Эти пугающие кадры аварии Ромена Грожана на старте Гран При Бахрейна не видел разве что совсем уж ленивый поклонник автоспорта.
На первом же круге автомобиль француза вылетел с трассы, врезался в отбойник, разломился пополам и загорелся. Пилот Haas F1 сумел выбраться из охваченного пламенем кокпита, был передан на поруки подоспевшим медикам и отправлен в госпиталь. Сейчас состояние гонщика не вызывает опасений: Ромен отделался небольшими ожогами запястий и лодыжек и пока – до 1 декабря – останется под бдительным присмотром врачей.
Само собой, случившееся на автодроме «Сахир» обеспечило профильные ресурсы и издания материалом для разного рода заметок, статей и аналитических разборов на тему современных стандартов безопасности Формулы 1 в целом, а заодно повадок и небывалого везения одного отдельно взятого гонщика в частности. Нас же заинтриговал момент совершенно непрактичного – скорее даже мистического – свойства.
Иной раз жизнь подбрасывает совершенно удивительные ситуации, невольно заставляющие задуматься об окружающих нас совпадениях, суевериях, предначертаниях и прочих венцах безбрачия. Любители мистики без особого труда находят трагичные закономерности в биографиях поэтов и прозаиков и с удовольствием рассказывают о роковых ролях, исполненными знаменитыми актерами прошлого и настоящего.
Теперь совпадением схожего толка пополнилась и биография Ромена Грожана.
Немногие знают, что чуть более двух лет назад Грожан принял участие в необычном мероприятии, проводившемся недалеко от его дома в Швейцарии – организованной впервые горной гонке Montée des légendes. В сентябре 2018-го на «французский Пайкс-Пик» слетелась титулованная компания победителей «Пайкс-Пика» оригинального: присутствовали и Себастьен Лёб с Роменом Дюма, и Ари Ватанен, и мотогонщик Бруно Ланглуа, и многие другие.
Были и специально приглашенные гости «извне», среди которых затесался и гонщик Формулы 1. Перед тем, как отправиться на Гран При России, Ромен Грожан решил как следует размяться и попробовать себя в непривычном амплуа.
«Организаторы связались со мной по электронной почте, – рассказывал он репортерам. – Я решил, что будет круто проехать такую гонку неподалеку от дома, в компании с Себом и Роменом, да еще и за рулем автомобиля, который выберу сам!»
Выбор пилота Haas F1 для дебюта в горной гонке тоже оказался необычным. Грожан стартовал на Lancia Delta S4. Как оказалось, о такой возможности Ромен мечтал с раннего детства.
«Это машина моей мечты, – объяснял он. – Мой отец собрал коллекцию из всех Lancia Delta. Я рос в окружении этих автомобилей и постоянно смотрел видео выступлений Дидье Ориоля (пилотировавшего Lancia с 1989 по 1992 годы) и других пилотов команды в чемпионате мира по ралли».
На старт гонки Грожан вывел машину в запоминающейся ливрее Martini Lancia – пусть и со стыдливо заклеенным словом, ассоциирующимся с известным напитком. Для пущей аутентичности на передних крыльях «Дельты» красовались имена экипажа Хенри Тойвонен/Серджио Кресто – тех самых ребят, что сгорели заживо на ралли Тур де Корс 1986 года, положив таким образом конец гонке вооружений в чемпионате мира восьмидесятых.
Собственно, именно это короткое (всего-то 6,4 км дистанции!) приключение француза и всплыло в памяти при виде объятого пламенем VF-20 вчера в Бахрейне.
Если верить описанию к вот этому любительскому видео, Ромен пилотирует именно что автомобиль Тойвонена, некогда принадлежавший заводской команде. Подумать только, до чего чудовищное совпадение: сперва ты примеряешь на себя машину, которую когда-то пилотировал сгоревший в аварии гонщик, а потом чуть не погибаешь в огне сам.
Впрочем, если не верить описаниям к любительским видео, а присмотреться повнимательнее, то выяснится, что в руки Грожану была вверена переделанная в спортивную версию Delta S4 Stradale (то есть, дорожный автомобиль, который знающий человек без труда отличит от раллийного по внешним деталям и оптике) из коллекции энтузиаста горных гонок Бруно Янньелло. Более того, на Montée des légendes Грожан пилотировал шасси 088 – автомобиль из исследовательского центра FIAT, служивший лабораторией для испытаний системы полного управления и едва ли имевший хоть какое-то отношение к Хенри Тойвонену. Да чего там, даже фамилии Кресто и Тойвонена на крыльях приклеены не в «аутентичном» порядке!
В общем, может оно и к лучшему, что в руках Ромена оказался не оригинальный автомобиль, к которому действительно когда-то приложил руку кумир некоторых финских раллистов. Дурные приметы – они такие, на себе лучше не проверять. А Ромену мы, конечно, желаем скорейшего восстановления и возвращения к выступлениям.
Можно, наверное, сразу в ралли.
P.S.: Описанное выше ни в коем случае не является попыткой выяснить причину чудесного спасения Ромена Грожана в Бахрейне. Это не более чем любопытный – и совершенно случайный! – факт из спортивной биографии замечательного гонщика.