Интервью с чемпионом мира по ралли 2004 года.
Себастьен Лёб. Бывший гимнаст, а ныне звезда ралли из Эльзаса рассказал о многих аспектах его работы в команде Citroën.
«Не думайте, что 2004 год стал какой-то поворотной точкой. Что вдруг, откуда ни возьмись, на нас свалились титулы чемпионов. Нет, это был длинный путь, начавшийся с конца прошлого года, когда мы закончили чемпионат вторыми, с отставанием всего-навсего в одно очко от Петтера Сольберга. Это стало для нас хорошим уроком...
Задача, которую мы поставили перед собой в начале этого года, была довольно простой – завоевывать максимум возможных очков на этапах. Если представится возможность – побеждать, а если нет – гарантировано доезжать до финиша. При этом стараться не ломать машину и не допускать ошибок».
О соперниках...
«Проанализировав прошлогодний чемпионат, мы смогли определить те места, в которых проигрывали Петтеру, что позволило нам лучше подготовиться к сезону 2004 года. В прошлом году мы наделали массу мелких ошибок.
Очевидно, что именно Петтер Сольберг и в этом году оставался для нас самым опасным соперником. Он способен показывать невероятные результаты на некоторых спецучастках. Маркко Мяртину иногда удавалось нечто подобное, но, в основном, этим блистал Петтер.
Еще мы опасались Маркуса Гронхольма, но ему пришлось сражаться не с нами, а со своей машиной. В прошлые годы он мог победить на любом этапе, однако в этом году ситуация изменилась. Тем не менее, его всегда трудно одолеть».
О проблемных гонках...
«На некоторых гонках, например в Новой Зеландии или Финляндии, нам приходилось довольно тяжело. Я бы очень хотел понять, почему! Интересно, что у моего товарища по команде Карлоса Сайнса были такие же чувства. Это, вероятно, говорит о том, что проблемы были связаны скорее с машиной, чем с нами.
Мне нравится Новая Зеландия, во время гонки у меня прямо захватывает дух. В Финляндии точно так же, и поэтому особенно расстраивает то, что нам не удается показать там хорошие результаты. Еще я никогда не побеждал у себя дома, на Корсике, хотя мне удалось в этом году прийти к финишу первым и в свое время одержать победу в категории S1600».
О стиле...
«Поставленная командой задача – не делать глупых ошибок и завоевывать максимальное количество очков – не заставляла меня ехать в том стиле, который мне не нравится. Я всегда еду в таком темпе, который считаю правильным, исходя из ситуации.
Мой стиль – просчитывать свои действия, атаковать с самого старта ралли и смотреть, как идут дела по ходу гонки».
О Xsara – великолепной...
«Многие спрашивают, в чем секрет нашей победы в этом году? Должен сказать, что одним из "секретов" была надежность Citroën Xsara WRC. Машина не всегда была самой быстрой, но всегда была одной из самых надежных и всегда конкурентоспособной. Думаю, что мы с Карлосом можем сказать, что машина нас ни разу не подвела.
Рекордная надежность наших машин поистине потрясающа. Думаю, что она стала одним из нескольких важнейших факторов, позволивших нами Citroën стать чемпионами».
О штурмане...
«Во всех гонках чемпионата мира моим штурманом был Даниэль Элена. Мы сотрудничаем уже шесть лет, и он очень помогает мне. Мы знаем друг друга очень хорошо. Я абсолютно уверен в нем, когда он читает стенограмму. Он никогда не делает ошибок – ни в стенограмме, ни на КВ.
С точки зрения психологии у нас тоже всё хорошо – Даниэль всегда спокоен, и это мне очень нравится. Если меня ничто не расстраивает, то я тоже спокоен. Думаю, что секрет нашего с ним успеха в том, что мы думаем об одном и том же абсолютно одинаково, мы оба сильно не напрягаемся. Мы успешно работаем вместе, потому что мы очень похожие люди.
Мне было любопытно послушать Даниэля на пресс-конференции. По-моему, он очень гордится тем, что стал первым "настоящим" монегаском, ставшим чемпионом мира где-то, кроме кольцевых гонок. Однако ему очень не нравится решение FIA, запретившее командам указывать на автомобилях имена и национальные флаги штурманов».
О Матадоре...
«Когда в Citroën пришел Карлос, мы сразу же сработались с ним. Он давал мне массу хороших советов, он делился со мной своим огромным опытом. Он был очень важным членом команды. Он выполнял большой объем тестовой работы. Его помощь была самой важной составляющей нашего успеха.
Он очень веселый человек. Однажды я сказал ему, что мечтаю победить на Корсике, а он сказал мне, что это плохая идея. И рассказал, что однажды он стартовал в ралли "Тур де Корс", будучи лидером чемпионата и хотел, как и я, одержать победу. Карлос старался изо всех сил, однако вылетел с трассы, сошел и потерял 10 очков. На последующих этапах у него начались механические проблемы, и всё закончилось потерей чемпионата.
"Нет, – сказал он мне, – желать победы на Корсике плохая идея! Самое главное – победа в чемпионате мира. Думать нужно только об этом". Он объяснял мне, что никто не запоминает победителей отдельных гонок, люди помнят чемпионов.
Всё сказанное им оказало влияние на мои выступления в этом году. Теперь я чемпион мира, несмотря на то что занял второе место на домашнем этапе. Мне нравилось работать с Карлосом, мы постоянно шли рука об руку, у нас не было друг от друга секретов».
О друзьях-товарищах...
«Еще одним человеком, с которым я тесно сотрудничаю, является наш инженер Дидье Клеман. Мы с ним многое обсуждаем, делимся идеями. На финише каждого спецучастка мы разговариваем друг с другом по десять минут. Он всё записывает и запоминает.
Возможность постоянного общения о том, что мы делаем, очень важна. Иногда мы понимали, что независимо друг от друга думаем об одних и тех же вещах. Если у нас возникала какая-либо проблема, мы зачастую убеждались в том, что думаем об одной и той же причине, её вызывавшей. Мы отлично сотрудничаем.
Наш Биг Босс, несомненно, Ги Фрекелен – он очень многое сделал для моей карьеры. Но, помимо него, мне помогали многие другие. Пожалуй, первым человеком, кто действительно помог мне, был Доминик Хайнц. Он и сейчас работает со мной, по мере возможности, в роли моего "грэвела". Он был первым человеком, давшим мне возможность сесть за руль раллийного автомобиля.
Следующим человеком, повлиявшим на мою карьеру тремя годами позже, стал бизнесмен по имени Жан-Пьер Шампо. Он оказывал поддержку своему сыну Марку, но, к сожалению, в 1999 году Марк погиб во время тренировки перед ралли Монблан. Можно сказать, что он усыновил меня. Марк помог мне перейти в гонки классом выше. Он также заинтересовал мною Ги Фрекелена.
Ги Фрекелен позволил мне начать побеждать в гонках чемпионата Франции по ралли. В дальнейшем, благодаря ему, я принял участие в чемпионате мира в категории S1600 и ралли Сан-Ремо 2001 года – самой важной гонке в моей карьере.
Перед этим ралли я пытался получить шанс проехать хотя бы одну гонку чемпионата мира за рулем заводского автомобиля. Я обращался в Subaru, Mitsubishi, Škoda – ко всем, кто мог мне помочь. Однако все отвечали одинаково: они были очень вежливы, говорили, что будут иметь меня в виду, если им понадобится другой пилот, но сейчас они в моих услугах не заинтересованы. А после Сан-Ремо все стали наперебой приглашать меня, однако Ги был первым! После финиша ралли Ги предложил мне двухгодичный контракт. И вот, три года спустя, я здесь. Мы достигли той цели, к которой стремится каждый раллист мира.
Люди уже спрашивают, изменит ли эта победа мою жизнь. Так вот, я не думаю. Я хочу продолжать то, что делаю. Но я хочу сказать, что очень горжусь тем, что мы сделали!»