный инструмент с точки зрения проведения соревнований.

«Со спортивной стороны, её можно использовать там, где нецелесообразно задействовать тюки с сеном или еще какое-то прочное препятствие, – сказал он. – Мы не хотим использовать бетон, потому что не хотим разрушать автомобили. Тюки с сеном тоже достаточно тяжелые и тоже способны разбить машину.

Фото: Hyundai Motorsport

Я не хочу оплачивать счета за расколотые бамперы и отбитые зеркала, которые участники оставляют на ретардерах, но мы должны ставить их в некоторых местах ради безопасности. Легкие барьеры отлетают в сторону даже от воздушных потоков, которые создают автомобили.

Дороги становятся шире и быстрее. Быстрее становятся и автомобили. И не везде можно поставить классические ретардеры – в том числе из-за отсутствия места. Так что идея виртуального ретардера нам подходит – тем более, что у нас есть технологии, позволяющие её реализовать. Возможно, в будущем у нас будет какой-то индикатор на приборной панели или что-то в этом роде.

Если рассуждать дальше, то на асфальтовых ралли часто встречаются населенные пункты – с домами и школами – где просто не получится сделать спецучасток протяженностью больше восьми километров. Просто потому, что посреди дороги у тебя найдется отрезок в 200 метров, который пролегает через деревушку, где никто не хотел бы видеть несущиеся в боевом темпе автомобили. Возможно, с помощью этой системы в будущем вместо восьмикилометровых спецучастков мы сможем проводить двадцатикилометровые».

Поддержать проект RallyZone.ru