Ралли

Милленер: WRC должен стать более открытым для зрителя

Отт Тянак и Мартин Ярвеоя, Ford Puma Rally1 (YX22 FCG), ралли Хорватия 2023/Фото: M-Sport
Фото: M-Sport

Директор M-Sport убежден, что чемпионат мира по ралли должен давать зрителям еще больше, чем сейчас – и особенно это касается активности команд в сервис-парке.


Апрельское ралли Хорватия среди прочих событий запомнилось любопытным эпизодом, произошедшим в стане Toyota в первый день гонки. В ходе обеденного сервиса команда Яри-Матти Латвалы использовала специальные щиты, укрывшие от сторонних наблюдателей происходящее в сервисной зоне.


Сделано это было для того, чтобы не позволить «соглядатаем» соперничающих команд подсмотреть выбор шин перед следующей секцией. Такая практика не является чем-то из ряда вон выходящим – команды по возможности стараются скрывать свои секреты от конкурентов – однако этот случай вызвал реакцию со стороны FIA. Организаторы опубликовали бюллетень, прямо запрещающий участникам ралли Хорватия перекрывать обзор сервисной зоны.

Сервисная зона команды Toyota, ралли Хорватия 2023
Фото: Toyota Gazoo Racing

«Мы не скрывали совсем уж всё, но кое-что всё-таки прикрыли, – цитирует руководителя Toyota Яри-Матти Латвалу портал DirtFish. – С точки зрения правил это было нормально, мы укладывались в требования. Но если FIA была недовольна нашими действиями, то это нужно было изменить – что мы и сделали».


Его коллега из M-Sport выразил несогласие с такой практикой. Отвечая на вопрос о том, стала ли публикация упомянутого бюллетеня следствием протеста со стороны Hyundai или M-Sport или же результатом самостоятельных действий FIA, Милленер объяснил, почему считает запрет командам перекрывать вид на свою сервисную зону «необсуждаемым».


«Мы уже обсуждали этот момент в прошлом, и здесь речь идет исключительно о потребностях зрителей, – сказал он. – Нам следует быть более открытыми. Это же так просто. Люди платят за то, чтобы приехать и посмотреть на нас – а мы не позволяем им это сделать, потому что пытаемся извлечь какое-то преимущество, скрывая выбор шин... извините, но тут и обсуждать нечего.

Руководитель M-Sport Ford WRT Ричард Милленер, ралли Хорватия 2023
Фото: M-Sport

Зрители должны видеть, что происходит. Без них нашей дисциплины не существует. И если уж ради этого надо вводить отдельные правила, то так тому и быть.


Я внимательно слежу за тем, чтобы все эти вещи были видны зрителям. После Хорватии у меня был разговор с промоутером, потому что в сервис-парке было полно гостей и болельщиков, наблюдающих за работой в сервисной зоне, но те люди, что стояли в очереди часами, в итоге не увидели ничего – и это несправедливо.


Я помню, как и сам отстаивал очередь, и мало что расстраивает меня так сильно, как вид людей, которые искренне болеют ралли, приехали на гонку и ждут своей очереди, чтобы в итоге не увидеть ничего из того, ради чего они вообще приехали. Эти щиты – лишний тому пример.


Я прекрасно понимаю, почему Toyota это сделала – они раздвигают границы неписаных правил. Но это очень плохо для чемпионата, и мы должны быть более открытыми. Это же очевидно».

Автомобили участников ралли Хорватия 2023 и зрители
Фото: M-Sport

По сведениям DF, эта тема затрагивалась на Комиссии FIA в ноябре прошлого года, и будет предложена уже в качестве нормы правил на следующем заседании Всемирного совета по автоспорту в июне.


«В Формуле-1 это запрещено, – ответил Милленер на вопрос о том, ожидает ли он, что этот запрет станет правилом. – Там не разрешается по ходу гоночного уик-энда ставить барьеры в определенной точке, и для зрителей так выглядит гораздо лучше, наблюдай они за происходящим по телевизору или непосредственно на пит-лейне.


Мы не можем прятаться от зрителей. Нам еще предстоит обсудить, каким образом следует "продавать" наш чемпионат и делать его более интересным и захватывающим. Множество сюжетов остаются скрытыми от зрителя, потому что мы опасаемся, что остальные команды могут узнать, что мы делаем. Но мы обязаны сделать ралли более открытым для остальных, у нас должна быть стратегия, определяющая то, как мы сделаем его лучше и интереснее для просмотра.

Тьерри Невилль и Мартейн Видаге, Hyundai i20 N Rally1 (ALZ WR 911), ралли Хорватия 2023
Фото: Hyundai Motorsport

Да, сегодня у нас есть сервис All Live – просто фантастический. Мы привыкли к нему, мы можем наблюдать за ралли так долго, насколько мы этого хотим, но, по сути, мы просто следим за прохождением автомобилями спецучастков. Нам нужно побольше разной всячины, необходимо делать следующий шаг, и не может быть и речи о том, чтобы прятаться от людей, которые приехали на нас посмотреть – то есть, от болельщиков. Это нужно изменить.


Если ради этого потребуется ввести отдельное правило – так тому и быть. На мой взгляд, это именно то, что мы должны сделать.


Да, у каждого будет свое мнение, но мы должны уважать тех, кто приходит посмотреть на нас, стоит часами в ожидании, чтобы увидеть свои любимые машины и гонщиков – и всё ради того, чтобы увидеть щит сразу после того, как экипаж приехал на сервис. Болельщики видят, что автомобиль покидает сервисную зону, но не видит пилота, потому что он садится в машину за щитом. Это неправильно».


Отвечая на тот же вопрос, Латвала сказал, что ожидает введение запрета перекрывать обзор сервисной зоны в качестве постоянного правила.

Поддержать проект RallyZone.ru