Ралли

Малкольм Уилсон: чемпионату необходимо разнообразие

2025-07-21 20:43
Фото: M-Sport

Новый вице-президент FIA по спортивным вопросам делится своими соображениями о судьбе собственной команды и реформировании чемпионата мира по ралли.

Покуда будущее WRC по-прежнему окутано неопределенностью – особенно в ожидании нового технического регламента – одна фигура в сервис-парке продолжает оставаться на виду, играя ключевую роль в формировании траектории чемпионата. Основателю и владельцу компании M-Sport, занявшему в июне должность вице-президента FIA, отныне приходится совмещать личную приверженность к ралли и задачи глобального масштаба.

Под занавес ралли Сардиния, за пару часов до отъезда на очередное заседание Всемирного совета FIA по автоспорту в Макао (где его кандидатура была утверждена официально), Малкольм Уилсон побеседовал с корреспондентом еженедельника AUTOhebdo на разные темы. Тон беседе неожиданно задала Lancia Stratos, проехавшая по сервис-парку аккурат в тот момент, как англичанин устроился поудобнее перед разговором.

«Вот! – воскликнул Уилсон, провожая легенду 1970-х взглядом. – Вот такие машины и должны быть сегодня в ралли! Разных форм, с разными моторами... и, самое главное, с таким вот волшебным звучанием...»

Прежде, чем говорить о регламенте 2027 года, ответьте на такой вопрос: будет ли M-Sport присутствовать в чемпионате мира в следующем сезоне?

Малкольм Уилсон: Мне, конечно же, очень этого хочется. В этом нет никаких сомнений /смеется/. Ралли – это моя жизнь! Но пока – прямо сейчас – я не знаю, что мы будем делать. Хотя это не особо-то отличается от ситуации, в которой мы пребываем последние лет десять.

Возможно, сегодня всё гораздо сложнее из-за позиции Ford, которая поддерживает программу в ралли-рейдах, а не в WRC. Нет, мне нравится то, что мы делаем с Raptor, потому что это новый вызов, но я хочу остаться в WRC – и мы найдем способ это сделать.

Судя по всему, Hyundai намерена сохранить присутствие в WRC в следующем годупокуда еще будет использоваться техника Rally1. Было ли это наилучшим решением?

Малкольм Уилсон: Не хочу говорить за Hyundai, но такое решение представляется разумным и позитивным. На момент ввода в действие регламента Rally1 (гибридные автомобили дебютировали в WRC в 2022-м) мы подписывались на пятилетний омологационный период, что потребовало серьезных вложений – от двух до четырех миллионов евро за гибридные установки, которые мы теперь (с 2025-го) не используем.

Для нас это был серьезный удар. Чемпионат мира по ралли – не единственная серия, где отказываются от гибрида. Та же история происходит и в британском кузовном чемпионате, и страшно даже представить, какие суммы были вложены в технологию без будущего.

Нам нужно хорошенько подумать, что мы хотим внедрить в следующем регламенте. Мы не можем позволить себе снова оказаться в такой же ситуации. Нам необходимо разнообразие.

Тем не менее, в момент, когда это решение принималось, оно представлялось всем хорошей идеей, не так ли? Разве вы сами её не поддерживали?

Малкольм Уилсон: Ну, от фактов не спрятаться: идея обернулась полным провалом. То есть, поначалу всё выглядело многообещающе, но с финансовой точки зрения оказалось неудачей. Когда в прошлом году мы увидели результаты Мартиньша Сескса (на ралли Польша, где латыш занял пятое место) за рулем автомобиля без гибрида, мы подумали, что вбухали в технологию огромные деньги – при ничтожной отдаче...

Будет ли в регламенте 2027 года установлен потолок расходов?

Малкольм Уилсон: Мне следует осторожно подбирать слова /смеется/. Я считаю, что основа у нас хорошая. Нам необходимо разнообразие, но я также согласен и с идеей сокращения расходов через установление потолка затрат.

Если на серийные автомобили ценники шли в ногу с инфляцией, то в случае с раллийными машинами стоимость просто улетела в космос. Где-то мы просчитались – и теперь нам придется решать проблему расходов на билеты, транспорт, логистику... гонка еще не началась, а вы уже потратили 35 000 евро – и это число следует умножить на количество этапов. Печально то, что от этого почти невозможно уйти.

Разве не следует развивать освещение и рекламу серии для того, чтобы всё это обходилось дешевле?

Малкольм Уилсон: Именно так, следует повышать отдачу от вложений. Это один из ключевых моментов в нашем чемпионате.

Кстати, что думаете о предстоящей смене промоутера?

Малкольм Уилсон: Среди всех вопросов, которые нас касаются, самым позитивным является интерес, который вызывает чемпионат мира. Есть мотивированные и заинтересованные люди, которые хотят работать с чемпионатом и поднять его на соответствующий ему уровень.

Я был удивлен качествами людей, вовлеченных в этот процесс; это открыло мне глаза на то, сколь многое может предложить людям ралли. Если бы я этого не знал, и мне нужно было бы искать нового промоутера, нам пришлось бы очень нелегко. Но когда видишь количество зрителей на Канарах или в Португалии, становится ясно, что WRC по-прежнему что-то значит.

Возможно, дело в том, что нужно понимать, как использовать это знание?

Малкольм Уилсон: Это не в моей компетенции, но я уверен, что с нынешними технологиями найдутся люди, которые сумеют использовать их с толком. Мой главный приоритет – найти нового промоутера. Я занимался этим последние месяцы и могу сообщить, что это очень непросто. Но, полагаю, мы близки к решению.

Говоря о разнообразии, где конкретно вы хотели бы его видеть?

Малкольм Уилсон: В кузовах и моторах. Это сработает, если получится внедрить концепцию эквивалентности технологий (посредством установки в трансмиссию датчика крутящего момента) подобно тому, как это практикуется в ралли-рейдах.

Приступили ли вы к работе над автомобилем 2027 года с учетом прогресса по новому регламенту?

Малкольм Уилсон: Нет, пока нет.

Нет ли противоречия в том, чтобы быть вице-президентом FIA и при этом не участвовать в соревнованиях?

Малкольм Уилсон: Мы в непростой ситуации. Команда не смогла бы спроектировать и построить Puma Rally1 без помощи Ford. К сожалению, Ford больше не желает разрабатывать новый раллийный автомобиль. Моя цель – сделать так, чтобы мы имели возможность заниматься этим самостоятельно.

Означает ли это, что вы могли бы сотрудничать с другой маркой?

Малкольм Уилсон: Возможно. Я мечтаю о том, чтобы к нам обратился новый производитель и сказал, что хочет участвовать в WRC.

Это было бы очень здорово для всей моей команды. Назовите хоть одну автоспортивную фирму, готовую потратить столько денег на разработку, проектирование, производство и участие в гонках. Это невозможно: затраты огромны. И я думаю, что именно мы лучше всего подходим для этой задачи.

Есть ли уже в голове у нового вице-президента FIA программа того, чего вы хотите добиться?

Малкольм Уилсон: О да! Слишком распространяться об этом я не могу, но я точно знаю, чего хочу добиться, и, поверьте, это длинный список! /смеется/ Я приступил к работе над этим несколько недель назад, и считаю, что всё выглядит позитивно.

Нам нужен позитив – мы не можем позволить чемпионату умереть. Да, кое-кто, возможно, будет недоволен тем, что я хочу сделать, но мы должны перезапустить серию. С эквивалентом технологий я хочу видеть на старте тридцать машин, способных выиграть. Пусть не тридцать пилотов – но тридцать разнообразных машин. «Стратос» сейчас слышали? Я несколько дней назад ездил в лес на тесты «Раптора». Такой звук – настоящая музыка для ушей.