Ралли

Технический директор FIA: WRC необходимо сделать шаг назад

Автомобили участников ралли Чили 2024/Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Представитель Международной автомобильной федерации раскрывает некоторые детали будущего регламента чемпионата мира по ралли.

Ксавье Местелан-Пинон, некогда заведовавший технической частью проекта WRC в Citroën Racing, а теперь занимающий пост технического директора FIA – чрезвычайно занятой человек. Особенно в этом году, когда техотдел Федерации усердствует над будущим регламентом чемпионата мира, каковой должен быть представлен на утверждение в декабре.

За пару месяцев до означенного срока Ксавье согласился побеседовать с корреспондентом французской AUTOhebdo. Всех секретов бывший технический гений Citroën раскрывать по понятным причинам не стал, однако пару зацепок и общую концепцию всё-таки выдал...

Автомобили участников чемпионата мира на Площади Казино, ралли Монте-Карло 2024
Фото: M-Sport

Итак, похоже, что через несколько месяцев будет представлен регламент 2027 года. Можете что-то рассказать нам об этом?

Ксавье Местелан-Пинон: В техническом отделе и отделе, отвечающем за безопасность, это сейчас главная тема.

В начале года я входил в состав рабочей группы [Дэвида Ричардса и Роберта Рида], и тогда мы обсуждали этот вопрос с производителями. Сегодня мы работаем с Перниллой Сольберг, президентом Комиссии WRC. Мы неплохо ладим. Наша цель – представить регламент на Всемирном совете FIA в декабре.

Какие задачи вы поставили перед собой при разработке нового регламента?

Ксавье Местелан-Пинон: Главная задача – увеличить количество автомобилей Rally1 на старте соревнований. Это значит, что новые автомобили должны стать более доступными – и это для нас ключевой вопрос. В то же время мы хотим сохранить группу Rally2, которая стала одной из самых успешных в истории ралли.

Лаури Йоона и Янни Хусси, Škoda fabia RS Rally2, ралли Финляндия 2024
Фото: Škoda Motorsport

Мы считаем, что идею с пространственной рамой, примененную в концепции Rally1, можно распространить и на будущие автомобили высшего дивизиона. Главным аспектом, конечно же, остается безопасность, но такое шасси позволяет адаптировать к концепции Rally1 практически любой автомобиль. На рынке появляется всё больше и больше мини-внедорожников, так что нам следует проявить гибкость в этом вопросе.

Не стоит ли на повестке дня вопрос снижения скорости нынешних Rally1?

Ксавье Местелан-Пинон: Да, это важно – точно так же, как и наше желание сделать что-то с аэродинамикой. Можно, конечно, объяснить это соображениями безопасности, но это не единственная причина.

Сегодня эти автомобили слишком уж специфичны с точки зрения пилотирования, а нам нужно сделать всё возможное для того, чтобы они стали как можно более доступными для молодых раллистов и частников. Причем в последнем случае подразумеваются не только гонщики, но и команды.

Toyota GR Yaris Rally1 (A-7442) Сами Паяри и Энни Мялкёнен, ралли Чили 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Это лишь часть наших устремлений. Мы также твердо убеждены, что в основе Rally1 должен лежать реальный серийный автомобиль, а не концепт-кар. Сегодня омологация – это удел производителей, и мы обсуждаем возможность открыть этот процесс для тюнинговых компаний. Вот ключевые моменты, которые следует учитывать при принятии решений; они могут стать очень важными для будущего чемпионата.

Предложения, выдвинутые рабочей группой в феврале, включали в себя как вопрос привлечения к соревнованиям тюнеров, так и ограничение стоимости Rally1 в 400 000 евро. Это предложение еще в силе?

Ксавье Местелан-Пинон: Пока рано говорить об этом, поскольку Всемирному совету на обсуждение еще ничего не представлено. Первоначальная концепция, предложенная группой, была рассчитана на 2025 и 2026 годы. Честно говоря, и до 2027-го не так уж и далеко. Рабочая группа дала возможность перетрясти систему, и важно отметить, что сейчас нам необходимы радикальные перемены.

Ралли – дисциплина популярная, у неё много поклонников, однако нам нужно привлечь новых производителей. Это как раз наша задача. Нам необходимо больше автомобилей Rally1, но для этого чемпионат должен стать более привлекательным.

Эсапекка Лаппи и Янне Ферм, Hyundai i20 N Rally1 (ALZ WR 917), ралли Швеция 2024
Фото: Hyundai Motorsport

Многое предстоит сделать как в маркетинговом, так и в спортивном аспектах, однако если говорить о технической составляющей, то очень важно иметь четкое представление о том, куда мы хотим двигаться дальше. Если сегодня к нам решится примкнуть какой-то бренд, мы, к сожалению, не сможем продемонстрировать ему это самое представление. Учитывая это, я считаю, что проект рабочей группы помог нам в работе.

Так всё же Rally1 за четыреста тысяч евро – это по-прежнему цель на 2027 год?

Ксавье Местелан-Пинон: Этот вопрос обсуждается. Думаю, если мы хотим быть привлекательными с точки зрения возврата инвестиций, было бы разумно сделать действительно смелое предложение. Это означает не только лучший телевизионный охват и лучшее продвижение, но также и снижение операционных расходов.

Снижение стоимости участия хорошо и для чемпионата, и для привлечения участников. Rally1 – автомобили выдающиеся, но их стоимость становится просто безумной. Если мы хотим привлечь частные команды или новых участников, нам следует действовать разумно.

Адриен Фурмо и Александр Кориа, Ford Puma Rally1 (YX22 FCG), ралли Акрополь 2024
Фото: M-Sport

Я бы сказал, что это вообще вся история автоспорта. Каждые десять или двадцать лет какая-то категория должна делать большущий шаг назад в плане технологичности и стоимости. Сегодня в этом очень нуждается чемпионат мира по ралли.

В современной автомобильной промышленности существует сложный вопрос разнообразия силовых установок. Как это учитывается при подготовке регламента 2027 года?

Ксавье Местелан-Пинон: Ну, зато в автоспорте всё просто! /смеется/ У FIA обширное портфолио разных чемпионатов, так что под каждую технологию у нас есть наиболее подходящая для неё платформа.

Если мы говорим об электромобилях, то им идеально подходят Формула E и ралли-кросс. Если взять гонки на выносливость, в которых нам бы хотелось использовать «зеленую» технологию, то можно сделать ставку на водород. Что касается ралли, то тут мы как бы на полпути: с одной стороны, каждый спецучасток – это спринт, но всё состязание в целом больше похоже на марафон.

Себастьен Ожье и Венсан Ландэ, Toyota GR Yaris Rally1 (A-7450), ралли Хорватия 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Можно счесть, что для ралли годятся любые технологии. Сегодня мы твердо уверены, что хорошим решением остается биотопливо или синтетическое топливо. Вместе с тем мы хотим открыть путь и для электрификации, и здесь речь может идти как о гибридной, так и о полностью электрической силовой установке. Этот вопрос еще предстоит решить, но цель у нас именно такая.

Такая машина будет строиться на том же шасси, с теми же подвеской, кузовом и так далее, потому что важно сделать так, чтобы автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и электромобиль имели равные характеристики. Конечно, придется определиться с эквивалентностью технологий – и это как раз то, с чем мы хорошо научились справляться в других дисциплинах.

А гибрид сегодня еще актуален или же уже считается анахроничным и дорогим? Технологическая эквивалентность с электромобилями – это концепция, которую вы продумываете к 2027 году?

Ксавье Местелан-Пинон: В первую очередь мы стремимся к увеличению количества Rally1 на старте, а это значит, что базовый автомобиль будет оснащаться двигателем внутреннего сгорания.

Грегуар Мюнстер и Луи Лука, Ford Puma Rally1, ралли Финляндия 2024
Фото: M-Sport

Мы убеждены, что имеет смысл и электрифицированная версия – и проводили соответствующие обсуждения как с нынешними производителями, так и с потенциальными будущими участниками WRC. Пока слишком сложно – и рано! – говорить о том, автомобили с какими именно силовыми установками будут участвовать в чемпионате, будут ли это ДВС и электромоторы или ДВС, гибрид и электромоторы.

Полностью электрическая силовая установка подойдет для 35-километровых спецучастков – на них будет проще добиться уровня производительности, схожего с тем, что выдает автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. На финише каждого спецучастка можно установить зарядную станцию. Но этот вопрос еще предстоит решить с Президентом Комиссии WRC, производителями и промоутером.

Очень важно работать совместно. Мы проводим множество встреч с большим количеством заинтересованных лиц, но в конечном итоге решение будет приниматься FIA и промоутером. Наличие разногласий совершенно нормально, но должен быть консенсус. Убежден, что по некоторым, даже самым сложным вопросам, мы обязаны принимать решение, которое способствует развитию ралли.

Николай Грязин и Константин Александров, Citroën C3 Rally2 (1-HCA-050), ралли Португалия 2024
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

На данном этапе я бы не стал говорить, что WRC умирает. У нас множество болельщиков, отличные автомобили, великолепные гонщики – но нам необходимо привлечь больше производителей. Чемпионат должен стать более привлекательным и иметь четкое видение будущего. Поэтому действовать нужно смелее.

В общем, получается, что на сегодня по-прежнему актуальны, и гибриды, и ДВС, и электромобили?

Ксавье Местелан-Пинон: Безусловно. Но, что касается гибридов, то давать ответ на этот вопрос пока рановато. Не хочу говорить, на каком конкретно этапе мы находимся в настоящий момент, потому что мы с производителями и потенциальными участниками еще не определились с решениями.

Самое главное сейчас – это четкое видение будущего. Если правила слишком либеральны, это выглядит как... винегрет. Спортивному отделению производителя очень сложно убедить совет директоров обратить внимание на ралли, если они не понимают, что именно хочет продать промоутер.

Тьерри Невилль и Мартейн Видаге, Hyundai i20 N Rally1 (ALZ WR 923), ралли Латвия 2024
Фото: Hyundai Motorsport

Ходят обоснованные слухи о том, что Hyundai покинет чемпионат мира по ралли в конце 2025 года, выбрав гонки на выносливость – дисциплину, в которой, как уже объявила компания, она будет участвовать с 2026-го. Насколько важен регламент 2027 года, если говорить о необходимости не растерять нынешних производителей и обеспечить появление других?

Ксавье Местелан-Пинон: Соглашусь, что задача не потерять ни одного производителя – это ключевой момент. И мы, конечно же, хотим привлечь в серию новых производителей. Но в нынешней ситуации мне не кажется правильным работать только в интересах текущих участников или только на потенциальных новичков.

Самое главное сейчас – действовать смелее. Если мы четко определим направление, в котором хотим работать с промоутером, и будем работать сообща, это станет лучшим способом сохранить тех, кто сейчас остается с нами – и чьи позиции нам следует рассмотреть – и привлечь новых.

Опять же, обязанность FIA состоит в том, чтобы выбрать правильное решение и направление развития WRC. Разумеется, мы дискутируем с тремя действующими производителями и с потенциальными новыми производителями, но прийти к единому мнению практически невозможно. Приходится выбирать. Возможно, кое-кто из них останется недоволен. Но важнее всего то, как будет развиваться чемпионат.

Мики Бьязьон, тесты Lancia Ypsilon Rally4
Фото: Stellantis

Вы прекрасно знаете, сколько времени уходит на разработку нового автомобиля. Не поздновато ли для новых производителей приходить в WRC к 2027-му?

Ксавье Местелан-Пинон: Точно не рано – но и не поздно. На нас лежит большая ответственность: нам необходимо придумать хороший технический регламент, который сработает на будущее чемпионата. Если принимать регламент в спешке, результат в итоге может выйти не очень хорошим.

Тема обсуждается уже полтора года, и теперь мы должны принять правильное решение. Самое главное – привлечь новых игроков, даже если они решат примкнуть к серии не в 2027-м, а в 2028-м. Важно продемонстрировать, что мы движемся в правильном направлении.

Как вы считаете, принцип BoP (баланс производительности) пошел бы чемпионату на пользу?

Ксавье Местелан-Пинон: С помощью BoP можно управлять производительностью техники от состязания к состязанию, шаг за шагом, делая это в течение сезона. Другое дело – EoT (эквивалентность технологий). Здесь речь идет об уравновешивании технологий в самом начале омологационного процесса.

Элфин Эванс и Скотт Мартин, Toyota GR Yaris Rally1 (A-7437), ралли Сардиния 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Речь не о балансировке автомобиля, как это происходит в WEC (гонки на выносливость). EoT – это уравновешивание двух технологий. Да, концепция BoP дала нам возможность привлечь в WEC множество производителей, но с технической точки зрения мне сложно об этом говорить, потому что всякий раз, как мы вводим BoP, на неё жалуются. И я согласен с мнением о том, что ралли эта концепция не подходит.

Следует ли ожидать радикальных изменений в шасси?

Ксавье Местелан-Пинон: В Rally1 – нет. Оно, быть может, не останется точно таким же, как раньше – в конце концов, если мы хотим получить более доступные автомобили, следует сделать это немного по-другому. Концепция пространственной рамы работает не только с точки зрения безопасности, но и позволяет использовать различные типы кузовов серийных моделей, будь то внедорожники или автомобили компакт-класса.

Здесь мы хотим сохранить систему такой, как есть. Небольшие изменения позволят значительно снизить стоимость. Почему бы не использовать общие детали или элементы, как предложила рабочая группа? WRC – один из крупнейших чемпионатов FIA, и я занимаюсь этим вопросом ежедневно.

Адриен Фурмо и Александр Кориа, Ford Puma Rally1 (YТ71 DCZ), ралли Польша 2024
Фото: M-Sport

Оказывается ли какое-то давление на производителей по вопросу продажи автомобилей частным клиентам?

Ксавье Местелан-Пинон: Это еще не решено или не утверждено, потому что наша цель – объявить об этом в декабре. Мы обсуждаем этот вопрос. Должно быть принято во внимание всё, что можно сделать для привлечения новеньких, и под «новенькими» я подразумеваю как талантливых молодых гонщиков, так и тюнинговые компании.

Есть ли какой-то прогресс относительно будущего группы Rally2?

Ксавье Местелан-Пинон: Хороший вопрос, потому что здесь всё взаимосвязано. Сегодня Rally2 является крайне успешной категорией, и потому очень важно не навредить гонщикам и всей экосистеме производителей. Мы работаем как над Rally1, так и над Rally2.

На данном этапе мы считаем, что автомобили Rally2 следующего поколения, которое будет опираться на новый регламент в части некоторых узлов и агрегатов, должны оставаться на том же уровне, что и нынешние.

Сами Паяри и Энни Мялкёнен, Toyota GR Yaris Rally2 (SP 1005), ралли Акрополь 2024
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

Важно иметь возможность разграничить Rally1 и Rally2 так, как это происходит сегодня – чтобы позволить тем гонщикам, что не нацелены на Rally1, спокойно приезжать на ралли и бороться за победу в Rally2. Оба регламента сейчас находятся на рассмотрении.

То есть, о концепции Rally2+ можно забыть?

Ксавье Местелан-Пинон: Мы спокойно можем забыть о формулах Rally2+ или Rally1-. Когда обсуждались эти концепции, речь шла о сезонах 2025 и 2026, а не о 2027-м.

Поддержать проект RallyZone.ru