Ралли

Лёб: есть ощущение, будто я их последняя надежда…

Себастьен Лёб, ралли Акрополь 2022
Фото: M-Sport

Почти не привлекая к себе внимания после не самого удачного старта на июньском ралли Сафари, «гостевой» пилот M-Sport вернулся в дело со стартом на греческом ралли Акрополь.

После первого «полноценного» дня Себастьен Лёб удерживает лидерство в общем зачете, почти на две секунды опережая ближайшего из преследователей – Пьера-Луи Лубе. Несмотря на свои успехи и удовольствие, которое девятикратный чемпиона мира по-прежнему получает от классического ралли, возвращаться «на полную ставку» он не намерен.

О чем и поведал в интервью корреспонденту AUTOhebdo незадолго до старта греческой гонки. Предлагаем вашему вниманию перевод этого материала.

Вы несколько раз выступали в этом ралли, но последний старт был очень давно, не так ли?

Себастьен Лёб: Это было десять лет назад. Уже! /смеется/

Себастьен Лёб и Даниэль Элена, Citroën DS3 WRC (BN-404-MV), ралли Акрополь 2012
Фото: willyweyens.com

Ралли Акрополь вернулось в календарь чемпионата мира лишь в прошлом году, но у ваших соперников уже есть опыт езды по местным спецучасткам, которого нет у вас...

Себастьен Лёб: Как обычно. Я, впрочем, сравнил маршруты прошлого и нынешнего сезонов – и они идентичны наполовину. Следовательно, моим соперникам придется впервые познакомиться с 50% спецучастков. То есть, четыре или пять допов придется записывать с чистого листа.

Какие-то воспоминания от предыдущих стартов остались?

Себастьен Лёб: Ну есть две секции, которые я уже проезжал – априори! А вообще воспоминания уже смутные, я в них путаюсь. /смеется/ Теоретически есть вещи, которые я точно узнаю – вроде СУ Bauxites, потому что этот доп впечатлил меня нетипичным профилем. Я не раз проезжал по этим дорогам, но все это последний раз происходило где-то в 2012-м.

3. Себастьен Лёб и Даниэль Элена, Citroën Xsara WRC (831 DPT 78), ралли Акрополь 2006
Фото: Kronos Racing

Не пробовали работать с видеозаписями?

Себастьен Лёб: Пробовал. Кроме того, я разыскал свои старые стенограммы, чтобы посмотреть, насколько они отвечают видео 2021 года, и, похоже, они в значительной степени соответствуют реальному положению дел. Значит, будем использовать их повторно.

Что касается видео, то я добрался до прошлогодних записей с бортовых камер, но заснул через 15 минут. А видео организаторов я вообще смотреть не могу – на них я засыпаю уже через четыре минуты!

Вам ведь нравилось это ралли?

Себастьен Лёб: Да. И, насколько я понял, в этом году маршрут выглядит достаточно разнообразным. В нем хватает разбитых частей, но в целом дороги сильно изменились. Они и десять-то лет назад деградировали не так быстро, как в годы выступлений моих предшественников, а сейчас стали еще лучше.

Себастьен Лёб, ралли Акрополь 2022
Фото: M-Sport

Встречаются еще памятные места, хотя эта гонка в принципе задумывалась как мероприятие, где экипаж должен чувствовать себя абсолютно комфортно. С развитием автомобилей, подвесок и амортизаторов она представляется не такой уж «убойной» – тем более, что и дороги стали лучше. Если не считать трех больших ям, особо беспокоиться не о чем: нужно будет атаковать сразу.

В личном зачете чемпионата вы занимаете восьмое место – и, следовательно, получите интересную стартовую позицию...

Себастьен Лёб: Не знаю, насколько сильно придется расчищать трассу лидеру, но на гравии действительно очень часто лучше ехать немного позади, чтобы иметь под рукой чистую траекторию. Впрочем, всегда есть риск встречи с «блуждающими» камнями, выброшенными из-под колес впереди идущих машин. Но лучше уж это, чем плохой держак.

5. Себастьен Лёб и Изабель Гальмиш, Ford Puma Rally1 (YX22 FCE), ралли Акрополь 2022
Фото: M-Sport

Может ли Puma Rally1 проявить себя на трассе с таким характером?

Себастьен Лёб: Как бы то ни было, всякий раз, когда я садился за руль этой машины, мне удавалось выигрывать спецучастки – так что потенциал у неё определенно есть. Надеюсь, остальные не продвинулись слишком далеко.

Ford частенько строит автомобили, которые очень хороши поначалу, но потом – из-за нехватки бюджета по сравнению с заводскими командами – ситуация постепенно усложняется. Но я думаю, что Toyota и Hyundai пока не шагнули настолько далеко вперед.

Согласно правилам, у вас мог быть только один тестовый день. Сильно ли изменилась «Пума» с момента вашей предыдущей «встречи»?

Себастьен Лёб: Нет. Такая же, как в Португалии. Мы проверили работу дифференциалов, амортизаторов и гибридной составляющей. Изменили пару-тройку деталей – но таким образом, чтобы по ходу гонки было возможно вернуться к прежним настройкам, если мне того захочется.

6. Себастьен Лёб и Изабель Гальмиш, Ford Puma Rally1 (1 WRT), ралли Португалия 2022
Фото: M-Sport

И еще у вас на тестах ведь был небольшой вылет?

Себастьен Лёб: Не самый приятный момент, кстати – это случилось на торможении со 150 км/ч. Перед правым поворотом на скорости 110 – 115 км/ч я нажал на педаль тормоза, и ничего не произошло! Тогда я схватился за «ручник» и развернул машину, чтобы замедлиться. Мы улетели с дороги задним ходом – и нам очень повезло, что там были только кусты. Будь там обрыв или дерево...

За свою карьеру я нечасто сталкивался с такими проблемами, и в таких условиях не так-то просто почувствовать былую уверенность. Но команда выяснила, что стало причиной отказа.

Какую цель ставите перед собой в Греции?

Себастьен Лёб: На предыдущих этапах мы могли убедиться, что потенциал у нас есть. Я надеюсь, что мы соберем воедино всё необходимое для достижения хорошего результата. Должен быть способ этого добиться.

Себастьен Лёб и болельщики, ралли Монте-Карло 2022
Фото: M-Sport

Каков сейчас настрой в команде? Они не выглядят очень уж быстрыми, а тут еще и катастрофическое ралли Ипр...

Себастьен Лёб: Было очень сложно. Но я всё еще нахожу эту команду сосредоточенной и замотивированной. Не так давно общался с Ричардом Милленером (руководителем команды) по телефону, и он точно не пребывал в экстазе. У меня возникло ощущение, что он расстроен, и что на самом деле они полагаются только на меня...

Уже приготовили свой красный плащ с буквой S на груди?

Себастьен Лёб: /смеется / Вроде того, но менять собственные методы работы я не могу. Я сделаю всё, что от меня зависит, но не забывайте, что всегда остается элемент непредсказуемости.

8. Себастьен Лёб и Изабель Гальмиш, Ford Puma Rally1 (3 WRT), ралли Сафари 2022
Фото: M-Sport

В предыдущие наши старты мы демонстрировали хороший темп, и я был уверен в автомобиле. В Португалии мы лидировали перед тем, как въехать в стену. В Кении мы получили 30 минут штрафа за пропуск трех спецучастков из-за технической проблемы. На следующий день сломанный рычаг стоил нам еще 2 минуты и 20 секунд. Итого вышло 32 минуты и 20 секунд, а мы завершили гонку в 32 минутах и 12 секундах отставания от победителя.

Я не говорю, что мы бы выиграли – но со скоростью у нас определенно полный порядок.

Какой совет вы дали бы Адриену Фурмо в этот непростой для него период?

Себастьен Лёб: Сложно ответить. Он поставил себя в затруднительное положение. Он допускает ошибки, когда атакует, но точно так же ошибается, когда дело доходит до необходимости спокойно довести гонку до конца. Даже если это грозит вылетом, возможно, ему следует пытаться демонстрировать хорошие времена на спецучастках – чтобы доказать, что он заслуживает места в команде. Какой смысл постоянно доезжать до финиша седьмым или восьмым?

Гонщики M-Sport Себастьен Лёб и Адриен Фурмо, ралли Португалия 2022
Фото: M-Sport

А вообще, Адриен слишком много учился и поэтому слишком много думает! /смеется/

Готова ли команда сражаться на равных с Toyota и Hyundai?

Себастьен Лёб: База хорошая, но отсутствие ресурсов приводит к другому способу работы. Полагаю, у других коллективов не возникают вопросы в части, скажем, замены деталей – тогда как мы вынуждены проявлять некоторую сдержанность.

Еще, возможно, инженеры боятся навязываться, сообщая мне о чем-либо. Я заметил, что если ничего не спрашивать, то они ничего и не скажут – хотя мне это необходимо. По ходу ралли я не обязательно задумываюсь о каких-то вещах, и если они, к примеру, не напомнят мне о шинах, то я не сделаю то, что должен был бы сделать. Впрочем, этот момент мы уже обсудили, так что постараемся изменить это на предстоящем этапе.

Нам необходимо собрать воедино всё необходимое. Я не должен допускать ошибок, а автомобиль, в то же время, должен быть надежным. Осталось еще без проколов обойтись – и вообще будет отлично. С удовольствием проеду.

Удаленный сервис команды M-Sport, Себастьен Лёб, ралли Сафари 2022
Фото: M-Sport

А вообще, есть ощущение, будто я – их последняя надежда. У меня новое шасси и новый двигатель... У ребят есть ноу-хау, и им, по сути, нужен более существенный бюджет, чтобы привлечь пилота экстра-класса – потому что это единственное, чего им недостает.

А вам не было бы интересно проехать весь сезон?

Себастьен Лёб: Это в мои планы не входит.

Не хотите?

Себастьен Лёб: Нет, пока нет.

То есть, на фоне приближающегося 50-летия у вас нет соблазна провести последний в карьере полноценный сезон – зная, что чем дальше, тем сложнее будет это сделать?

Себастьен Лёб: Я всё это понимаю. Но даже если я поеду весь сезон, у меня будет масса препятствий на каждом из этапов. Без представления о местных дорогах мне будет очень сложно. Всё это требует совершенно другого уровня самоотдачи и инвестиций.

Себастьен Лёб и Изабель Гальмиш, Ford Puma Rally1 (3 WRT), ралли Монте-Карло 2022
Фото: M-Sport

А сейчас вы всё равно получаете то, за чем в свое время пришли в WRC?

Себастьен Лёб: По сравнению с остальными доступными мне вариантами, здесь мне веселее всего. WRC по-прежнему остается для меня идеальной игрушкой. Мне нравится этот автомобиль, за его рулем я чувствую себя совершенно естественно. Если говорить о скорости, управляемости и эффективности, то эти машины в сравнении с ралли-рейдовыми «коробками» – просто другой мир.

Да, гибрид несколько осложнил процесс пилотирования, потому что теперь необходимо понимать, как дозировать имеющийся у тебя заряд, но ощущение мощи на выходе из поворота – это что-то!

Не вызывает ли всё это желание снова стартовать в этом году в WRC?

Себастьен Лёб: Шансы есть – но пока ничего не решено.

Себастьен Лёб, Ford Puma Rally1 (3 WRT), ралли Сафари 2022
Фото: M-Sport

А в следующем?

Себастьен Лёб: Пока что на 2023-й у меня запланирован только «Дакар» с Prodrive – с возможностью проехать чемпионат мира по ралли-рейдам в зависимости от результата и амбиций.

Прогресса по программе Extreme E нет, конкретных предложений в WRC – тоже. Мы обсуждаем это, но пока ничего не сделано. Искушение, конечно, велико, но мне как-то не хочется повторения этого сезона. У меня набралось 17 или 18 гоночных уик-эндов – и это слишком много. После «Акрополя» я отправлюсь на тесты в Марокко, потом на гонку в Чили перед тем, как принять участие в ралли Марокко и ралли Андалузия.

Мне совсем не нравится тот факт, что за полтора месяца я проведу дома всего пять дней. Я слишком распыляюсь между дисциплин, календари которых конфликтуют друг с другом. Мне хотелось бы сосредоточиться на одной или двух сериях.

Ford Puma Rally1 (YX22 FCE) Себастьена Лёба и Изабель Гальмиш, ралли Акрополь 2022
Фото: M-Sport

Не пугает ли грядущее 50-летие? Не переживаете ли, что станет скучно?

Себастьен Лёб: /раздраженно/ Сейчас я стараюсь об этом не думать. Я гоняюсь, мне это нравится. Это всё еще работает, так что пока буду придерживаться этого образа жизни... а там посмотрим. Вообще, у меня нет особого плана на будущее... я для этого еще слишком молод!

Есть ли что-то, что еще заставляет вас мечтать? Какие-то вещи, в которых вы не дошли до конца?

Себастьен Лёб: Не особо. Я попробовал всего понемногу. Есть цель выиграть ралли Дакар. Было бы здорово однажды её добиться. Что касается остального... думаю, мне посчастливилось сделать достаточно много разных вещей и пилотировать всё, что я только хотел.

Каковы шансы, что вас все-таки одолеет идея повесить шлем на гвоздь?

Себастьен Лёб: Когда-нибудь придется об этом задуматься. Но, вероятно, я всегда найду способ развлечься.

RallyZone.ru в Telegram