Ралли

Как работает гибрид? Интервью с мотористом Hyundai

Тесты Hyundai i20 N Rally1
Фото: Hyundai Motorsport

Жюльен Монсе рассказывает об особенностях работы гибридной силовой установки в условиях реального соревнования.

В октябре 2021-го команда Hyundai провела несколько дней в Италии, организовав в предместьях Турина собственное мини-ралли, участие в котором принял один-единственный автомобиль: прототип гибридного i20 N Rally1.

За три дня новинка проехала 21 спецучасток в режимах, с которыми ей придется столкнуться в условиях настоящего состязания. За «подопечной» пристально следили перебравшийся в Hyundai на роль технического директора бельгиец Кристиан Лорье и другой новобранец – Герард Ян де Йонг, бывший инженер Себастьена Ожье и Оливера Сольберга, известный многим как создатель VW Polo GTI R5.

Впрочем, главным героем этого материала станет Жюльен Монсе, на тот момент (сегодня он выполняет роль заместителя руководителя команды) глава отдела силовых установок и официальный представитель Hyundai Motorsport в FIA. Именно француз согласился рассказать корреспонденту AUTOhebdo о том, как будет использоваться гибридный комплект непосредственно в ходе ралли.

Заместитель руководителя Hyundai Motorsport Жюльен Монсе
Фото: Hyundai Motorsport

Жюльен, вы работаете в Hyundai Motorsport с ноября 2013 года. Какова ваша роль в команде на сегодняшний день?

Жюльен Монсе: Я инженер по развитию двигателей, но, несмотря на это, изначально отвечал за работу сборочного цеха, и только потом – за моторы для наших клиентов. После этого я руководил отделением, занимавшимся ДВС, а с 2019-го отвечал уже за весь силовой агрегат – двигатель, его электронику и трансмиссию. С момента запуска проекта гибридного автомобиля я принимал участие в первых совещаниях FIA.

Если обобщенно – что именно повлечет за собой внедрение гибридов?

Жюльен Монсе: В первую очередь к дополнительным 100 кг массы – со всеми жидкостями и гибридной системой. Гибридная система обеспечит разовый прирост мощности в 134 л.с. или 100 кВт, которые будут доступны экипажу при определенных обстоятельствах и в зависимости от решения команды.

Тесты Hyundai i20 N Rally1
Фото: Hyundai Motorsport

К примеру, на старте спортсмен в течение десятка секунд получит в свое распоряжение 1000 кДж или 100 кВт. На мой взгляд, в ралли использовать такой прирост мощности в полной мере проблематично. Гонщики задействуют его лишь на какое-то время, а оставшейся части попросту лишатся.

И какой же будет стратегия по отношению к раллийным гибридам?

Жюльен Монсе: Она определена FIA и одинакова для всех. Чтобы выйти с гибридом на, как мы ее называем, фазу прироста мощности, нужно добиться регенерации энергии. Для этого необходимо выполнить три обязательных требования: нажать на педаль тормоза, держать педаль акселератора ниже определенного уровня и добиться нужного уровня энергии.

Если регенерация проведена некорректно, то у пилота не будет прироста мощности, когда он захочет к нему обратиться. Если же все условия выполнены, гонщик получит дополнительную мощность в довесок к той, что выдает ДВС. Прирост может быть очень сильным на протяжении короткого периода времени или чуть слабее – но на период времени подольше.

Тесты Hyundai i20 N Rally1
Фото: Hyundai Motorsport

И задействовать такой прирост можно будет посредством нажатия кнопки?

Жюльен Монсе: Нет, это сработает автоматически, за счет работы педалью акселератора и используемых схем управления системой. Правила позволяют нам использовать три схемы для задействования прироста мощности и три – для регенерации. Все схемы омологированы FIA, а это значит, что модифицировать их мы не можем. Кроме того, конкретная схема должна быть активирована перед стартом спецучастка и не может быть изменена во время движения по нему.

А можно ли отключить гибридную систему?

Жюльен Монсе: Да – и как раз в этом случае используется кнопка! В какой-то конкретный момент гонщик может решить, что ему не нужна помощь гибридной установки, и поехать, полагаясь исключительно на ДВС. Это может потребоваться ему при определенных обстоятельствах, вроде определенного уровня сцепления с трассой. Гибридную часть можно активировать снова, но между отключением и включением системы нужно выждать 60 секунд.

Тесты Hyundai i20 N Rally1
Фото: Hyundai Motorsport

На каком этапе чемпионата это может понадобиться?

Жюльен Монсе: Например, на ралли Монте-Карло. На этой гонке мотор в полной мере не используется, так что можно будет посмотреть и на отключение гибридной системы.

Получается, есть вероятность того, что в Монте гибридная часть будет использоваться редко или даже не будет использоваться вообще?

Жюльен Монсе: Ну, «вообще» – вряд ли. А вот вариант «редко» вполне возможен.

Как всё это будет работать с точки зрения омологации?

Жюльен Монсе: Все схемы управления должны быть определены перед первым ралли сезона. Есть определенные джокеры для двигателя, шасси и прочего... с их количеством еще надо определиться.

Тесты Hyundai i20 N Rally1
Фото: Hyundai Motorsport

Будет ли как-то модифицирован двигатель 2022 года?

Жюльен Монсе: Да, он избавится от «свежего воздуха». Раньше мы брали воздух из впуска и перенаправляли его в выпускную систему, чтобы поддерживать обороты турбины. Такая схема будет запрещена: теперь воздух будет проходить через двигатель. Турбина потеряет в отклике, но гибридная система восполнит эти потери.

Всё это выглядит довольно-таки сложно...

Жюльен Монсе: Да, для всех в новинку. Но если бы мы оставили всё, как есть, это быстро привело бы к лишним тратам на симуляцию, работу инженеров, разведку... ужасно было бы.

Нашей целью – совместно с другими производителями и FIA – было попытаться получить относительно простое решение, которое не потребовало бы огромных ресурсов. У всех одна и та же гибридная система, но, как это ни парадоксально, именно этот момент осложняет дело – из-за ряда ограничений.

Отт Тянак и Мартин Ярвеоя (Hyundai), тесты i20 N Rally1
Фото: Hyundai Motorsport

В конце концов, для этого и существуют инженеры. Всяк волен по-своему интерпретировать написанное между строк. Однако регламент достаточно ограничен, чтобы мы не поддавались иллюзиям.

Повлияет ли новый регламент на процесс пилотирования?

Жюльен Монсе: В каком-то смысле; гибрид будет запускаться автоматически, так как это зависит от положения педали акселератора, торможения и выбранной нами схемы управления. Тем не менее, понятно, что пилот также будет вынужден адаптировать свою технику пилотирования. Если он не добьется полноценной регенерации, то лишится прироста мощности на следующей прямой, и это будет печально. Дополнительные 100 кВт будут доступны в течение очень короткого периода времени – буквально несколько секунд – и контролировать это может быть очень сложно.

Тесты Hyundai i20 N Rally1
Фото: Hyundai Motorsport

Может ли это вылиться в манеру езды в стиле «отпустил педаль и катись» – как на кольце?

Жюльен Монсе: Вполне возможно – однако такая тактика не обеспечит надлежащую регенерацию, ведь для того, чтобы ее добиться, пилоту нужно выдерживать заданные FIA параметры.

Раллисты частенько прибегают к торможению левой ногой. Как им управлять регенерацией на разных этапах чемпионата?

Жюльен Монсе: В разрезе регенерации все этапы действительно различаются, и это потребует от пилотов определенной адаптации. Вот тут-то всё и усложняется: именно это пытается объяснить Тьерри Невилль, когда у него возникают проблемы.

Использование левой ноги при нажатой педали акселератора не будет генерировать прирост мощности. Сегодня гонщики в определенных обстоятельствах ускоряются, прижимают педаль тормоза, бросают ее и продолжают ускоряться. Мы пытаемся донести до них, что так делать не надо, потому что таким образом они теряют возможность использовать дополнительную мощность. Лучше, если они будут убирать ногу с педали газа, а не тормозить.

Пилот Hyundai Тьерри Невилль, тесты i20 N Rally1
Фото: Hyundai Motorsport

Я знаю, что по этому поводу думают пилоты. Нет, им не придется учиться ездить заново – но они будут вынуждены адаптироваться, и некоторым определенно будет проще, чем другим.

Существуют ли какие-то проблемы в области безопасности – особенно в случае вылета автомобиля с трассы?

Жюльен Монсе: Как и в любом другом случае внедрения новых технологий, этот вопрос прорабатывается особо и обязательно. Еще есть, над чем подумать. Эта тема обсуждается с FIA и ответственными лицами, но, думаю, будут задействованы все необходимые протоколы.

Насколько увлекателен этот процесс для инженера?

Жюльен Монсе: Это в новинку для всех, поэтому каждый из нас вынужден учиться заново: FIA, команды, поставщик гибридных систем... всё это очень интересно. Мы проводим много часов, разбирая разные вопросы.

Тесты Hyundai i20 N Rally1
Фото: Hyundai Motorsport

Стратегия довольно-таки проста, но всегда есть способы интерпретировать правила игры по-своему и как-то сыграть на этом. Если с прежними правилами мы выступали в чемпионате, где все три производителя не особенно отставали друг от друга, то в Монте 2022-го, полагаю, расстановка сил изменится.

Не удивлюсь, если на старте сезона разница между командами будет существенной. Впрочем, я убежден, что наша команда в состоянии найти верные решения – пусть даже мы начали позже остальных..

RallyZone.ru в Telegram