Действующий чемпион мира рассказывает о предстоящем ралли Португалия и дает свою оценку результатам партнеров по команде.
Первый гравийный этап сезона – ралли Португалия – станет вторым пунктом в сокращенной программе выступлений Себастьена Ожье. Выступающий ныне в гонках на выносливость француз прекрасно осознает, сколь серьезный вызов стоит перед ним, но на старт гонки отправляется с привычной решимостью продемонстрировать максимум возможного – каковым настроем и поделился с корреспондентом AUTOhebdo.
Себ, как прошли для тебя эти несколько месяцев вдали от WRC? Следил за ралли?
Себастьен Ожье: Как и хотел, я воспользовался свободным временем, чтобы провести его с семьей – и здесь у меня полный порядок. Провели две недели на Мальдивах, а после этапа WEC в Себринге остались в США, чтобы исследовать Диснейленд. Что же до чемпионата, то я следил за ним вполглаза. В частности, посмотрел Power Stage в Хорватии.
Как оцениваешь выступления товарищей по команде на старте сезона?
Себастьен Ожье: Всё будто стало наоборот. Калле [Рованпера] преуспел, проведя две идеальные гонки. Он великолепно начал сезон и создал хороший отрыв в личном зачете (76 очков против 47 у Тьерри Невилля – его ближайшего преследователя). Если продолжит в том же духе, догнать его будет трудно, но, с другой стороны, наличие такого преимущества сегодня еще не означает, что он станет чемпионом по итогам тринадцати этапов. Это только начало, и нам не следует забывать об этом.
Элфин [Эванс] дебютную часть сезона, скорее, испортил. В Хорватии он явно действовал под давлением и, к тому же, пробил колесо вскоре после старта. К сожалению, впервые за долгое время я должен сказать: мне очень жаль, что сегодня резина Pirelli превращает асфальтовые этапы в лотерею. Это очень плохо для чемпионата. Надеюсь, что рано или поздно это изменится.
Я наблюдал за процессом со стороны, и у меня сложилось впечатление, что команда отлично справляется со своей работой, а автомобиль быстр и относительно надежен. Если в Монте-Карло самая быстрая машина была у Ford, то сейчас очевидно, что в TGR (Toyota Gazoo Racing) немедленно среагировали, внеся свои коррективы, которые, по всей видимости, сработали. Не терпится вернуться на старт за рулем Yaris, чтобы лично проверить, что у них получилось.
Вообще тенденция выглядит так, будто Toyota лучше других начала сезон, однако пока слишком рано исключать из игры ребят вроде Тьерри Невилля или Отта Тянака. Автомобили будут совершенствоваться, инженеры будут использовать «джокеры». Впереди еще десять этапов, очков еще очень много.
Полагаешь, на этапе в Португалии потребуется какое-то время, чтобы вернуться в привычный ритм?
Себастьен Ожье: Не знаю. В любом случае, волнение выше обычного. Несмотря на всю важность тестов, с годами они стали своего рода сдерживающим фактором. Даже если я по-прежнему выкладывался полностью – я же знаю, что от тестов зависит многое – я не могу сказать, что к завершению карьеры работал на них с прежним желанием.
Сейчас ситуация немного иная, и мне интересно узнать, как этот перерыв сказался на моей скорости по сравнению с остальными. Ралли Португалия – первый гравийный этап сезона. С точки зрения ощущений сравниться с ним из прошедших ралли может разве что Швеция, и то не особо. Так что я надеюсь, что смогу выступить на прежнем уровне.
Не является ли для тебя препятствием тот факт, что соперники лучше знакомы с гибридной техникой?
Себастьен Ожье: Понятно, что система постоянно развивается – именно поэтому тесты так важны. Автомобили Rally1 еще не встречались друг с другом на этом типе покрытия, так что в Португалии с неизведанным столкнутся все. Впрочем, я хорошо знаю, что недостаток наката осложняет задачу. Это часть испытания, которое мне придется преодолеть.
Почему выбрал именно Португалию?
Себастьен Ожье: Я уже слышал, что буду участвовать в тех ралли, где смогу опираться на выгодную стартовую позицию, но это не так. В этом году это чисто вопрос свободного времени. Должен, однако, признаться, что не расстроюсь, если у меня хоть раз получится отомстить за все те годы, что я чистил трассу для остальных...
Каковы ожидания от гонки?
Себастьен Ожье: Я не скучал по Rally1, но был счастлив вернуться за руль машины на тестах перед Португалией. Буду наслаждаться ощущениями и адреналином, которые можно испытать только за рулем раллийного автомобиля. Тесты очень важны, так как это мои первые километры на Yaris Rally1 по гравию. У других пилотов хотя бы было два этапа, чтобы продолжать изучать новую технику, а у меня на это лишь несколько часов.
С каким настроем едешь в Португалию?
Себастьен Ожье: Думаю, подход останется тем же, что и в последние годы. Я был довольно расслаблен, и в гонке будет точно так же. Желание показать высокий результат, конечно же, никуда не делось.
А цель – учитывая, что у тебя будет выгодная стартовая позиция?
Себастьен Ожье: Если будет сухо, то у меня действительно впервые за долгое время будут выгодные условия. Правда, в Португалии никто не может гарантировать тебе, что не пойдет дождь. Амбиции прежние: в Португалию еду за победой. Как для себя, так и для команды.
Помимо моего желания проехать несколько этапов есть и стратегия команды, которая хотела бы держать третий автомобиль, экипажи в котором менялись бы – подобно тому, как долгое время делали в Hyundai. Я хочу заработать как можно больше очков – без какого-то мотива с точки зрения чемпионата.
А может ли отличный результат заставить тебя изменить программу на сезон-2022?
Себастьен Ожье: Ах! Нет! Не надо рассчитывать, что в этом году я буду бороться за титул!
На Сардинии меня не будет – из-за обязательных тестов перед Ле-Маном. Что касается лета (речь об этапах в Эстонии и Финляндии), то там мы скорее увидим за рулем моего напарника (Эсапекку Лаппи), нежели меня. План состоял в том, чтобы проехать в 2022-м пять этапов, и мы, безусловно, будем придерживаться этого числа.
В Португалии за M-Sport снова стартует Себастьен Лёб. Готов к еще одному сражению с ним?
Себастьен Ожье: Мы обсуждали это после финиша ралли Монте-Карло и выяснили, что, скорее всего, увидимся снова в Португалии. Так и вышло – и я думаю, что это здорово, потому что в прошлом у нас с ним было много напряженных противостояний. Это хорошо и для болельщиков, которые хотят это увидеть. В январе победа сорвалась у нас с крючка, но на гравии всё будет немного по-другому. Надеюсь, что мы с ним оба окажемся впереди – правда, уверен, что не в одиночестве.
Самое смешное, что в числе стартующих есть и Дани Сордо. Это значит, что в списке участников оказались аж три пилота, выступавших на ралли Португалия еще 15 лет назад.
Полезен ли для чемпионата тот факт, что ваша с Себастьеном дуэль затмевает борьбу спортсменов, сражающихся за титул?
Себастьен Ожье: Однажды имена Лёба и Ожье всё же уйдут, уступив место новому поколению. Но я думаю, что сегодня болельщики будут рады видеть в одной гонке двух пилотов, доминировавших в ралли последние несколько лет, и будут рады убедиться, что они еще в состоянии ехать быстро и привозить результат. Это круто, и я считаю, что нам следует использовать эту возможность во благо. Кто бы не хотел, чтобы подобное стало возможно и в других дисциплинах автоспорта? Это придает гонке изюминку. Такое случается не часто – хотя в ралли и бывает, по разным причинам. Так что давайте получать от этого удовольствие!
Думаю, мы не можем говорить, что титул чемпиона мира 2022 года менее ценен из-за отсутствия в чемпионате нас с Себом. Чтобы стать чемпионом мира, нужно побороть своих соперников и стать лучшим среди участников, которые сражались с тобой в одно время. Мы с Себом могли доминировать в Монте-Карло, но это не значит, что мы точно так же отъедем от остальных в Португалии. Я еще не забыл, насколько трудным был мой последний сезон, и сколь плотной была борьба между соперниками. То, что творит Калле – уже очень круто, и рано или поздно всё изменится.
Может, об этом еще рановато говорить... но какие у тебя планы на 2023-й?
Себастьен Ожье: Могу сказать лишь, что нисколько не сожалею о том, где нахожусь сегодня. Я очень ценю то время, что у меня есть теперь. Я не закрыл ни одной двери, но пока стоит оставить меня в покое, прежде чем я приду к каким-то выводам.
Пока что мои устремления остаются прежними – я хочу продолжать выступления в гонках на выносливость. Я выступаю в категории LMP2, я провожу тесты с Toyota, хотя последние пропустил из-за того, что подцепил ковид в начале апреля. Конечная идея состоит в том, чтобы выступать за Toyota.
Не скучаешь по WRC настолько, чтобы захотеть вернуться с полноценной программой?
Себастьен Ожье: Нет, такого в моих планах нет. Однако я знаю, что жизнь – это компромисс. Нельзя охватить всё. До сих пор я стремился к свободному времяпровождению со своей семьей. Сейчас у меня есть возможность уделять им больше внимания, и я очень это ценю. Но это не значит, что так будет всегда. Возможно, наступит такое время, когда я захочу изменить течение своей жизни. Впрочем, мое нынешнее положение меня вполне устраивает.