«Видимо, Hyundai не намерена оставаться в WRC». Интервью с Оливером Сольбергом
2022-10-20 21:48
Завершив ралли Новая Зеландия на достойном пятом месте, Оливер Сольберг получил после финиша известие о прекращении сотрудничества с Hyundai Motorsport.
Новость эта стала полной неожиданностью не только для тех, кто следил за происходящим со стороны, но и для самого шведа – ведь у него на руках уже было подписанное соглашение сроком на два года. Тем не менее, в команде объявили о намерении задействовать в следующем году только опытных пилотов, и работа с Оливером на этом была завершена.
Сейчас сын трехкратного чемпиона FIA находится в поисках места на следующий сезон, и пока что единственным доступным для него вариантом в высшем дивизионе остается M-Sport. По прошествии некоторого времени Сольберг-младший поделился своими эмоциями от решения Hyundai и некоторыми соображениями относительно собственных перспектив с корреспондентом AUTOhebdo...
Оливер, какие эмоции от новостей?
Оливер Сольберг: Могло быть и лучше, но могло быть и хуже! /смеется/
Когда вы узнали о том, что соглашение не будет продлено?
Оливер Сольберг: В воскресенье вечером, после финиша ралли Новая Зеландия. Команда сперва уведомила моих родителей, а уже они объяснили ситуацию мне. После менеджер команды сказал мне, что ситуация изменилась, потому что на следующий сезон корейцам нужен опытный пилот, а бюджета на четвертую машину у них нет.
И какой была ваша реакция? Вообще, стало ли это для вас неожиданностью?
Оливер Сольберг: Нет – в каком-то смысле. Весь новозеландский уик-энд я чувствовал, что происходит что-то странное. Какие-то люди в команде были чересчур любезны, и это мне показалось весьма странным – ведь они никогда прежде так не делали! В общем, я догадывался, что что-то должно произойти. В конце концов, учитывая все наши планы на следующий сезон, это действительно стало для меня шоком.
А что планировалось на следующий сезон?
Оливер Сольберг: У нас всё было готово – вообще всё. К этому моменту у меня уже полгода как был подписан контракт на два года выступлений за рулем Rally1 по полной программе – как раз, чтобы накопить опыт и приготовиться к будущему. Теперь всё пошло прахом.
А были ли какие-то тревожные звоночки, какие-то требования или ультиматумы на предмет результативности?
Оливер Сольберг: Мне весь сезон вообще никто ничего не говорил; от меня всегда требовалось катать и учиться. Они сказали мне: «Да, мы знаем, что машина сложно управляется, что ситуация в команде сейчас непростая и всё такое, но у тебя впереди большое будущее, будь спокоен, не переживай...» Ну, я и не переживал... а потом – бац! И вот такие новости. Это странно.
Как думаете, оправдано ли такое решение?
Оливер Сольберг: Сложно сказать. Это мой первый сезон на таком уровне – и это даже не полный сезон (Оливер проехал четыре этапа в 2021-м за рулем WRC и восемь в 2022-м на автомобиле Rally1). Мы столкнулись со множеством технических проблем. Кроме того, у меня было две аварии (в Хорватии и Финляндии), но такое случается, когда ты молод и набираешься опыта.
А как вы объясните тот факт, что в вас вкладывались на протяжении двух лет, после чего неожиданно свернули программу?
Оливер Сольберг: Всё зависит от планов Hyundai на будущее. Раз уж им не нужны молодые пилоты, видимо, Hyundai не намерена оставаться в WRC на длительный срок. Их можно понять: если им не интересен чемпионат в долгосрочной перспективе, то им нет нужды кого-то тренировать. Раньше по ходу сезона они говорили, что намерены работать над своим будущим в серии, но теперь что-то изменилось, и я не знаю, в чем причина.
Получается, с вами бы расстались вне зависимости от результатов?
Оливер Сольберг: И даже если бы я выиграл всё, что смог бы! /смеется/ В любом случае, я не Отт Тянак и не Калле Рованпера – и, повторюсь, это был мой первый сезон.
Какие-то позитивные вещи из этого сезона вынесли? Можно ли сказать, что работа с этой командой стала лучшим способом прогрессировать?
Оливер Сольберг: Я определенно многому научился – и речь не только об автомобиле. Мне удалось обрести некоторый опыт в политических делах. В команде царит не самая лучшая атмосфера. Довольно сложно работать, когда не понимаешь, что произойдет дальше.
Может, просто следовало усадить меня за руль четвертой машины, позволив катать, набирая опыт? Они должны признать, что мое положение не было идеальным. Я знаю, что у меня есть скорость, но если для того, чтобы ехать быстро, я вынужден рисковать сверх меры, это, вероятно, приведет к авариям. В свои последние две гонки (Ипр и Новая Зеландия) я пытался совместить два подхода: где-то просто ехал, а где-то – когда чувствовал, что могу атаковать – гнал за результатом.
Теперь же я думаю, что положительным моментом для меня является то, что я покину это окружение и буду находиться вдали от всех этих политических аспектов. Я снова смогу улыбаться!
Ситуация у вас определенно непростая, но ведь это и часть обучения, не так ли? Теперь вы знаете, что даже наличие контракта не дает страховки от того, что всё может измениться в одночасье...
Оливер Сольберг: ...и это был очень горький урок! Точно вам говорю.
Каковы ваши дальнейшие действия?
Оливер Сольберг: Пока рано говорить о том, где мы находимся. Мы ищем решение. Многое происходит закулисно, но совершенно точно можно сказать, что доступных мест в командах не так много.
Имеет ли смысл вариант с возвращением в WRC2?
Оливер Сольберг: Я с прошлого года гоняюсь за рулем Rally1, и мне совершенно не улыбается размениваться на категорию пониже. Я хочу продолжать учиться и прогрессировать на самом высоком уровне. Таковы мои предпочтения, и мы работаем над этим, но пока сложно сказать, получится ли у нас хоть что-нибудь. Но вы же помните наш семейный девиз? «Сольберги не сдаются!»
А разве M-Sport не единственный доступный сейчас вариант на рынке? Уже созванивались с Малкольмом Уилсоном?
Оливер Сольберг: Да, места в Toyota, похоже, уже разобраны, и новых пилотов они не ищут. Это значит, что я должен искать что-то еще и контактировать со всеми. Возможности еще есть.
Уверены на 100%, что в следующем году будете присутствовать в WRC?
Оливер Сольберг: Нет, сейчас невозможно что-то прогнозировать. Но я точно знаю, что теперь я могу катать на чем угодно. На международном уровне гоняться за рулем автомобиля другой марки мне запрещено, но в остальных случаях я вполне могу задействовать, к примеру, свой Polo GTI R5.
Мне не хочется сидеть без дела до старта следующего сезона. На этап в Японии поеду – я должен был стартовать там, но планы изменились. В Hyundai, тем не менее, поступили справедливо, оплатив мое присутствие в Японии, где я проведу ознакомление с маршрутом.