На польском этапе чемпионата мира по ралли у Мишель Мутон было как никогда много работы.
Француженка, выступающая в роли делегата FIA по безопасности, оценила в интервью AUTOhebdo ситуацию с болельщиками на спецучастках ралли Польша.
Мишель, чего вы ожидали перед стартом ралли Польша?
Мишель Мутон: Учитывая, что мне говорили, насколько хорошо идут дела у польского этапа в чемпионате Европы, я надеялась, что люди хоть немного узнали о правилах, существующих в чемпионате мира. Однако с первого же дня стало ясно, что это не так. Я сказала себе, что с 2017 года ничего не изменилось.
Если ничего не изменилось в поведении некоторых болельщиков, то изменились ли способы их выявления? Улучшилось ли взаимодействие между FIA и организаторами?
Мишель Мутон: Мы определенно добились серьезного прогресса. Это было необходимо и очень важно. Безопасность всегда остается нашим главным приоритетом, так что мы обязаны были что-то сделать. Благодаря бортовым видеокамерам и работе Николя Клингера, мы стали более эффективными.
Что касается этого этапа, то здесь определенно произошли некоторые улучшения между первым и вторым днями гонки. Пришлось остановить или отменить три спецучастка, прежде чем до зрителей стало доходить, что мы не намерены отступать.
Уже в субботу всё было под контролем. Мы старались как можно чаще общаться с людьми, чтобы донести до них мысль о том, что не сдадимся. Важно было подтвердить единство FIA, организаторов и промоутера.
Повторюсь, самое главное – это безопасность. Тем более на таких скоростных ралли, как это. В то же время хотела бы подчеркнуть, что подавляющее большинство болельщиков находились в отведенных для них местах. Они пострадали из-за поведения небольших групп зрителей.
А в чем это проявляется?
Мишель Мутон: Чаще всего они находятся в лесу – так делается, если хочешь спрятаться и если у тебя нет действительно хорошего места для просмотра гонки. В противном случае просто нет смысла торчать посреди леса и смотреть на автомобили, несущиеся на тебя на боевой скорости.
Как думаете, чего ищут эти болельщики?
Мишель Мутон: Я не знаю. Может, они действительно просто хотят стоять на обочине? Иногда они очень упрямы в этом... как сумасшедшие! /смеется/
Что происходит, когда вы проезжаете по спецучасткам?
Мишель Мутон: Когда мы едем по допу, я смотрю, где могут находиться люди, расположившиеся в неположенных местах. Мы знаем, что они ждут проезда автомобиля безопасности, чтобы занять свою позицию. Я смотрю по обеим сторонам дороги и настолько привыкла к этой работе, что могу их почувствовать. Я заранее вижу, кто будет вести себя тихо, а кто обязательно будет создавать проблемы.
Возможно, с организационной стороны было слишком много стремления сделать всё «как раньше». Они использовали красную ленту, хотя мы больше не используем их в WRC. Люди не видят разницы между красным и зеленым. Но вот если есть баннер – они будут находиться за ним. Это, впрочем, не объясняет, почему они по-прежнему пытаются выйти на обочину.
Вы не пробовали ввести здесь зоны, свободные от зрителей – как на ралли Монте-Карло?
Мишель Мутон: Организаторы попытались сделать это в некоторых местах, но это оказалось слишком сложно из-за большого количества подъездных путей. Спецучастки пролегают среди полей, добраться до них очень легко, так что было чрезвычайно сложно развернуть такую систему здесь.
Вам доводилось общаться с такими болельщиками?
Мишель Мутон: Постоянно. По опыту я знаю, что если кто-то говорит мне «ага, мы уже уходим в другое место...», то это равнозначно «продолжай говорить, мне очень интересно». Это обязательно приведет к неприятностям. Возможно, после семи лет отсутствия в WRC он полагали, что мы всё еще следим за проведением ралли по-старому, однако мы тоже изменили свои рабочие процессы.