Спустя пару часов после разочаровывающего финиша ралли Акрополь Себастьен Ожье получил еще одну плохую новость – на сей раз в виде денежного штрафа.
Судьи греческого этапа WRC наказали восьмикратного чемпиона мира по ралли за открытую критику организаторов, которую тот позволил себе в самом начале гонки. Причиной критики стала традиционная для жарких гравийных этапов пыль, висящая в воздухе.
Еще до старта Ожье обратился к судьям с просьбой увеличить стартовый интервал до четырех минут, однако ему (и, соответственно, остальным участникам, которых проблема пыли волновала ничуть не меньше Себа) было в этом отказано. Свое негодование этими обстоятельствами француз не постеснялся высказать в прямом эфире на финише первого спецучастка.
«Раздражает то, что наш чемпионат ничему не учится, – сказал Себ. – Мы ведь попросили... мы знаем, что будет много пыли, ну и вот она, пыль – висит в воздухе. О, они говорят нам на это "Нет". Да что у вас в голове? Пусто. Это безумие».
Начиная со второго и третьего спецучастков организаторы всё же ввели четырехминутный интервал, однако сделано это было из-за аварии на СУ1 Ламброса Атанассуласа, чей автомобиль перегородил дорогу. Увеличение интервала позволило задержавшимся из-за этого представителям «младших» классов нагнать канал.
Комментарии же Ожье вызвали интерес со стороны судей, которые сочли высказывание Себа оскорбительным и нарушающим статью 12.2.1.f Международного спортивного кодекса FIA, которая касается «любых слов, поступков или высказываний, которые нанесли моральный ущерб или вред FIA, её органам, её членам или её исполнительным должностным лицам, а также в целом интересам автоспорта и ценностям, защищаемым FIA».
Кроме того, слова пилота Toyota были расценены как нарушение Декларации и обязательств гонщика, изложенных в спортивном регламенте WRC, согласно которым участники должны «воздерживаться от любых публичных заявлений или комментариев в любой форме, которые могут нанести вред, ослабить или опорочить репутацию, славу, имя и/или имидж чемпионата и FIA и/или любого из ассоциированных органов» и «всегда прилагать все усилия для продвижения и поддержки чемпионата и автоспорта в целом».
В субботу вечером Ожье и спортивный директор команды Кай Линдстрём предстали перед судьями. Ожье объяснил, что его заявление было сделано в пылу момента и касалось проблемы безопасности, связанной с обилием пыли не спецучастке.
И хотя спортсмен принес извинения, а Линдстрём подчеркнул, что позже в тот же день Себ поблагодарил организаторов за увеличение стартового интервала, это было сочтено судьями недостаточным. Француз получил отложенный штраф в 30 000 евро: он будет исполнен в случае, если на протяжении ближайших двух лет Себ снова допустит аналогичное нарушение.
В своем решении судьи отметили: «Даже если господин Ожье сделал заявление, связанное с вопросом безопасности, это не может быть принято во внимание как смягчающее обстоятельство. Все люди свободны в выражении своих мыслей, но они всегда должны действовать осторожно, чтобы не совершать правонарушений или поступков, противоречащих интересам спорта.
Все высказывания, сделанные в прямом эфире и/или социальных сетях в целом, демонстрируются миллионам зрителей по всему миру. Следует отметить, что за всеми известными гонщиками следит множество людей, как и за другими молодыми гонщиками в том числе. Господин Ожье – восьмикратный чемпион мира по ралли, и у него сотни тысяч поклонников по всему миру.
Все, кто участвует в деятельности FIA, должны ожидать, что к ним будут относиться справедливо, с уважением, достоинством и вниманием, в духе признания различных взглядов и мнений. Обсуждение разногласий и критика идей должны осуществляться в неконфронтационной манере с должным учетом точек зрения других людей.
Многие люди рассматривают известных спортсменов в качестве примера, а недавние расследования показали, что существует прямая связь между негативными комментариями пилотов и ростом ненависти к официальным лицам. По этой причине в 2023 году FIA запустила кампанию "Движение против злоупотреблений в Интернете", подчеркивающую решимость сохранить спортивную среду как гостеприимное и уважительное сообщество для всех.
Судьи сочли, что характер нарушения, совершенного господином Ожье, является серьезным, и относительно слов, которые наносят ущерб общим интересам автоспорта и ценностям, защищаемым FIA, примененное наказание является уместным в соответствии с критериями FIA.
Все участники уведомлены о том, что приостановка штрафа в данном случае обусловлена тем, что это первое применение вышеупомянутых критериев в чемпионате мира по ралли, а не только извинениями, принесенными перед судьями во время слушания».
Ожье стал не единственным участником, получившим отложенный денежный штраф. После гонки на 5 000 евро была условно (срок действия – до конца сезона-2024) оштрафована команда M-Sport – за нарушение регламента работы с гибридной техникой.
Команде Ричарда Милленера подкузьмил Грегуар Мюнстер: в пятницу тот проехал после СУ4 порядка двухсот метров с отключенным индикатором состояния батареи – именно он горит зеленым в случае исправности системы и красным, если система неисправна. Как оказалось, экипаж запустил цикл перезагрузки системы управления батареей (и сопутствующей системы индикации) на ходу, тогда как руководство по эксплуатации ПО гибридной установки требует проводить эту процедуру при полной остановке.