WRC 2004 - 2012

Время перемен. Обзор ралли Монте-Карло

Победители ралли Монте-Карло 2004 Себастьен Лёб и Даниэль Элена
Фото: Pascal Guyot/AFP

Наконец-то подошел к концу двухмесячный перерыв между сезонами – как всегда (за редким исключением), очередной чемпионат мира по авторалли открылся легендарным ралли Монте-Карло. Но, хоть одна из немногих сохранившихся традиций была соблюдена, в мировом первенстве наступают новые времена – времена перемен...

Сначала придется констатировать невеселый факт – пока что чемпионат мира гораздо больше потерял, чем приобрел от недавних реформ FIA. Можно перечислить основные из них – по два зачетных экипажа от каждой заводской команды, расширение календаря до 16 этапов, запрет на использование экипажей-разведчиков (gravel crews), грядущее вступление в силу новой системы ознакомления с трассой (так называемая Mille Pistes). Теоретически, подобные меры должны были снизить расходы участников и уравнять шансы команд, что особенно важно для команд среднего эшелона и аутсайдеров.

Однако большинство нововведений ударили именно по аутсайдерам. Последней каплей стало появление двух новых ралли, в Мексике и Японии – кажется, одни только транспортные расходы на поездку в Новый Свет и Азию с лихвой перекрыли всю возможную экономию. В результате, чемпионат покинули сразу две заводские команды – Hyundai и Škoda. Корейская компания пыталась как-то оправдать свой уход и без устали твердила о реорганизации раллийного отделения, о проблемах с техническим партнером MSD (Motor Sport Development, занимавшимся созданием и подготовкой Hyundai Accent WRC), о непременном возвращении в 2006 году... Зато из Млада-Болеслава поступило ясное и исчерпывающее объяснение – нынешнего бюджета Škoda Motorsport не хватит на все 16 этапов чемпионата мира! Поэтому чехи приняли вполне разумное в данной ситуации решение – взять годичный перерыв, имеющиеся средства пустить на развитие Škoda Fabia WRC и стартовать на отдельных европейских этапах мирового первенства.

Впрочем, что уж говорить о Hyundai и Škoda, если даже такой мощной команде, как Ford, буквально в последний момент удалось сформировать приемлемый бюджет и подтвердить свое участие в чемпионате 2004 года. По большому счету, только «Большой четверке» (Citroën, Peugeot, Subaru, Ford) удалось с наименьшими потерями перейти на новые рельсы: Как и следовало ожидать, сработало старое правило – только с очень большими деньгами можно относительно безболезненно пережить время перемен. Есть пример «Формулы-1», в которой за последнее десятилетие количество команд сократилось в полтора раза – большинство аутсайдеров не перенесли «заботы» FIA.

Список участников ралли Монте-Карло (уже 72-го по счету!) производил довольно бледное впечатление – пять команд и десять заводских экипажей. После прошлого года, когда на старте регулярно появлялось не менее полутора десятков «заводчиков», нынешняя картина просто удручала. Некоторое оживление вносила неплохая группа «частников», в которой можно было встретить прошлогоднего вице-чемпиона Европы Мигуэля Кампуша, Тони Вармбольда, Романа Кресту, Юсси Вялимяки, Йозефа Береша, Оливье Бурри... Более того, Креста с Вялимяки и Берешем составили настоящую неофициальную команду Hyundai – все трое выступают на Hyundai Accent WRC Evo 3.5, которые еще совсем недавно были собственностью заводской команды.

Казалось бы, сложилась достойная компания для новорожденного FIA Privateers Trophy. Но вопросов все равно больше, чем ответов. Кто из всех перечисленных «частников» может бороться в зачете Privateers Trophy? Согласно правилам, в зачете этого трофея могут выступать только экипажи на автомобилях класса WRC2 (тот же WRC, только заметно упрощенный – с пассивными дифференциалами, механической коробкой передач). Сейчас, насколько известно, только Peugeot омологировал по классу WRC2 свой Peugeot 206 WRC. Кажется, на ралли Монте-Карло почти все «приватиры» оказались бесхозными – на Peugeot 206 WRC стартовали только двое: Мигель Кампуш и Николя Вуйоз... Но по ходу гонки возникло впечатление, что и португалец с французом располагали «настоящими» WRC – уж слишком высокую скорость они продемонстрировали!

Интересным оказался список участников молодежного чемпионата, Junior WRC. В центре внимания оказалось очередное явление заводской команды Suzuki, которая по-прежнему пытается «задавить» не только качеством, но и количеством. Команду представляют сразу четыре экипажа, причем три пилота оказались настоящими ветеранами – Мирко Бальдаччи, Гай Уилкс и Кости Катаямяки уже не первый год крутятся в Junior WRC. Но гораздо больше интереса вызвало второе поколение Suzuki Ignis Super 1600, созданное на базе пятидверного хэтчбека – по сравнению с предшественником автомобиль стал длиннее, получил новые двигатель и коробку передач, а также обзавелся парой дополнительных дверей и весьма массивной филейной частью. По сравнению с прошлогодним Ignis, новый Super 1600 производил впечатление этакого тяжеловесного универсала... Впрочем, в Монте-Карло была великолепная возможность сравнить в боевых условиях старый и новый Suzuki Ignis – эстонец Урмо Аава продолжает выступления в JWRC, но за рулем прошлогодней версии Suzuki и в качестве незаводского пилота.

Фаворитом пока по-прежнему остается Renault, которая намерена второй год подряд завоевать чемпионский титул. Французы пригласили двух первоклассных пилотов – француза Николя Бернарди и бельгийца Ларри Кольса, которые успели добиться немалых успехов в домашних чемпионатах. Примечательно, что штурманом Бернарди стал опытнейший Дени Жиродэ, выступавший с Юхой Канккуненом, Дидье Ориолем и Томасом Радстрёмом.

Не стоит сбрасывать со счетов и «фиатовскую» плеяду во главе с Алессандро Брокколи. Не обошлось и без семейственности, так как в составе команды Team Grifone Avvenir появились Лука Табатон (сын Фабрицио Табатона, чемпиона Европы 1986 и 1988 годов) и Матье Бьязьон, дальний родственник знаменитого Массимо Бьязьона. В ближайших планах «фиатовцев» – обновление гоночного парка. Своего дебюта ждет второе поколение Fiat Punto Super 1600...

Каковы же возможности остальных? Для Ford и Citroën юниорский чемпионат по-настоящему начинается только весной, когда завершится процедура омологации Ford Fiesta Super 1600 и Citroën C2 Super 1600 – только тогда можно будет получить хоть какое-то представление о возможностях новой техники. Остальные автопроизводители представлены в JWRC лишь единичными экипажами – Крис Мик на Opel Corsa Super 1600 (между прочим, может серьезно посоперничать с фаворитами) и Натали Баррэт на MG ZR Super 1600. Зато Volkswagen, кажется, окончательно забросил свою программу развития Volkswagen Polo Super 1600 – теперь все силы брошены на проект Touareg Dakar...

Но пора уже перейти непосредственно к событиям гонки. К сожалению, негативных впечатлений оказалось слишком много, и это заметно смазало общее впечатление от ралли Монте-Карло. Дело даже не в том, что на старте оказалось непривычно мало заводских экипажей – бывало и хуже (например, в 1996-1997 годах в чемпионате выступали только три заводские команды). Гораздо сильнее уязвило, мягко говоря, неуважительное отношение FIA к участникам и зрителям. Звучит странно? А вопрос действительно заслуживает внимания.

Началось все с незначительных, на первый взгляд, изменений в регламенте чемпионата мира. С 2004 года вводится новый стандарт бортовых номеров – традиционный белый квадрат с черными цифрами канул в Лету. На дверях отныне будут размещаться только эмблема ралли и маленькие цифры номера – как правило, ядовитого желто-зеленого цвета на черном фоне. А большие цифры номера переместились на задние боковые стекла и стали оранжевыми. Такая новинка не стала сюрпризом – она уже проходила обкатку на ралли Финляндияи и ралли Великобритания.

Зато у зрителей прибавилось хлопот. Ни разу не удалось сходу разглядеть номер автомобиля на трассе – взгляд привычно скользит по дверце и... натыкается на пустое место. А цифры на боковом стекле почти не бросался в глаза – и размер маловат, и необходимой контрастности нет (оранжевый на темном или прозрачном фоне – в зависимости от ракурса). Всё-таки не зря столько лет продержался традиционный черно-белый стандарт – более контрастного и четкого сочетания цветов до сих пор не существует. Попутно возникла еще одна проблема – как без номера опознать экипаж? Только Ford и было хорошо – трудно спутать красную надпись Castrol на машине Мяртина с желто-зеленым «подсолнухом» Дюваля...

Но особенно поразило откровенно хамское отношение FIA к штурманам – начиная с ралли Монте-Карло, на боковых стеклах автомобилей будет размещена только фамилия пилота. Правило в высшей степени циничное и превращает истинно командный вид автоспорта в «театр одного актера» – как будто штурмана вообще не существует или он служит обычным балластом в машине. Как справедливо выразился один из почитателей ралли: «Такое впечатление, что это не ралли Монте-Карло, а какая-то горная гонка, где пилоты выступают без штурманов!»

Искреннее уважение вызвала порядочность Ford и Subaru, которые поместили на бортах своих автомобилей имена обоих членов экипажей. Жаль только, что доброе дело не осталось безнаказанным... Но об этом будет сказано позднее.

Не вызвал удивления тот факт, что ралли началось с отмененного спецучастка – в последнее время такие события стали нормой для Монте-Карло. Причина отмены стандартная – слишком много зрителей скопилось в окрестностях трассы, и в силу вступили соображения безопасности болельщиков и участников. Наверняка на своем ближайшем заседании Раллийный комитет FIA в очередной раз поднимет вопрос о том, что организаторы ралли Монте-Карло не в состоянии обеспечить необходимый уровень безопасности...

А со второго спецучастка пошли сюрпризы – лучшее время показал Маркус Гронхольм на Peugeot 307 WRC! Очевидно, что Peugeot в аутсайдерах не окажется – но всё равно «львиный» натиск застал врасплох. Всё-таки был с нуля создан принципиально новый раллийный автомобиль Peugeot 307 WRC, который не имеет ровным счетом ничего общего со своим предшественником Peugeot 206 WRC. Плюс совершенно иное поведение автомобиля на трассе, который по своим габаритам значительно превосходил миниатюрную «двести шестую»...

Не знаю, как другим, но мне Peugeot 307 WRC напомнил утюг. Идет по трассе как приклеенный, устойчив на прямых – практически не рыскает, пилотам меньше приходится корректировать траекторию... А поведение в поворотах достойно особого внимания – минимум заносов, автомобиль аккуратно вкатывается в вираж, хвостом почти не виляет. В первый момент кажется, что яркий красно-белый «головастик» довольно медленно и неторопливо проходит поворот... Но стоит взглянуть на секундомер и становится ясно – машина чертовски быстра!

На достигнутом Маркус не остановился – выиграл еще один спецучасток и до последнего пятничного допа уверенно лидировал. Даже закапризничавшая КПП (сначала заклинило на третьей передаче, а потом на четвертой) не испортила гонку финну, а команда сотворила настоящее чудо – за 20 минут сервиса успела полностью заменить коробку. Всё-таки современный World Rally Car – это настоящий пример модульной сборки, когда практически любую деталь или агрегат можно заменить за считанные минуты. С автомобилями группы N такой номер обычно не проходит...

Однако не самый удачный выбор покрышек всё-таки лишил Гронхольма первого места в гонке – Маркус слил на СУ6 Rosans – L'Epine почти полминуты Лёбу и в общем зачете свалился на третье место, пропустив вперед еще и Мяртина. Хорошо известно, что ралли Монте-Карло является гигантской шинной лотереей – при выборе покрышек приходится учитывать столько переменных факторов, что это больше всего напоминает высшую математику. Часто бывает так, что на протяжении одного допа сменяются укатанный снег, рыхлый снег, чистый асфальт, лед со снегом, чистый лед, подтаявший лед, лужи... В таких условиях пилот, независимо от выбора покрышек, обязательно где-то проигрывает. Вот и надо выбрать из множества зол наименьшее, причем учитывать приходится все – перепады высот, время суток, погоду, порядок старта...

Себастьен Лёб начал гонку весьма аккуратно и обосновался на третьем месте. Но позже тихо и неторопливо дожал Мяртина, а потом одним рывком вырвался в лидеры – и остался на первом месте до самого финиша. Уже в пятницу четко проявились возможности почти всех участников. Сформировалась пятерка лидеров (Лёб, Мяртин, Гронхольм, Сайнс и Дюваль), которой и предстояло воевать за места на подиуме. А второй эшелон составили оба экипажа Subaru, Паницци на новеньком Mitsubishi Lancer WRC 04, а также «частники» Креста, Вармбольд, Вуйоз и Бурри. Невесело сложилась гонка для второго номера Mitsubishi Джанлуиджи Галли, который взял отличный темп, стабильно опережал Паницци – и довольно быстро очутился за пределами трассы... Но всё-таки лучшим в пятницу оказался Роман Креста. Чех дважды финишировал шестым и по итогам дня занимал седьмое место – и сумел опередить сразу три заводских экипажа: Лойкса, Хирвонена и Паницци! Отменный результат для частника на Hyundai Accent WRC!

Здорово начал гонку Николя Вуйоз, пробившийся на десятое место – это был его первый в жизни старт на автомобиле класса WRC. Интересно, что еще несколько лет назад Вуйоз был звездой маунтин-байка (горного велосипеда) и не раз становился чемпионом мира в этой дисциплине. Франция действительно потрясающая страна, если в ней появляются способные гонщики, которые прежде выступали в совершенно других спортивных дисциплинах! Лёб пришел из гимнастики; звезда ралли-рейдов Люк Альфан в свое время становился чемпионом мира в горных лыжах; еще один новичок, Герлан Шишерит (протеже Citroën, с весны будет пилотировать новый Citroën C2 Super 1600) становился чемпионом мира по лыжному фристайлу...

У Subaru отношения с ралли Монте-Карло в очередной раз не сложились – Сольберг не мог угнаться за лидерами, а Хирвонен сосредоточился на том, чтобы стабильно финишировать в десятке лучших и наконец-то приспособиться к поведению Subaru Impreza WRC 2003 на такой специфической трассе. Не последнюю роль сыграл тот факт, что Pirelli заметно уступает Michelin на асфальтовых и зимних трассах. Периодически итальянским шинникам удается «выстрелить» на отдельных ралли (Монте-Карло 1997, 2002; Швеция 1997; Корсика 1998, 2003) – но стабильности как не было, так и нет. И хорошо видно было, как Сольберг при малейшей попытке взвинтить темп мгновенно начинал вспахивать обочины.

Суббота запомнилась как день ключевых сходов. Все началось утром, когда пришлось остановить 35-километровый СУ7 Lantosque – Col de Braus – Николя Вуйоз «уплыл» с траектории и врезался в скалу. В Монте-Карло с этим строго – если вылетел с трассы, то или застрял в снежном сугробе минут на пять, или расколотил машину. Как и следовало ожидать, по закону подлости Peugeot 206 WRC француза застрял в одном из самых узких мест трассы. Сначала Роман Креста чуть не врезался в это препятствие, позже тормознули Жиля Паницци – и пошло-поехало. Результаты мгновенно «посыпались», стали возникать какие-то невообразимые отрывы, до пяти-шести минут... Волей-неволей, пришлось записать всем стартовавшим после Вуйоз одинаковое время – результат Вармбольда.

Источником дополнительной головной боли стал туман – порой даже жутко становилось, когда автомобили стремительно неслись в этой белесой мгле по улочкам небольших городов. И на СУ8 определились главные претенденты на звание самого отмороженного пилота – Себастьен Лёб и Франсуа Дюваль. Этих сорвиголов на финише 25-километрового допа разделила только десятая доля секунды! Остальные же отстали на полминуты и больше – не все рискнули выжать педаль газа до упора... Себастьен оторвался от Гронхольма почти на 50 секунд, а Франсуа выиграл сразу две позиции и выбил Мяртина с третьего места. Обстановка в Ford начала потихоньку накаляться. Как-никак, Малкольм Уилсон перед началом сезона без лишних околичностей отвел Мяртину роль лидера команды, способного побороться за победу в чемпионате... А Дюваль теперь недвусмысленно намекнул о полном равноправии.

По большому счету, гонка завершилась на СУ9 Sigale – Col de Bleine, когда последовала целая серия сходов и заминок. Сначала капитально убрался Карлос Сайнс, оставив Себастьена Лёба в гордом одиночестве против Гронхольма и обоих «фордовцев». Испанец поначалу сгоряча обвинил зрителей в том, что они создали дополнительные проблемы для экипажей – сбрасывали снег на трассу, шлялись по дороге в грязной обуви. Вот, по словам Карлоса, он и поскользнулся на одном из таких грязных участков. Но при просмотре видеозаписей (как из кабины автомобиля, так и со стороны) сложилось совсем другое впечатление: Сайнс набрал высокую скорость на прямой, автомобиль немного «всплыл» на снежной каше и... с опозданием отреагировал на поворот руля. Как часто бывает в такой ситуации, Citroën Xsara T4 WRC с вывернутыми передними колесами пошел «плугом» по прямой и от всей души приложился к скале. Правое переднее колесо оторвалось и попутно скрутило рычаги подвески в жгут, смялся радиатор, сместился двигатель. Хорошо хоть, что опыт Карлоса позволил ему убрать с трассы искалеченную машину и пристроить ее на обочине.

Через несколько минут неприятность подловила Гронхольма, который тоже переборщил со скоростью на прямике, перед входом в шпильку. В последний момент Маркус, казалось бы, успел затормозить, но вынужден был сбросить газ. Именно отсутствие тяги через секунду сыграло дурную шутку с финном – автомобиль не захотел поворачивать и по инерции выполз на обочину. И неожиданно завис на полминуты, причем в самом прямом значении этого слова – Peugeot 307 WRC лег на днище, а все четыре колеса на какое-то время повисли в воздухе. Минута отставания от Лёба и вылет из тройки лидеров.

Уполовинилась и Subaru – Микко Хирвонен где-то напоролся на препятствие и повредил подвеску обоих левых колес. Только до сих пор осталось загадкой, где же так молодой финн так ювелирно приложился? Кузов цел, а колеса смотрят в разные стороны...

Потом были еще какие-то отдельные занимательные моменты (вроде очередного отмененного спецучастка), но серьезного влияния на ход гонки они уже не оказывали. В конечном итоге, субботу Лёб завершил с комфортным полутораминутным преимуществом над Дювалем, а в следующих тридцати секундах расположились Мяртин с Гронхольмом. А остальные уже никак не могли вмешаться в борьбу за места на подиуме – Сольберг проигрывал уже 3:30, Лойкс отстал еще на минуту, Паницци вообще попал минут на восемь...

А в воскресенье началась чехарда. Отличился Сольберг, который всё-таки упорно пытался прервать полосу неудач и выиграл доп. Но на предпоследнем СУ норвежец, как Сайнс днем ранее, «уплыл» с траектории и зацепил скалу. Подвеска вдребезги, рулевое управление чуть дышит, кажется, еще и передний дифференциал развалился. Удивительно, что чемпион мира без сервисной помощи вообще сумел проехать оставшиеся полтора допа и получить два очка.

В ралли надо уметь избегать лишнего риска. Наверное, об этом неписаном правиле и забыл Энтони Вармбольд – перебор скорости, удар о барьер, оторванное колесо, и заветное восьмое место переходит к швейцарцу Оливье Бурри. Трудно понять, почему Вармбольд так торопился – Паницци догнать было нереально, а Бурри отставал почти на четыре минуты. Между прочим, Вармбольд оказался самым загадочным участником – какой его статус, кто его спонсоры? С одной стороны, немец получает полную поддержку со стороны M-Sport и выступает на Ford Focus RS WRC 02, который должен на голову превосходить другие частные WRC. С другой стороны, кто же всё-таки финансирует Вармбольда – на автомобиле нет никакой рекламы спонсоров, за исключением громадного логотипа Ford? Вряд ли M-Sport станет заниматься благотворительностью и бесплатно готовить технику для кого бы то ни было. Тем более, что у Ford уже есть Мяртин с Дювалем, а в резерве – Латвала с Туохино, которые будут посильнее Вармбольда...

А напоследок зрителей порадовали Мяртин с Дювалем, закрутившие в воскресенье великолепную карусель. Эстонец приложил максимум усилий, чтобы отбить второе место у одноклубника – выиграл два спецучастка и перед последним допом опережал Дюваля всего лишь на две секунды. Достаточно один раз чуть притормозить в одной из шпилек – и чаша весов качнется в ту или иную сторону. Финальный спецучасток – Франсуа идет явно быстрее Маркко и на промежуточных отрезках везет ему около трех секунд. И вдруг перед финишем бельгиец подчеркнуто аккуратно проходит несколько поворотов, а в самой последней шпильке останавливается на шесть-семь секунд с заглохшим двигателем. Кажется, Малкольм Уилсон всё-таки решил напомнить Дювалю о командной субординации. Но, с другой стороны, приказ притормозить оказался бы слишком рискованным – Гронхольм был совсем рядом. Вряд ли Малкольм согласился бы ради Мяртина пожертвовать одним из мест команды на подиуме. Впрочем, всю правду знают только Дюваль с Прево и Уилсон... Но, как бы то ни было, Франсуа Дюваль заслуженно получил Inmarsat Award – приз лучшему гонщику ралли.

Вполне достойно выступила Mitsubishi – всё-таки это первый старт для нового Mitsubishi Lancer WRC 04. Да и шеф-дизайнер Mitsubishi Марио Форнарис пока не торопится с внедрением новых разработок – автомобиль с самого начала максимально упрощен (пассивные дифференциалы, коробка передач с ручным механизмом переключения). Все электронные примочки будут внедряться постепенно, так что работ по модернизации – непочатый край. Удивительно, но факт – габаритные размеры Mitsubishi Lancer WRC Step 2 (2002 год) и Mitsubishi Lancer WRC 04 абсолютно одинаковы! Следует отдать должное Форнарису – ему удалось совершенно неузнаваемо преобразить автомобиль, визуально сделать его легче и компактнее.

Не обошлось без сюрпризов и в зачете Junior WRC. Николя Бернарди с первого же захода одержал победу и подтвердил, что в настоящее время Renault Clio является лучшим Super 1600. Но кто действительно поразил, так это Урмо Аава – эстонец на прошлогоднем Suzuki Ignis Super 1600 финишировал вторым! Результат особенно ценный, если учесть, что Ааве пришлось противостоять всей заводской команде Suzuki. Кажется, история повторяется – Suzuki удалось создать действительно быстрый автомобиль, но надежностью похвалиться он не может. Вопрос лишь в том, как быстро новый Suzuki Ignis Super 1600 избавится от «детских болячек». В противном случае, амбициозные планы и претензии на чемпионский титул придется отложить до следующего сезона...

После финиша «штурманский» скандал получил продолжение. Как известно, Ford с Subaru сохранили имена штурманов на бортах своих автомобилей. Однако в субботу утром экипажам предписали удалить «лишние» фамилии и сделали замечание за несоблюдение регламента чемпионата мира по авторалли. Именно этот эпизод произвел самое неприятное впечатление... А напоследок остается процитировать несколько комментариев.

Даниэль Элена (штурман Лёба): «Когда составляли это правило, то забыли о том, что в экипаже могут быть ребята из разных стран. И мне обидно, что сегодня никто не увидел, как гражданин Монако выиграл ралли Монте-Карло».

Майкл Парк (штурман Мяртина): «Пилоты действительно выполняют совершенно потрясающую работу! Но и от нас многое зависит, просто наша работа совсем другая. А новые правила её совершенно обесценили».

Стефан Прево (штурман Дюваля): «Штурманы потеряли место в ралли! Если кто-то в первый раз придет на ралли, то даже не догадается о нашем существовании. Когда вернусь домой, моя 62-летняя соседка непременно поинтересуется, почему я не выступил на Монте-Карло».

Макс Мосли (президент FIA): «Мне об этом правиле ничего не известно. Кто-то в Раллийном комитете поторопился с решениями. Мы этот вопрос обязательно рассмотрим на следующем заседании Федерации».

Комментарии излишни.

RallyZone.ru в Telegram