Ралли

🎦 Штрихи к портрету: поговорим о Сесксе

2024-06-27 18:03
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Нет, речь не о песне Salt-N-Pepa, выпущенной в 1991 году. Упомянутый Сескс – Мартиньш, латыш, который стартует за рулем Puma Rally1 в Польше, а затем в Латвии. Сперва он откроет для себя вселенную WRC без гибрида, а затем с ним – что должно позволить ему прогрессировать. «Внештатник» Ford заслуживает того, чтобы о нем говорили – за его опыт и его достижения.

По материалам AUTOhebdo

Быть может, сам он этого не осознает – или же ему всё равно – но в начале лета 2024-го Мартиньш Сескс является самым ненавидимым участниками WRC2 гонщиком. Многие гонщики, выступающие в этой серии, претендуют на место за рулем Rally1, но сейчас эту возможность получит пилот, до сих пор выступавший преимущественно в чемпионате Европы.

Такой шаг стал отражением карьеры, стартовавшей одиннадцать лет назад. С таким многолетним опытом в дисциплине, возраст Мартиньша должен бы приближаться к тридцати годам, однако сегодня ему всего двадцать четыре.

Такое бывает, когда начинаешь в четырнадцать.

«Именно с такого возраста федерация в Латвии разрешает заниматься этим видом спорта, так что мне пришлось быстро повзрослеть, – объясняет Мартиньш своим четким голосом. – Там, откуда я родом, ралли – своего рода традиция.

Мой дед был гонщиком и, к слову, именно он впервые организовал ралли Латвия в 1965 году. В этом сезоне гонка дебютирует в календаре WRC, и это вызывает определенное воодушевление. Вслед за дедом в гонках участвовал и мой отец, так что я – представитель третьего поколения.

С самого раннего возраста я постоянно находился в сервис-парке. Мне кажется, что я никогда и не помышлял о чем-то другом. Было ясно, что я займусь ралли, как только у меня появится возможность».

Подобно Калле Рованпере, Оливеру Сольбергу и Николаю Грязину, Сескс выступал на спецучастках еще подростком. Однако, в отличие от трех упомянутых гонщиков, о том, чтобы стать чемпионом мира, он и не помышлял.

«Как и многие молодые гонщики, я начинал с картинга, – вспоминает он. – Ралли мне нравилось больше, и поначалу я просто катал в удовольствие. У меня не было карьерной цели или какого-то уровня, которого нужно было достичь».

После первого старта в 2013 году Сескс проехал несколько гонок в период с 2014 по 2017 годы. Первоначально он выступал только в Латвии, участвуя в соревнованиях преимущественно с грунтовым и снежным покрытием. В 2015-м он сменил свою Honda Civic Type-R в категории до 18 лет на Ford Fiesta R2, что совпало с его первыми стартами в Эстонии и Литве.

Добиться настоящего успеха ему удалось за рулем Peugeot 208 R2. За первым «юниорским» титулом в 2016-м последовал второй в 2017-м, включая потрясающее выступление на домашнем этапе чемпионата Европы (ралли Лиепая).

«Мы вылетели с трассы на пятом спецучастке, – вспоминает он. – Машина в дрова... зрелище не самое приятное, но мы продолжали атаковать и показали ряд хороших результатов на спецучастках. В итоге заняли второе место в зачете Junior U27 – для тех, кому не исполнилось 27 лет – отстав на 18 секунд от Криса Ингрэма».

В тот момент Мартиньш еще не знал, что именно этот результат в сочетании с тем, что он уже успел показать, даст толчок его карьере.

Растущие амбиции

Пожалуй, именно в 2018 году Мартиньш решил, что хочет продолжать спортивную карьеру, поставив перед собой как можно более высокую цель. Ему еще не было двадцати, а он уже оказался в чемпионате Европы в составе команды ADAC Opel Rallye Junior Team.

«Мне выпал шанс отобедать с боссом Opel Motorsport, – рассказывает он. – Вот за этим обедом я и получил свое место за рулем на сезон».

Его партнером по команде стал шведский гонщик Том Кристенссон. Два новичка отправились в великолепное путешествие.

«В том году я впервые принял участие в гонках за пределами стран Балтии, – с удовольствием вспоминает Мартиньш. – Первое же путешествие стало для меня полной сменой обстановки, потому что мы отправились на Азоры! Кроме того, мне пришлось осваивать езду на асфальтовом покрытии – такого опыта у меня еще не было.

Что было действительно здорово – так это работать в заводской команде, где мы ни в чем не нуждались. Всё, что от нас требовалось – это пилотировать. Думаю, именно тогда я и сказал себе, что это именно то, чем я хочу заниматься. Мне очень хотелось переживать эти ощущения снова и снова».

Хотя победы и подиумы позволили ему завоевать титулы в ERC3 и ERC Junior U27, продолжения программы не последовало. Сескс был вынужден сменить направление.

Лучшим вариантом на тот момент казался чемпионат JWRC.

«Я родом из маленькой страны с населением в два миллиона человек, – говорит он. – Я быстро понял, что главной моей проблемой будет поиск бюджета. Это всегда было моей основной заботой.

Готовясь к следующему сезону, мы всегда должны задавать себе один и тот же вопрос: что можно сделать с теми финансами, что у нас есть? Для сезона-2019 JWRC был наилучшим вариантом».

На протяжении трех лет Сескс стремился к титулу, но дважды потерпел неудачу, завершив сезон в тройке: в 2020-м он стал вторым, уступив 31,5 очка Кристенссону, а в 2021-м занял третье место.

«Это был довольно долгий период, – объясняет гонщик. – В итоге я просто не понимал, на каком уровне нахожусь. Пока я гадал, что мне делать дальше, я познакомился с представителями MRF (индийский производитель шин). Они предложили мне выступать за них в чемпионате Европы. Это стало поворотным моментом».

Неизбежная встреча

Сотрудничество Сескса с индийской компанией продолжается и по сей день.

«Я сказал себе, что это мой шанс, который я просто не могу упустить», – утверждает он.

Сотрудничество с новым партнером Мартиньш начал с четвертого этапа ERC. Много времени на то, чтобы оправдать оказанное ему доверие, не потребовалось. За рулем своей Škoda Fabia Rally2 evo он одержал победу на родной земле.

Восхождение латвийского гонщика продолжилось в 2023-м – двумя победами в Польше и Латвии. Два финиша на подиуме в Швеции и Венгрии и титул вице-чемпиона по итогам сезона лишь подтвердили изменения в его статусе: Мартиньш Сескс постепенно становится одним из главных игроков чемпионата Европы и одним из фаворитов на старте любого этапа.

После того, как MRF решила продлить сотрудничество, латвийский гонщик принял новый вызов: добиться в 2024 году победы за рулем Toyota GR Yaris Rally2. На пути к этой цели Мартиньш пока чередует взлеты и падения, однако на шведском этапе ERC он долгое время занимал третье место, пока ему не помешали технические проблемы.

«Если бы чуть больше двух лет назад мне сказали, что я буду представлять какой-то бренд, выступая в чемпионате на полном расписании, я бы не поверил, – улыбается гонщик. – А последние несколько месяцев нас мотивировал и другой проект – старт в ралли Латвия на автомобиле Rally1.

Как только стало ясно, что эта гонка попадает в календарь WRC, мы решили, что должны попробовать сделать что-то особенное. Была проведена серьезная работа. Я встретился с представителями всех трех команд, а также с промоутером WRC. Без их помощи и участия эта задумка никогда бы не была реализована, и я очень им за это благодарен.

Всё постепенно становилось на свои места, и я испытал огромное удовлетворение в тот день, когда это было подтверждено на 100%. В тот момент я вдруг осознал, что меня ожидает и подумал: "Я должен быть на высоте". Я сделал всё, чтобы получить этот шанс, и теперь мне надо показать, что я способен управлять этим Rally.

С гибридом или без

Не так уж и много гонщиков за свою карьеру получали возможность стартовать в чемпионате мира за рулем гибридного Rally1. Для всех сценарий зачастую был одним и тем же: переход между Rally2 и автомобилем элитного дивизиона складывался непросто. Мартиньш Сескс познакомился с новой машиной в Англии, на базе команды M-Sport.

«Хотя мне уже доводилось посещать другие команды, Довенби-Холл стал для меня открытием, – говорит он. – Мне понравилось, что история команды представлена фотографиями гонщиков и машин прежних лет, размещенными на стенах. Быть частью этой истории – это невероятно.

В 2019 году, пересев с R2 на R5, я не испытывал никаких трудностей – до самого последнего момента. Точно такое же впечатление у меня оставила и Puma. Ты сидишь за рулем, машина управляется очень легко... но всё полностью меняется, как только ты начинаешь атаковать.

Достижение пределов – вот где сложность. И самое трудное – поверить в то, что это действительно можно сделать.

Когда все обсуждения и объяснения закончили, я смог проехать на машине несколько километров. Какое же это было удовольствие! Когда ты нажимаешь на педаль газа, ощущения... волшебные. Ты чувствуешь всю эту мощь. Я сказал себе: "Я сделал это, я за рулем Rally1".

Рядом со мной сидел человек, отвечавший за обратную связь. Он спросил, что я думаю, и единственное, что я смог ему ответить, широко улыбаясь, было: "Вы только не волнуйтесь, я не знаю, что я делаю с этой машиной... всё будет хорошо!"»

После первого пробного заезда – чтобы настроить место пилота и немного почувствовать машину – Сескс отправился на тесты, очутившись в тех же условиях, что и его новые коллеги, Адриен Фурмо и Грегуар Мюнстер. На подготовку неофита был отведен всего один день, чего, конечно же, совершенно недостаточно, учитывая тот объем информации, который ему предстояло переварить.

FIA, к слову, стоит задуматься об этом, если она действительно хочет способствовать появлению новых талантливых пилотов.

«На тестах я вновь пережил тот счастливый момент, когда впервые сел за руль этой машины, – вспоминает Мартиньш. – Но в тот момент я должен был преобразовать свое воодушевление в сосредоточенность, чтобы приступить к работе и сделать её конструктивной.

Rally1 довольно-таки... логичный, если можно так выразиться. Чем быстрее ты едешь, тем лучше работает аэродинамика и тем быстрее ты можешь ехать. Но вместе с тем ты осознаешь, чего тебе еще предстоит достичь, прежде чем ты нащупаешь предел».

Чтобы не забегать вперед, Сескс проведет этап в Польше (в этот уик-энд) на Puma без гибридной установки. А вот в Латвии (18-21 июля) он стартует на машине в полноценной конфигурации.

«Я считаю такой вариант идеальным, – уверяет он. – C Ford, идентичным остальным в Польше, нам потребовалось бы больше времени. А так не будет никакого сравнения по скорости, от нас потребуется просто накатать километраж и опробовать различные настройки.

Фактически мы используем эти четыре дня как тестовую сессию. Цель – приехать в Латвию с другими аргументами. Между тестовым днем и стартом в Латвии я проеду за рулем этой машины более шестисот километров. Это ничто по сравнению с тем, сколько постоянные участники чемпионата проехали с января, но это мы как-нибудь переживем».

Мартиньш, осознанный и очень живой молодой человек, прекрасно понимает, какие возможности открываются перед ним теперь.

«Сейчас я переживаю сумасшедший период, – смеется он. – Сразу после ралли Скандинавия я отправился в Эстонию на тесты Puma Rally1. За этим последовала подготовка к Польше, дальше у нас гонка, за ней – ралли Эстония (этап ERC с 5 по 7 июля), а потом этап WRC в Латвии. Я буду менять машины, страны, команды... и это очень интересно!

Наша цель – стать конкурентоспособнее к Латвии. Но я прекрасно понимаю, насколько сложная задача нам предстоит».

И хотя нам следовало бы проявить снисходительность к этим двум выступлениям Сескса в Rally1, оба случая представляют собой именно то, чего так на хватает чемпионату для увеличения числа его участников. Прежде всего – возможность перспективным гонщикам впервые попробовать себя в элитном дивизионе.