Выступление Мартиньша Сескса на безгибридном автомобиле Rally1 стало главной сенсацией польского этапа чемпионата мира.
Располагая автомобилем меньшей мощности, но с такой же массой, как у гибридных машин, латыш уверенно атаковал позиции лидеров. Ралли Польша Мартиньш завершил на пятой позиции, вызвав немало вопросов – не в последнюю очередь на предмет целесообразности использования гибридов в ралли.
Если Сескс, не располагая дополнительными 135 л.с., смог на равных конкурировать с постоянными участниками чемпионата мира, возникает законный вопрос: есть ли смысл в использовании гибридной силовой установки в WRC?
Стоит ли система регенерации энергии дополнительных затрат, включая дополнительные протоколы безопасности и инфраструктуру, необходимую для обслуживания гибридных машин? Может, идея отказаться от гибридов в 2025-м (которую пока отложили в долгий ящик) не так уж и плоха?
Именно с этими вопросами журналисты портала DirtFish обратились к руководителям команд M-Sport и Toyota.
«Я могу легко привести аргументы в пользу обоих решений», – сказал директор команды M-Sport Ричард Милленер, перед стартом уверявший, что темп машины должен быть где-то между Rally2 и гибридным Rally1.
Справедливости ради, тогда же, перед стартом, Милленер отметил, что на скоростном ралли эффект от гибрида меньше, так что главным ограничивающим фактором для Сескса будет отсутствие опыта работы с таким автомобилем. Понятно, что в тот момент было сложно предугадать, с какой скоростью Мартиньш освоится за рулем «Пумы».
«На мой взгляд, да, – ответил Милленер на вопрос DF о том, стоило ли усилий требование команд к FIA сохранить гибриды в следующем сезоне. – Я считаю, что автомобильная промышленность в значительной степени ориентирована на гибридные системы, и гибриды скорее снова набирают обороты, чем сходят со сцены.
Вот электромобили в какой-то момент обрели высокую популярность, но она быстро пошла на спад. Все мы знаем о проблемах электромобилей. Сейчас всё больше и больше производителей возвращаются к автомобилям и двигателям с гибридной составляющей. Та же Формула-1 переходит на машины скорее гибридные, чем электрические. Так что это отражается на всем автоспорте.
Но в Польше, честно говоря, гибрид оказывает меньший эффект, чем на других ралли. Если бы Мартиньш дебютировал на Сардинии или в Португалии, мы бы с вами, думаю, обсуждали бы что-то совсем другое».
Коллега Милленера из соперничающей команды – директор Toyota Яри-Матти Латвала – тоже отметил, что характер польских спецучастков сводит на нет влияние гибридной составляющей в силовой установке, но при этом нисколько не умаляет заслуг самого Сескса.
«Разумеется, было приятно и очень интересно наблюдать за выступлением Мартиньша, – сказал Латвала. – Прежде всего, он очень хорошо ехал. А что до преимущества или, скажем так, недостатка от отсутствия гибрида, то автомобиль оказался быстрее, чем я думал.
Но должен сказать, что на быстрых ралли – особенно здесь, когда трасса довольно рыхлая и песчаная – пользы от гибрида меньше, чем на асфальте или более техничном гравийном ралли.
На скоростных ралли вроде Финляндии, Латвии, Польши или Швеции преимущество гибрида не так велико, потому что там нет, как я люблю говорить, жестких затяжных торможений. Здесь торможения кратковременные, так что регенерация энергии происходит не так часто».
Что же, получается, Сескс доказал, что зрелищность автомобилей Rally1 без гибридной силовой установки нисколько не уменьшается?
«Конечно, скорость автомобиля немного снижается, – признает Латвала. – Но если смотреть на ралли с точки зрения болельщика на обочине или по телевизору, то разницу не заметишь.
Так что да, в этом смысле, думаю, в последующие два сезона мы вполне могли бы продолжать гоняться и без гибрида. Но в целом... для Toyota было бы одинаково – с гибридом или без мы в целом за это не переживали. Однако другие команды в своих маркетинговых задачах видят гибрид как нечто более важное. И раз уж так, то Toyota не против продолжать работать с гибридом».
Одна из команд, для которых гибрид имеет важное значение – M-Sport. Милленер остается сторонником гибридных двигателей в WRC, но при этом отмечает преимущество безгибридного варианта для частников, которые исторически играют важнейшую роль в бизнес-модели M-Sport.
«Насколько мы можем полагаться на то, что нам известно на данный момент, гибрид действительно дает разницу, – объясняет он. – Я по-прежнему считаю, что это хорошо для чемпионата.
Я по-прежнему считаю, что в этой концепции масса положительных моментов, и мы должны думать о привлечении в серию производителей оборудования и комплектующих. Наличие гибридного элемента в силовой установке определенно этом способствует.
С другой стороны, негибридная версия – идеальный автомобиль, который позволит лучшим из юниоров перейти от Rally2 к высшему дивизиону. Rally2 – это потрясающая группа, и все говорят о том, что за ней может быть будущее. Может, и так, но я думаю, что нас такое будущее разочарует.
Посмотрите на Rally1: гибридные, безгибридные – на спецучастках они просто невероятны. Я говорил это раньше и готов повторить еще раз: я ни за что не хотел бы это потерять».