
Себастьен Лёб в одиночку удерживает Citroën в лидерах чемпионата мира. Франсуа Дюваль должен изменить стиль пилотирования, чтобы побороться за свое будущее в команде.
Помните слова из песни: «и мой сурок со мною!»? Точно так же чемпион мира удивился, что его «результат после четвертого этапа в точности напоминает прошлогодний. После новой Зеландии 2004 у меня было столько же очков, что и сейчас – да и собрал я их в свою копилку точно тем же способом, буквально двумя победами, одним четвертым местом и одним сходом». И точно так же, как и сегодня, в прошлом году отставал от лидера всего на одно очко.
Ощущение «дежа вю» не покидало эльзасца и перед ралли Сардиния. Однако на новой трассе средиземноморского острова вице-чемпион прервал серию своих дублей, словно на пятом этапе чемпионата он выступал в другой лиге.
Казалось, Лёб своим выступлением, полным отчаянного куража, пытался заставить команду Citroën остаться в чемпионате еще на год. Француз в одиночку упорно удерживает своего работодателя в лидерах. И это при том, что инженерно-исследовательская работа в команде уже по слухам «тет-а-тет» остановлена.
«Peugeot и Citroën выйдут из участия в чемпионате и поэтому свернули свои программы эволюции раллийной техники, – сказал руководитель заводской команды Ford Малкольм Уилсон. – Мы знаем об этом от наших общих поставщиков».
«Фордовцы» знают и то, что Citroën уже провел первые увольнения персонала. Теперь путь к победе несущейся под всеми парусами команде Subaru, казалось бы, открыт. Если бы не ожесточенное и впечатляющее сопротивление Лёба.
Значение пилотов в команде трудно переоценить, и это становится понятно, сравнивая двух пилотов Citroën. Франсуа Дюваль, на которого перед началом сезона делались ставки как на суперзвезду, постоянно проигрывает Лёбу.
«Его манера проходить повороты совершенно иная, чем у Себастьена, и требует большей отдачи от тормозов, – заявил шеф раллийной команды Citroën Ги Фрекелен, указывая на суть различий. – Его стиль пилотирования, в отличие от Лёба, провоцирует сильную недостаточную поворачиваемость машины, и тормоза находятся на пределе, переставая работать стабильно».
Понимать это надо так: как пилот, Лёб значительно лучше своего коллеги, может быть даже лучший в мире. Даже Петтер Сольберг не выдерживает сравнения, считает спортивный директор Ford Йост Капито.
«Сольбергу надо очень сильно напрягаться, чтобы быть таким же быстрым, как Лёб. Это заставляет его ехать практически всё время на крайней отметке своего персонального предела, и шанс совершить ошибку сильно увеличивается. Лёбу удается быть быстрым намного легче».
Дюваль считает, что сможет ухватиться за нужный темп.
«Основополагающей установкой было начать борьбу на чемпионате с теми настройками, к которым я привык, чтобы шаг за шагом, от ралли к ралли, бороться с этой вредной привычкой, – заявил бельгиец. – Проблему с торможением, похоже, можно решить быстро. Но главное для меня – не открывать газ слишком рано, ускоряясь в повороте, иначе машина выпрыгивает с идеальной траектории и у нее начинает пропихивать передок мимо поворота».
Фрекелен не пытается бежать впереди паровоза: «Я дал ему установку на каждом ралли прогрессивно делать шаг вперед, но всему свое время».
Оба пилота после ухода Citroën из чемпионата окажутся на распутье. Правда, Лёба, вне сомнения, засыпят заманчивыми предложениями, а вот Дюваль сильно снизил свою рыночную стоимость, как пилот. Конечно, если бы он остался в команде Ford и перенял роль лидера команды, это помогло бы ему расти в мастерстве вместе с развитием нового Focus WRC. Вместо этого ему пришлось открыть специалистам свой невысокий уровень мастерства вместе с истиной, что ему предстоит еще очень много учиться. Намного больше, чем это казалось в его дебютный год. Эти обстоятельства ограничивают вероятность вновь блистать в полноценном кокпите заводской машины, тем более, на рынке рабочей силы пилотов, который будет в будущем году непростым.
Вполне возможно, что Дювалю светит только один вариант – снова встать в очередь на претенденты в заводскую команду, провести следующий год в команде Kronos, бюджет которой будет подпитывать казна Citroën, чтобы его машины выступали дальше (бельгийский Kronos для «Двойного шеврона» – то же, что когда-то Jolly Club для Lancia или Bozian Racing для Peugeot). О том, на чем будут выступать экипажи Kronos, на старой Xsara или новом С4 можно судить только по противоречивым слухам (вряд ли Citroën позволит сослужившим такую добрую службу С4 ржаветь в музее, учитывая, что, скорее всего, FIA немного придушит электронику. Это позволит при сегодняшней конкурентоспособности ситроеновской техники выступать на французских машинах сильным частным командам с завуалированной заводской поддержкой).
Таким образом, Citroën сможет действовать по образцу и подобию Maserati и JBM в международных гонках GT или Ford с Hotfiel в кузовном чемпионате мира. Безусловно, для Дюваля такой расклад станет шагом назад, но может быть и единственным шансом спасти свою гоночную карьеру.
Лёб, напротив, скорее всего, будет ангажирован Ford или Subaru. Много шума о смене дисциплины породило будущее выступление Лёба в «24 часах Ле-Мана» 2005 года. Но сам Лёб категорически опроверг все слухи подобного рода.
«Я не собираюсь переходить в длинные гонки. Но выступить в Ле-Мане было бы для меня замечательным впечатлением».
О будущих планах он сказал только, что все они связаны с чемпионатом мира по ралли.
«Необходимые контакты уже налажены, но окончательное решение, за какую заводскую команду выступать, еще не принято».
Их дорожки разошлись: авария на Кипре была последней каплей для штурмана Дюваля – Стефана Прево, покинувшего экипаж.

