Ралли

Рованпера: не знаю, захочу ли гоняться так же долго, как Лёб и Ожье

Себастьен Ожье, Йонне Халттунен и Калле Рованпера (Toyota), ралли Новая Зеландия 2022
Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

В начале октября, дождавшись своего 22-летия, Калле Рованпера выиграл чемпионат мира по ралли, став самым молодым обладателем этого титула.

Нового гения мирового ралли определенно ждет блестящее будущее – хотя он пока больше сосредоточен на настоящем. Перед вами – перевод интервью свежеиспеченного чемпиона, записанного вскоре после финиша новозеландского этапа, где он выиграл свой первый и, вероятно, не последний титул.

Каково это – ощущать себя чемпионом мира?

Калле Рованпера: Сложно ответить. Удовольствие просто невероятное, но я думаю, что настоящие эмоции накроют меня позже – когда осознаю, что мы сделали.

Калле Рованпера (Toyota), ралли Новая Зеландия 2022
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

Хорошо. Что для вас значит стать новым первым номером в мировом ралли?

Калле Рованпера: Это наивысшая цель в дисциплине, так что она действительно имеет значение. Я счастлив – потому что мы этой цели достигли.

В каком возрасте у вас появилась мечта стать чемпионом мира?

Калле Рованпера: В самом начале, когда мне было 8 или 9 лет, отец усадил меня за руль раллийного автомобиля, адаптированного к моим габаритам, чтобы я мог катать в свое удовольствие. Отец всегда хотел, чтобы я стал гонщиком, но никогда не принуждал меня.

К 16-17 годам, когда я начал выступать на профессиональном уровне, появилась и цель стать чемпионом мира. С этого момента мой отец и мой менеджер (Тимо Йоухки, ранее занимавшийся карьерами финских чемпионов Юхи Канккунена и Томми Мякинена, а также Микко Хирвонена, Яри-Матти Латвалы и Теему Сунинена) задумались о наилучшем способе добиться этой цели.

Калле Рованпера и Харри Рованпера, ралли Финляндия 2017
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

Вам было всего несколько месяцев, когда ваш отец одержал в составе Peugeot свою единственную победу в WRC на ралли Швеция 2001, и шесть лет, когда он завершил карьеру. Остались ли у вас какие-то воспоминания о нем, как о пилоте?

Калле Рованпера: Не особо – я был очень мал. Помню, как катался с ним справа на тестах в Финляндии, но это весьма смутные воспоминания.

Он учил вас пилотировать автомобиль?

Калле Рованпера: Он показал мне, где находятся педали газа и тормоза, как крутить руль и объяснил прочие базовые вещи. Потом он отвез меня на замерзшее озеро, чтобы я начал гонять – и с этого момента я был предоставлен самому себе.

Мне было интересно всё, так что я внимательно изучал старые онборды отца и других пилотов, чтобы понять, как и что они делали. Я пересмотрел все видео, что были у нас дома и всё, что сумел найти в Сети. Собственно, так я научился торможению левой ногой. Однажды отец увидел, как я еду, а потом подошел ко мне и сказал: «Ты что, тормозишь левой ногой? Кто тебя этому научил?»

Калле Рованпера и Йонне Халттунен, Ford Fiesta R5 (K0 MSRT1), ралли Лиепая 2017
Фото: Red Bull Content Pool

С 2013-го по 2016-й вы находились в «ссылке» в Латвии, где принимали участие в своих первых ралли – благодаря тому, что местное законодательство позволяло вам выступать, несмотря на юный возраст. Расскажите об этом.

Калле Рованпера: Поначалу это были однодневные гонки, ничего особенного. В правое кресло сел Ристо Пиетилайнен – бывший штурман моего отца – и это стало тем фактором, что позволил мне быстро прогрессировать, потому что он оказал неоценимую помощь. Я не имел ни малейшего представления о том, что такое ралли, а он научил меня всему, что знал. Он был очень спокоен, сверхпрофессионален, и я мог полностью на него положиться; от меня требовалось лишь управлять автомобилем, а всё остальное он брал на себя. Идеальные условия!

С каким настроем вы вышли на старт уик-энда? Думали исключительно о титуле?

Калле Рованпера: О титуле вообще не думал. После двух неудачных этапов мне просто хотелось провести эту гонку без проблем. Моим главным желанием было избежать неприятностей и получить удовольствие от пилотирования. Я понимал, что это будет непросто из-за нашей стартовой позиции, но нужно было хотя бы попробовать справиться с этим и понять, что можно сделать.

Калле Рованпера и Йонне Халттунен, Toyota GR Yaris Rally1 (A-6633), ралли Новая Зеландия 2022
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content

То есть, никакой одержимости титулом?

Калле Рованпера: Ну немного-то, конечно, думал о своем положении: после гонок вроде Ипра и Греции сложно просто отложить эти мысли в сторону. Но я не думаю, что мне вообще следовало придавать этому большое значение. Я воспринимал каждый этап как обычный старт и старался выполнить свою работу. Мы знаем, что и как надо делать, так что Новая Зеландия ничем не отличалась от остальных гонок.

Вы могли стать чемпионом мира еще на этапе в Финляндии. Разочарованы ли тем, что не добились этой цели на домашнем этапе и были вынуждены ждать, коротая время за безрезультатными стартами?

Калле Рованпера: Да, упускать верные очки из-за собственных ошибок – как это было на «Акрополе» – я не люблю. Но если какое-то разочарование и было, то я первый человек, которого следует обвинять в произошедшем. Пришлось исправлять положение в новозеландский уик-энд.

Калле Рованпера, Toyota GR Yaris Rally1 (A-6633), ралли Новая Зеландия 2022
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content

Держали ли в голове – чисто, чтобы снять какое-то давление – мысль о том, что даже если не получится в Окленде, то остаются еще два этапа?

Калле Рованпера: Разумеется – но мне хотелось закончить с этим как можно быстрее!

В субботу погодные и дорожные условия были особенно сложными, но это никак не помешало вам атаковать. Что вы сказали себе в тот момент?

Калле Рованпера: Действительно, было очень сложно, держак был так себе – но я увидел в этой ситуации неплохой шанс. Я знал, что смогу создать отрыв, если постараюсь. В то же время это подразумевало определенный риск.

Риск этот был просчитан, и я старался не переходить грань, но в таких условиях, с таким количеством воды и грязи на трассе, никто не застрахован от ошибок. Быть может, я лучше адаптируюсь к этому типу покрытия, а, может, всё дело в нашем Yaris, который отлично управляется в таких условиях.

Калле Рованпера и Йонне Халттунен, Toyota GR Yaris Rally1 (A-6633), ралли Новая Зеландия 2022
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content

Не думали, что причина может быть в вас?

Калле Рованпера: Ни в коем случае! Да и вообще не хотелось об этом задумываться.

Что чувствовали, покидая сервис-парк утром заключительного дня? Ощущалось ли давление? Сложно ли было управиться с оставшимися четырьмя допами?

Калле Рованпера: Я чувствовал себя на удивление расслабленно. Гораздо сильнее я волновался утром пятницы: нам надо было выложиться полностью, чтобы остаться в борьбе!

Так-то я ожидал, что в воскресенье буду нервничать чуть больше, но первые три спецучастка прошли очень хорошо. На Power Stage было чуть сложнее – эти четыре минуты ожидания старта показались мне необычайно долгими. Мне в тот момент просто хотелось стартовать...

Чемпионы мира Калле Рованпера и Йонне Халттунен, Toyota GR Yaris Rally1 (A-6633), ралли Новая Зеландия 2022
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content

В 22 года вы стали самым молодым чемпионом мира по ралли, обновив рекорд Колина Макрея (шотландец завоевал свой титул в 1995-м, когда ему было 27 лет). Насколько это для вас значимо?

Калле Рованпера: Возраст мне не важен – я как-то не придаю этому особого значения. В любом случае, очень приятно превзойти достижение Колина Макрея, и я бы никогда не добился такого результата без усилий всей нашей команды.

С самого старта сезона они неизменно обеспечивали меня автомобилем сколь быстрым, столь и надежным. От меня требовалось лишь грамотное пилотирование. Не так давно мы столкнулись с определенными техническими проблемами, но команда всегда верила в нас и блестяще отреагировала на возникшие на «Акрополе» сложности.

Каково вам быть первым финским чемпионом мира за последние 20 лет?

Калле Рованпера: Я очень этому рад. Финны очень давно не становились чемпионами. Я очень горжусь своей командой, собой и, конечно же, Йонне (Халттуненом, штурманом).

Калле Рованпера и Йонне Халттунен, Toyota GR Yaris Rally1 (A-6633), ралли Новая Зеландия 2022
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content

Каким для вас будет остаток сезона?

Калле Рованпера: Меня очень радует тот факт, что оставшиеся этапы я проеду, уже выиграв чемпионат, – это значит, что мы можем ехать, не задумываясь ни о чем. Я еще помню какие-то из японских спецучастков по 2019 году (Калле присутствовал на Central Rally Aichi – Gifu, прошедшего в ноябре 2019-го) и очень рад, что мне не придется бороться за титул на этих сложных трассах.

Похоже, ваш титул вновь поднимет интерес к ралли в Финляндии. Что это значит для вас?

Калле Рованпера: Это здорово. Я ощущаю поддержку финских болельщиков, и мне приятно видеть, что наша дисциплина снова интересует людей – особенно молодежь, что очень важно для привлечения новых поклонников ралли.

Чемпионы мира Калле Рованпера и Йонне Халттунен (Toyota), ралли Новая Зеландия 2022
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content

Осознаете ли вы, что завоевали титул чемпиона мира в 22 года, тогда как Лёб и Ожье в этом же возрасте не проехали ни одного ралли?

Калле Рованпера: /улыбается/ Ну, я начал гоняться в куда более юном возрасте, чем они, так что эта разница вполне логична. В целом, это похоже на современную ситуацию и в других видах спорта вне зависимости от дисциплины: прежние рекорды уходят в небытие, потому что дети приходят в спорт раньше, чем их предшественники. Чем раньше начинаешь, тем выше шансы достичь высшего уровня быстрее, чем у предыдущего поколения.

Таким образом, у вас достаточно времени на то, чтобы побить все рекорды Себастьенов. Уже задумывались над этим?

Калле Рованпера: Мы немного торопим события. Нельзя загадывать наверняка. Кроме того, я даже не знаю, захочу ли гоняться столь же долго, чтобы приблизиться к их рекордам.

RallyZone.ru в Telegram