Проходящее в этот уик-энд ралли Япония – заключительный этап сезона-2024 – ознаменовалось участием в нем 66-летнего Дидье Ориоля, который выступает в компании верного штурмана Дени Жиродэ.
Несмотря на почтенный возраст, чемпион мира 1994 года по-прежнему влюблен в принесшую ему известность дисциплину спорта и не упускает хорошей возможности проехать за рулем раллийного автомобиля.
В эти выходные Ориоль едет в национальном классе, пилотируя скромный праворульный GR Yaris. Начиная с четвертого спецучастка (и после проблем у Тошихиро Араи) француз возглавляет свой зачет, под занавес субботы опережая ближайшего из соперников почти на две с половиной минуты.
Незадолго до старта ралли Япония с Дидье связался корреспондент AUTOhebdo, подробно расспросив ветерана мирового ралли о предстоящей гонке и не только. Вашему вниманию предлагается перевод этого материала.
* * * * *
Заключительный этап сезона-2024 обещает стать захватывающим событием, в ходе которого будут разыграны несколько титулов. Кроме того, это будет редкая возможность увидеть на этапе WRC Дидье Ориоля – чего он не делал аж с 2005 года, когда проехал ралли Монте-Карло с Peugeot 206 WRC команды Bozian Racing.
Спустя сорок лет после дебюта на высшем уровне («Тур де Корс» 1984 года, Renault R5 Turbo), тридцать лет после завоевания титула чемпиона мира за рулем Toyota Celica, 152 старта, 53 подиума и 20 побед на этапах WRC, что еще может мотивировать старого раллиста?
«Мне по-прежнему интересно всё, что происходит в мире ралли, – объясняет он. – Мы часто разговариваем об этом с Дени Жиродэ, который рассказывает о своих приключениях.
Я регулярно получаю предложения на предмет различных стартов – но соглашаюсь далеко не всегда. Вот организаторов ралли в Руэрге я хорошо знаю. Я там выигрывал, состязание это проходит в моем регионе, так что я люблю туда ездить. А в апреле мы с Дени ездили на историческое ралли Марокко – с Ford Escort, который готовил мой шурин.
Каждый раз, когда я что-то делаю, то на первом месте для меня стоит удовольствие. В Марокко мне было приятно побывать всей семьей, да еще и с Дени и хорошей машиной. В Японии меня привлекает сама страна, возможность проехать гонку за рулем Toyota и символизм тридцатилетнего юбилея. Но если бы Дени отказался, то, наверное, отказался бы и я.
Когда я что-то делаю, то всегда стараюсь сделать это как можно лучше. Соревновательный дух меня еще не покинул и по-прежнему толкает меня делать всё по максимуму... а возраст у меня сейчас такой, что если уж я чувствую, что это невозможно, то предпочту отказаться. Я не жду просто возможности сесть за руль – такая ностальгия мне не по нраву».
Помимо этого требования, Дидье остается эстетом в плане пилотирования. На протяжении всей карьеры ничуть не меньше результатов его мотивировала возможность управлять автомобилем как можно эффективнее – даже если это означает какие-то ограничения в возможностях.
«Никогда не нравилось поступать так же, как и остальные, – улыбается он. – Вот для Марокко, например, мы провели тесты, чтобы подобрать оптимальные настройки. Для Японии, кстати, я тоже попросил дать мне возможность опробовать Yaris.
Так вот, я давно не садился за руль Escort группы 4. Протестировать всё, что мы хотели, не получилось – и так как у меня не было возможности сравнивать, я решил пойти на компромисс в настройках. Потом пообщался с соперниками на таких же Ford и понял, что мы пошли в противоположном направлении в отношении подвески и коробки передач... но это явно пошло на пользу, потому что мы выиграли.
И такое в моей карьере случалось неоднократно. Я всегда настраивал свои автомобили по-своему и в большинстве случаев это приносило мне пользу. Я понимаю, что сегодня очень сложно настраивать Rally1 или Rally2. Но если кто-то предложит мне проехать ралли из числа тех, что мне нравятся – ну, скажем, Акрополь – буквально завтра, но с хорошей тестовой сессией и возможностью отработать настройки, то я сразу же соглашусь!
Мне всегда нравилось садиться за руль, зная, что я хорошо подготовился к гонке».
Когда наступает время поговорить о вызванных течением времени пределах и ограничениях, а также о сложности принятия реальности, «Севенский эльф» оживает.
«Если я уверенно чувствую себя за рулем, автоматизм возвращается достаточно быстро, – говорит он. – Да, зрение уже не то, что прежде, да и рефлексы немного замедлены, однако поворот, который несколько лет назад я проходил на полной скорости, я пройду "в пол" и сегодня – просто подъеду к нему гораздо медленнее! /смеется/
Безусловно, свою роль играет знание местных дорог. Думаю, что на местности, которая хорошо мне знакома, и где я чувствую себя в безопасности – и при условии, что мне дадут покататься полдня – я смогу ехать почти так же быстро, как раньше.
А вот в гонке, которая мне незнакома, я постараюсь не рисковать. Это естественно. Если на мне шлем, если я чувствую себя комфортно с этой машиной – как было в Марокко – то я могу атаковать просто отчаянно. Собственно, на каких-то отрезках мы так и делали, чтобы оторваться от этих Porsche. За рулем этого Escort у меня было ощущение, что я могу ехать намного быстрее, но, возможно, это просто ощущение. /смеется/
На финише некоторых спецучастков Дени говорил мне, что мы показали отличный темп, и я думал: "Если захочу, я могу ехать так же быстро, как и прежде" – но, быть может, в реальности всё не так? Кроме того, это же был Escort...»
Отмечая энтузиазм, который уроженец Севенн излучает, описывая свои приключения в Марокко, сложно поверить в его возраст. Это же придает ему определенную мудрость и свой взгляд на то, что происходит в чемпионате мира по ралли сегодня.
Слишком много онбордов
Удивительно видеть, насколько хорошо Дидье – для человека, который уже очень давно не участвовал в WRC – разбирается в происходящем. Достаточно затронуть любую тему текущих событий, чтобы получить его ответы.
«Я регулярно слежу за спецучастками, – говорит трехкратный (1986-1988) чемпион Франции. – В наши дни это очень просто. Мне нравится картинка с бортовых камер, но я считаю, что её стало слишком много. Это, безусловно, здорово, но в конце концов надоедает, потому что от участника к участнику всё выглядит очень похоже.
Более того, зачастую трансляция прерывается в тот момент, когда произошло что-то интересное, а участники не особо разговорчивы на финише спецучастков /смеется/, так что можно быстро потерять интерес. Пропадает человеческий аспект, и это немного грустно.
Зато на спецучастках хватает великолепных, очень красивых секций. Быть может, им стоит транслировать только самые захватывающие отрезки, а уже вечером выдавать в вечерней сводке резюме с наиболее значимыми моментами?»
Продолжая рассуждать о происходящем в наши дни, Ориоль демонстрирует свой взгляд на WRC.
Не лучше прежнего
«Несмотря на предлагаемую картинку, легкий доступ к происходящему на спецучастках и общую зрелищность, WRC больше не побуждает людей мечтать, – говорит Дидье. – Спецучастки стали короткими, ночных почти не осталось, и даже на ралли Сафари протяженность допов не превышает 30 км.
Не уверен, что молодое поколение вообще следит за WRC. Мне кажется, что чемпионат мира сам постепенно отдаляется от зрителей. Вы видели расстояние между командами и публикой в сервис-парках? Везде барьеры. Тот контакт, что существовал прежде, исчез – в частности, потому, что мы хотели придать гонщикам WRC тот же флёр, что и пилота Формулы-1.
Однако это совсем не то, что нужно фанатам ралли.
У меня также сложилось впечатление, что раньше мы уделяли больше времени общению другим: общению с местными, общению гонщиков между собой. Сегодня каждый погружен в себя. Быть может, молодым не очень нравится то, чем в свое время занимались мы, но, если присмотреться внимательно, их дни загружены куда сильнее, чем у нас – и я даже не знаю, могут ли они полностью отдаться своему увлечению ралли.
Нельзя сказать, что раньше было лучше. Раньше было по-другому. Но, возможно, именно это и нравилось публике».
Что до использования в ралли гибридных систем, то бывший пилот Toyota и Peugeot демонстрирует определенную проницательность – особенно для человека, которому никогда не доводилось тестировать Rally1.
«Меня приглашали на тесты, – объясняет он. – Но я сломал руку, так что тесты не состоялись. Автомобили просто волшебные, уровень безопасности великолепен, и любой гонщик мечтал бы очутиться за рулем такой машины.
И я не против экологического аспекта и проездов через деревни в гибридном режиме – но мне в первую очередь интересно, что происходит в гонке. Но как вообще производители умудряются так долго уживаться с этой системой? Они тратят миллионы, проводят тесты ради того, чтобы отыграть десятые доли секунды – и всё это регулярно ломается не по их вине.
Их же фактически наказывают; наличие этой системы само по себе способно изменить результат сезона без малейшего влияния на это производителя. Мне трудно это понять. Как можно мириться с такой ситуацией?»
Несмотря на то, что он был бы не прочь опробовать один из современных автомобилей, Дидье не уверен, что ему понравятся атмосфера современного WRC и предъявляемые к гонщикам требования.
«В конце моей карьеры мы пробовали записывать видео на прописи, – объясняет он. – И это какой-то ад! Ты делаешь два прохода по маршруту, отсматриваешь шесть спецучастков вечером в отеле и еще два перед стартом утром. И нужно вписываться в этот формат, даже если он тебе не нравится.
Здесь есть существенный психологический аспект. Если ты не знаешь каждый миллиметр дороги, то ощущаешь себя неконкурентоспособным. Учитывая скорость автомобилей, получается, что чем лучше ты заучил допы, тем комфортнее ты себя чувствуешь, тем меньше испытываемый тобой стресс. Без зубрежки можно ехать почти так же быстро, но с большим стрессом, который в итоге утомляет тебя и влияет на твою скорость.
Будучи представителем другого поколения, я не могу с этим согласиться. Однако такой подход стал частью образа жизни, и я не вижу способа изменить эту ситуацию».
Несомненно, Дидье воспользуется поездкой в Японию для того, чтобы обсудить развитие ралли с действующими гонщиками, и это неизбежно вернет его к воспоминаниям о том периоде, когда он и сам был заводским пилотом – в частности, к чемпионскому сезону-1994.
Другой человек
В Японии Ориоль может рассчитывать на особый прием. Местные болельщики любят историю ралли и всегда рады пообщаться с легендарными раллистами. В рамках ралли Япония проводятся исторические экспозиции и даже заезды на автомобилях прошлых лет.
Чемпион 1994 года наверняка будет пользоваться успехом – Дидье обязательно будут приглашать на интервью и встречи с публикой. Возможно, это поможет ему осознать значение титула, добытого им тридцать лет назад.
«Такое впечатление, что это было очень давно... и в то же время недавно, – говорит он. – Вроде бы вот только завоевал титул, а потом выясняется, что годы летят, и с тех пор, как ты завершил карьеру, прошло очень много времени.
Когда я вспоминаю... когда вижу фотографии и смотрю на автомобили в своем музее (Дидье владеет несколькими машинами, за рулем которых выступал в ралли), мне трудно поверить, что это именно я управлял ими когда-то в прошлом.
Я покинул эту систему, и у меня создается впечатление, что все эти результаты показывал кто-то другой. Странно осознавать, что я собираюсь стартовать в ралли Япония, и что в мои 66 лет у меня еще есть болельщики, которые присылают мне сообщения, и журналисты, которые мне звонят...
Я больше не часть мира WRC, но люди благодарны мне – и это очень приятно».
Вспоминая сезон-1994, в котором он одержал три победы (Корсика, Аргентина и Сан-Ремо) и выиграл чемпионат, Ориоль не скрывает, что тот год не входит в число его любимых.
«В тот год я точно не был быстрейшим, – утверждает он. – У нас были взлеты и падения. Я был счастлив и гордился тем, что выиграл титул, но, возможно, больше всего я был рад за людей, которые верили в меня, а также болельщиков и моих тогдашних спонсоров. Возможно, тогда мы проложили путь другим гонщикам с юга. Но это не было моей целью – я хотел бороться за победу в каждом ралли».
Начав карьеру за рулем машины скорой помощи на закрученных дорогах вокруг Мийо, Ориоль прошел через все этапы.
«Когда я сел за руль в 1979-м, мне удавалось ставить свою Simca 1000 в любое положение, – вспоминает он. – Потом я увидел, как Бернар Дарниш и Жан-Клод Андрюэ проезжают по ночным спецучасткам в Севеннах и убедился, что в состоянии исполнить то же самое.
Я захотел стать чемпионом мира.
Я добился этой цели, делая разумный выбор относительно своих автомобилей или закрывая дверь перед некоторыми производителями (в частности, Renault не дала Ориолю достойную программу на 1986 год). Мне также посчастливилось познакомиться с рядом важных людей, которые помогали мне подниматься на вершину или прогрессировать. Это было важно.
Было и везение. Я уверен, что были гонщики, не менее талантливые, чем я – просто им не удалось пробиться так, как удалось мне».
И хотя в ходе беседы может сложиться впечатление, что он перевернул страницу и больше не испытывает нехватки адреналина, которую для него перекрывало ралли, он этот вывод не подтверждает.
«Не согласен с таким анализом, – смеется он. – Конечно, ты движешься дальше, ты продолжаешь жить, но чем старше становишься, тем сильнее испытываешь постоянную нехватку.
Всегда есть напряжение... ты ему уже не рад, но оно все равно присутствует – особенно перед стартом. И справиться с ним иногда сложнее, чем раньше, хотя я всегда воспринимал его как позитивный момент. Чем сильнее был стресс, тем эффективнее я действовал.
Нельзя делать всё так же хорошо, как и прежде – и это то, с чем мне не всегда удается смириться. Иногда случается разочарование. Бывают моменты, когда мне хочется вернуться в прошлое».