Ралли

Директор FIA по ралли: никто не хочет ничего менять

Директор FIA по ралли Эндрю Уитли/Фото: DPPI / AUTOhebdo
Фото: DPPI / AUTOhebdo

Эндрю Уитли рассказал, с какими трудностями придется столкнуться чемпионату мира по ралли в вопросе дальнейшего развития его спортивной и технической составляющей.

В рамках ралли Япония директор FIA по ралли пообщался с журналистами, ответив на их вопросы относительно будущего мирового раллийного первенства.

Эндрю, что можно изменить в формате WRC? Когда ждать новостей касательно воскресного дня, который можно сделать более привлекательным, изменив систему начисления очков?

Эндрю Уитли: Благодаря Power Stage, заключительный день ралли уже является важным событием. Сейчас мы обсуждаем, как сохранить эту восходящую траекторию к кульминации этапа. Сложность состоит в детализации нашего подхода, поскольку существует, наверное, пятнадцать различных версий того, как нам скорректировать этот момент. Необходимо найти вариант, который устроит большинство сторон.

Андреас Миккельсен и Торштейн Эриксен, Škoda Fabia RS Rally2, ралли Япония 2023
Фото: Škoda Motorsport

И вы близки к решению?

Эндрю Уитли: Да, близки.

И как скоро мы увидим эффект?

Эндрю Уитли: Сперва решение должно пройти через Всемирный совет FIA. Не думаю, что мы увидим какие-то радикальные изменения в Монте-Карло (первый этап сезона, пройдет с 25 по 28 января). Переговоры ведутся, но консенсус на данный момент не достигнут. На самом деле Совет должен прийти к соглашению до того, как команды зарегистрируются в чемпионате – то есть, произойти это должно до 16 декабря.

Означает ли это, что теперь нам придется ждать до 2025 года?

Эндрю Уитли: Вопрос в том, что из пятнадцати или двадцати предложений далеко не каждое требует внесения изменений в спортивный регламент, так что есть элементы, которые можно сделать и без этих изменений.

Директор FIA по ралли Эндрю Уитли
Фото: FIA

Наша задача – попытаться сохранить восходящую траекторию развития событий по ходу уик-энда. Мы не хотим, чтобы в воскресенье утром гонка «зависала». И речь тут не только о дополнительных очках, но и о шинной стратегии.

Возможно ли изменить систему начисления очков за Power Stage по ходу сезона?

Эндрю Уитли: После того, как команды вступили в чемпионат, это возможно – но очень сложно. Мы вносили кое-какие изменения по ходу сезона во время пандемии, и я могу сказать, что было очень непросто прийти к общему согласию.

Среди прочих обсуждавшихся идей – отказ от концепции с единым сервис-парком. Может ли это произойти уже в 2024-м?

Эндрю Уитли: Нет, не может. Потому что организаторы должны составлять свои планы заблаговременно. С другой стороны, думаю, то, что мы увидели на Центральноевропейском ралли в пятницу, может получить развитие.

Тьерри Невилль, Hyundai i20 N Rally1 (ALZ WR 914), Центральноевропейское ралли 2023
Фото: Hyundai Motorsport

Намерены ли вы разрешить командам привозить на удаленный сервис большее количество запчастей?

Эндрю Уитли: Это обсуждается. Главный вопрос в том, как определить, что можно перевозить.

Нужно ли вносить для этого изменения в спортивный регламент, или такое решение должно пройти рассмотрение Всемирного совета FIA?

Эндрю Уитли: Это можно сделать и вне рамок Совета, но это часть общей картины. Думаю, такое решение несколько меняет формат, а также затрагивает вопрос гибкости, предоставляемой организаторам.

Что вы можете рассказать о тендере на поставку шин в чемпионат мира?

Эндрю Уитли: С технической точки зрения, мы работаем над заявками. Вопрос не только в наличии шин, соответствующих заданным характеристикам, но и в понимании процесса. В отсутствие Pirelli за дело возьмутся люди, которые не имеют опыта работы с нынешними Rally1.

Шины Pirelli в расположении команды Toyota, ралли Сардиния 2022
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Следом мы свяжемся с промоутером за обсуждением коммерческих аспектов сотрудничества, а затем Комиссия WRC представляет свою рекомендацию на одобрение Всемирного совета.

Вы можете подтвердить, что заявки подали только два производителя?

Эндрю Уитли: Нет, я не могу этого подтвердить.

Когда ожидать результатов тендера?

Эндрю Уитли: В ближайшее время – просто потому, что он всего лишь часть серии других тендеров.

Как обстоят дела с разработкой технического регламента на сезон-2027?

Эндрю Уитли: Мы наладили хорошее взаимодействие между заинтересованными сторонами по будущему техническому регламенту. Есть предварительное соглашение о том, как будет выглядеть будущее, но, как всегда и бывает в таких случаях, дьявол кроется в мелочах.

Ford Puma Rally1 в расположении команды M-Sport, ралли Чили 2023
Фото: M-Sport

Новый регламент сохранит 80% от нынешнего автомобиля Rally1. Думаю, все мы знаем, что есть определенные проблемы как со скоростью машин – они довольно быстрые – так и с их стоимостью; автомобили получились дорогими, причем дороже, чем мы себе представляли. Вот два ключевых аспекта, в которых мы хотим попытаться улучшить второе поколение Rally1. Задача сейчас в том, чтобы достичь этих двух целей.

Очевидно, что никто не хочет ничего менять, но на самом деле все мы знаем, что должны это сделать; кое-что необходимо изменить. Мы не хотим обнародовать предложения по регламенту до тех пор, пока не добьемся консенсуса по всем вопросам – а мы очень близки к тому, чтобы его достичь.

Будут ли введены какие-то изменения, направленные на снижение стоимости Rally1?

Эндрю Уитли: Не ранее 2027 года. Чтобы снизить стоимость автомобиля, необходимо изменить технический регламент. А в них есть оговорка о постоянстве, так что до конца омологационного цикла радикально поменять правила – чтобы добиться нужных перемен в стоимости – невозможно.

Toyota GR Yaris Rally1 Элфина Эванса и Скотта Мартина, ралли Швеция 2023
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Так будут ли автомобили 2027 года дешевле и медленнее?

Эндрю Уитли: Нет, скорость в итоге будет той же; потенциально изменится скорость прохождения поворотов.

В чем заинтересованы производители касательно регламента 2027 года? Хотят ли они остаться с гибридными силовыми установками? Будет ли это по-прежнему единый поставщик или команды смогут самостоятельно разрабатывать свои системы?

Эндрю Уитли: Это будет гибридный автомобиль, но сейчас речь идет об обсуждении конкретных деталей, потому что есть разные варианты гибрида. Цикл разработки стартует в начале 2025 и 2026 годов, чтобы запустить новые автомобили в 2027-м. Производителям нужны два полных года, хотя мы говорим об изменениях, которые относительно невелики.

Мы говорили, что на 80% Rally1 останется прежним, так что речь идет не об абсолютно новом решении с чистого листа. Однако реальность такова, что на это уйдет от 18 месяцев до двух лет.

Петтер Сольберг, Subaru Impreza S14 WRC '08 (1 WRC), ралли Япония 2008
Фото: Subaru World Rally Team

Как думаете, удастся ли вам привлечь нового производителя?

Эндрю Уитли: Мы как раз усердно работаем над тем, чтобы понять, что можно сделать. Сейчас у нас есть чрезвычайно диверсифицированная автомобильная стратегия, и я думаю, что еще одна наша особенность заключается в том, что она развивается по мере изменения законодательства в разных странах.

Необходим мощный посыл для производителей. Нужно сказать: «У нас есть полностью экологичное топливо и подключаемые гибридные комплекты. Как это вписывается в вашу стратегию, и как мы можем сделать этот чемпионат привлекательным для вас?»

Сейчас я могу сказать, что приятно удивлен тем, что некоторые бренды проявили положительный интерес к WRC. Некоторые из них уже участвуют в чемпионате, другие – новички, а третьи участвовали в нем в прошлом.

Поддержать проект RallyZone.ru