Ралли

Ожье: печально, что нас пытаются заставить молчать

2024-09-27 14:13
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Ралли Акрополь открыло серию из четырех финальных этапов сезона, за которые Себастьен Ожье намеревался сократить отставание от Тьерри Невилля в борьбе за чемпионский титул – и обернулся совсем не тем результатом, на который рассчитывал француз.

И хотя шансы француза на девятый титул после наполненного событиями греческого этапа снизились, пилот Toyota не унывает. На старт ралли Чили Себ отправляется с решимостью и дальше оказывать давление на соперника – как на трассе, так, по всей видимости, и за её пределами.

Себ, в Греции вы были в центре внимания. Как сейчас, по прошествии времени, вы воспринимаете ралли, которое завершили шестнадцатым?

Себастьен Ожье: Та неделя действительно выдалась напряженной, но, с другой стороны, всё к лучшему. Результат оказался совсем не тем, на который я рассчитывал, но я воспринял это спокойно.

Мы с Венсаном (Ландэ, штурманом) выложились по полной, так что я ни о чем не жалею. Здесь мне обвинить нас не в чем – лучше мы бы не проехали.

Когда вы решили свести свое участие в гонках к разовым стартам, не было ли это продиктовано желанием больше не думать о чемпионате? Не вернулись ли вы к тому, от чего так хотели уйти?

Себастьен Ожье: Не совсем так. Единственная причина, объясняющая мое желание стартовать от случая к случаю – это мой график. Мне больше не хочется быть настолько же вовлеченным в чемпионат, как прежде. Что же до самих гонок, то я по-прежнему остаюсь спортсменом, мне по-прежнему нравится ралли и борьба за победу – в этом плане ничего не изменилось.

Тот факт, что в этом году мы оказались в ситуации, когда можем претендовать на титул, хотя он не являлся нашей целью, позволяет мне подходить к стартам более расслабленно. Я говорю себе, что это просто приятное дополнение.

Несмотря на то, что мы проехали меньше этапов, нам в среднем удается набирать за гонку больше очков, чем остальным – особенно тем, кто проводит весь чемпионат. После Греции ситуация стала менее очевидной, но в целом, думаю, мы всё равно находимся в лучшем положении, чем кто-либо другой.

Итоговый результат тем более неприятен, что начало ралли Акрополь выглядело для вас весьма многообещающим (в пятницу Ожье лидировал до СУ5, где у него сломалась турбина)...

Себастьен Ожье: В те выходные я выложился от и до – быть может, даже больше, чем в предыдущих гонках. В плане подготовки я сделал всё возможное, чтобы подойти к старту в отличной форме, со скоростью тоже был полный порядок. Это могло бы быть одним из лучших моих ралли за последнее время – но, как мы теперь знаем, результат это не гарантирует.

На финише ралли Финляндия в начале августа вы не выглядели настолько уж мотивированным, чтобы взяться за последние четыре этапа сезона и побороться за девятый титул. Можно ли сказать, что в Греции вы вновь обрели тот драйв, который был у вас раньше, когда вы выступали с полноценной программой?

Себастьен Ожье: Конечно! В Ювяскюля я испытывал очень странные чувства: хаотичный финал ралли привел нас к победе, у которой не было привкуса успеха. В тот момент вся команда была очень расстроена неудачными итогами уик-энда.

И если я за что-то берусь, то не приемлю полумер. С того момента, как было принято решение проехать четыре оставшихся этапа, я намеревался выложиться по полной. Это не мешало мне перед стартом в Греции трезво оценивать наши шансы: они были не слишком хороши, а сейчас стали еще хуже. Впрочем, мы продолжим бороться. Мы должны верить в победу до самого конца – к тому же, нам всё равно нечего терять.

Независимо от того, выиграем ли мы чемпионат или нет, мы хотим завершить сезон на высокой ноте. Мы добились отличных результатов, и из последних трех стартов я хочу выжать максимум.

Как вы оцениваете сложный период, который сейчас переживает Toyota? Это просто невезение? Упущенный год?

Себастьен Ожье: Мы только что провели два ралли, которые дорого обошлись нам с точки зрения борьбы за титул в зачете производителей. Иногда такое бывает, но не всё так просто.

В Финляндии мы остались без дубля из-за того злополучного камня (речь об аварии лидировавшего в гонке Калле Рованперы на предпоследнем спецучастке). В Греции у нас с самого начала отказала турбина (и у Ожье, и у Элфина Эванса), что сказалось на результате. В наши дни подобные инциденты – редкость. Команда проанализировала случившееся, и, видимо, дело в ошибке тех, кто собирал двигатель – ошибке небольшой, но дорого нам обошедшейся.

И всё это происходит в тот сезон, когда был введен в действие просто катастрофический в части начисления очков регламент. На самом деле, эта система вообще не имеет никакого смысла.

Что имеется в виду?

Себастьен Ожье: Если вернуться к этапу в Греции, то для нас всё было кончено в тот момент, когда мы пробили колесо на старте Power Stage. Тот факт, что потом мы перевернулись, очков нам не стоил. Если бы я просто сразу остановился, чтобы заменить колесо, мы бы финишировали, потеряли бы время – но по-прежнему набрали бы 13 очков.

Мы постоянно твердим об этом, и я не могу дождаться, когда правила начисления очков изменятся. В нынешнем виде эта система бессмысленна. В той же Греции я вообще не должен был что-то набрать. То есть, нынешний регламент в части очков вообще никак не отражает происходящее в гонке.

Считаете ли вы, что наличие двух экипажей, выступающих по ограниченной программе, – приемлемое для Toyota решение в борьбе за чемпионат?

Себастьен Ожье: Если взглянуть на наших соперников, то они находятся в том же положении, выделяя одну машину под сменные экипажи (третий автомобиль в этом году пилотируют Дани Сордо, Андреас Миккельсен и Эсапекка Лаппи). Однако, выступая на таком уровне, нельзя искать каких-то оправданий. В конце концов, всё зависит от конкретных гонщиков, которые есть у тебя под рукой.

Сложно говорить о себе применительно к этой ситуации, но было очевидно, что без Калле Рованперы и меня в качестве постоянных пилотов команде придется нелегко. В Toyota прекрасно понимали, что год будет непростым – ведь по другую сторону играют Отт Тянак, у которого уже есть чемпионский титул, и Тьерри Невилль, на этот титул претендующий.

Элфин Эванс, кстати, тоже не так уж и далек от борьбы за чемпионат. Вообще-то, между ним и Тьерри не такая уж и большая разница.

Что может изменить команда, чтобы спастись?

Себастьен Ожье: Я не знаю, какие решения примет команда, но ясно, что для личного зачета всегда лучше выводить на старт каждого этапа три постоянных экипажа. Что до зачета производителей, то Hyundai давно использует свою тактику (ротации экипажа третьей машины), и этот метод уже приносил им титул.

В этом году мы оказались в одинаковом положении. Конечно, они могли бы пожаловаться, потому что у нас в составе два лучших гонщика последних лет, выступающих от случая к случаю и пользующихся благоприятными дорожными условиями – это действительно имеет значение. Но это, опять же, нельзя считать оправданием [в случае неудачи].

Если и есть область, в которой Hyundai в этом году определенно была сильнее нас, то это воскресенья. Отрыв в чемпионате они создают в заключительный день ралли.

В Греции вы вступили в противостояние с FIA на финише СУ1, а затем атаковали Тьерри Невилля в пятницу вечером. Оглядываясь назад, не думаете ли вы, что зашли слишком далеко?

Себастьен Ожье: В Греции было два момента.

Первый был связан с висевшей в воздухе пылью и вопросом безопасности, о которой печется FIA. Печально видеть, что они пытаются заставить нас замолчать в таких вопросах. Позже я извинился перед комиссарами за форму, в которой высказал свое недовольство, потому что, возможно, использовал не самые подходящие слова – хотя в них не было оскорбления или чего-то драматичного.

Я также подтвердил, что буду и впредь громко и четко высказываться по поводу такого рода вопросов, связанных с безопасностью, потому что с моей точки зрения это неприемлемо.

Что касается Тьерри, то, учитывая итоги уик-энда, могу сказать за себя, что мне лучше было бы держать язык за зубами /смеется/. С другой стороны, я не сторонник политкорректности и приглаженных интервью, в которых ничего нет. Я не думаю, что сегодня чемпионат находится в лучшей форме – это далеко не так. Поэтому немного остроты не помешает. Это часть игры, часть ралли.

Такамото Кацута часто говорит, что спрашивает вашего совета. Toyota усадила его на скамейку запасных перед ралли Чили. Как вы считаете, пойдет ли такой перерыв ему на пользу? Что бы вы посоветовали ему для хорошего старта в Центральной Европе?

Себастьен Ожье: Мы все очень любим Таку. Он очень приятный парень, он добился огромного прогресса в плане скорости, но, к сожалению, в последнее время у него были проблемы с надежностью. Ситуация не идеальная – для всех. Так или иначе, в этой области ему придется исправляться.

Чтобы утешить его, я отправил ему сообщение. Найти нужные слова в таких случаях нелегко, и я написал: «что не убивает тебя, делает тебя сильнее» – чтобы он не сдавался и сохранял позитивный настрой. В чемпионате мира хватает примеров, доказывающих, что такие методы приносят свои плоды. Вопросы к себе дают чуть больше времени на работу и анализ.

С другой стороны, в Чили к официальной команде присоединится Сами Паяри. Помните свой дебют?

Себастьен Ожье: Что в данном случае хорошо – так это то, что он не заявлен в очки (в зачете производителей). Это снимет с него давление. Для него это очень хорошая новость. Пока не знаю, какие задачи ставит перед ним команды, но ему в лучшем случае удастся немного втянуться в борьбу, чтобы сыграть свою роль в чемпионате.

Я не был в Чили в 2023-м, но если условия будут похожи на прошлогодние, он получит преимущество за счет стартовой позиции. Он может оказаться в выгодном положении, а это поможет ему проявить себя как можно быстрее.

Когда я начинал свою карьеру в WRC, ситуация в Citroën была одновременно и простой... и не очень простой. В той команде всегда было много политики. Было немало этапов, где мы выступали кем-то вроде оруженосцев Себастьена Лёба. Но, полагаю, очевидно, что в случае Сами всё достаточно позитивно.

Станет ли для вас препятствием тот факт, что в прошлом году вы не стартовали в Чили?

Себастьен Ожье: Свою роль определенно сыграет. Как в этом году в Финляндии: когда мы ехали по спецучасткам, которые я в глаза не видел, а остальные уже по ним катали, мне было непросто сразу войти в нужный ритм на первом прохождении.

В Греции ваш босс Яри-Матти Латвала сказал, что оба титула, похоже, упущены. Согласны с этим?

Себастьен Ожье: Я реалист – и понимаю, что ситуация складывается не лучшим образом. Однако я не столь пессимистичен, как Яри. Никто не застрахован от неприятностей, так что моя задача – оказывать как можно большее давление на Невилля до самого финала.

Мы должны попытаться сократить отставание в личном зачете, добившись разрыва менее чем в 30 очков – что эквивалентно идеально проведенной гонке. В зачете производителей надо постараться сократить разрыв, образовавшийся за последние два этапа. Впереди еще три гонки... и множество не разыгранных очков.

Я не намерен сдаваться. Мы выложимся по полной. Мы уже сделали это в Греции, но у нас не получилось. Будем надеяться, что в Чили всё сложится более позитивно.