Ралли

Хенри Тойвонен: взгляд в прошлое и будущее

2021-05-02 11:53
Фото: McKlein

Так уж вышло, что 2 мая в мировом ралли стало по-настоящему трагической датой. Именно в этот день с разницей в один год – в 1985-м и 1986-м – чемпионат мира лишился трех гонщиков: Аттилио Беттеги, Хенри Тойвонена и Серджио Кресто.

Обе трагедии произошли в рамках ралли Тур де Корс, но чаще всего болельщики и журналисты вспоминают именно гибель экипажа Тойвонен / Кресто – в силу обстоятельств (экипаж сгорел заживо), по причине того, что финн был всеобщим любимцем сервис-парка, а также потому, что именно эта трагедия стала последним доводом в вопросе запрета группы B и отказа от развития группы S.

Сегодня 35 лет с той аварии, но мы не будем в очередной раз описывать обстоятельства произошедшего на Корсике в 1986-м. Вместо этого мы публикуем перевод материала (его название вынесено в заголовок), который вышел в январе того года в одном из зарубежных изданий и посвящен карьере Тойвонена от его первой победы в чемпионате мира до начала многообещающего сезона...

* * *

В январе 1966 года Паули Тойвонен выиграл ралли Монте-Карло за рулем Citroen DS21. 20 лет спустя его сын Хенри, самый талантливый из раллистов нового поколения, попытается повторить достижение отца.

Фото: AUTOhebdo

На мировую раллийную сцену Хенри Тойвонен явился словно метеор, выиграв ралли RAC 1980 года в возрасте 24 лет. Ему потребовалось ровно пять лет для того, чтобы подкрепить свой успех второй победой на этапах чемпионата мира. Это произошло в прошлом ноябре, на – снова! – ралли RAC в Великобритании.

Отчего же так долго?

Хенри объясняет в свойственной ему аналитической манере: «Нужно реалистично оценивать имевшиеся у меня возможности для того, чтобы выигрывать ралли. В 1981-м я по-прежнему выступал с Talbot. На ралли Португалия я боролся за победу с Маркку (Аленом), когда у меня сломался мост. Мог выиграть в Сан-Ремо, если бы не вылет с трассы, который стоил мне двух с половиной минут. В Монте-Карло я тогда стартовал впервые, а в Греции и на ралли «1000 озер» у нас был очень плохой автомобиль.

В 1982-м я выступал за Opel. С Ascona 400 в том году можно было выиграть только одну гонку – ралли Монте-Карло. Я там не стартовал. Та же история произошла и в следующем году, когда Ари (Ватанен) одержал с немецкой машиной победу в ралли Сафари – точно так же, как Вальтер (Рёрль) выиграл в Монте в 82-м.

Фото: McKlein

В 1984-м я выступал за Lancia, и Rally 037 взяла только одну гонку – на Корсике. Меня на старте этого ралли не было.

Talbot в 1981-м, Opel в 1982-м и 1983-м, Lancia в 1984-м и 1985-м: оцените число побед, которых добивались эти машины в годы, когда я выступал за эти команды, и поймете, что вопрос, который задают мне все, кому не лень, можно с тем же успехом задать любому другому гонщику, что был частью этих команд в то же время, что и я».

Разница в том, что другим гонщикам таких вопросов не задают.

Возможно, Тойвонен ошибался, выбирая команды – как в 1984 году, когда он подписал контракт с Rothmans Porsche Rally Team Дэйва Ричардса и очутился в чемпионате Европы.

«Я думал, что скоро появится полноприводный Porsche 959. Думал, что буду заниматься его разработкой. К счастью, контракт с Lancia позволил мне сохранить связь с чемпионатом мира».

Фото: pinterest.ru

В этой точке своих рассуждений Хенри Тойвонен мог бы продолжать упоминание всех своих проблем: вылет с трассы в Португалии, где он лидировал, авария на ралли Акрополис, третье место на «1000 озер»... позади Маркку Алена и после того, как травмировал спину на жестком приземлении с трамплина, перед которым перебрал со скоростью. Как можно догадаться, Хенри не согласен просто перечислять факты.

«Я находился в непростой ситуации. У меня было всего несколько ралли, чтобы продемонстрировать свою скорость. Кроме того, поскольку мой контракт был рассчитан только на отдельные этапы, я не боролся за чемпионат. В результате у меня была лишь одна инструкция: "Атакуй, что есть сил"».

Всё так. Признает он это или нет, Тойвонену нравится эта роль кролика, побуждающая других требовать от него многого. Может, даже чересчур.

Перед стартом ралли RAC, которое закончилось для него победой, Хенри без остановки твердил: «Дайте мне время. Я не знаю эту машину, я никогда не пилотировал её на гравии, мне еще нужно ее изучить. Дайте мне время, дайте время...»

Фото: McKlein

Тот факт, что он взял гонку в первом старте за рулем Lancia Delta S4 определенно не снизит планку требований раллийного мира к своему бывшему вундеркинду – уже не ребенку, но по-прежнему гению.

«Быть может, мой дебют в Talbot в 1980-м был слишком хорош. Быть может, виной всему мой характер, мое видение ралли. В действительности я не выношу – по крайней мере, не выносил – когда кто-то за рулем такой же машины едет быстрее меня хотя бы на одном спецучастке. Должно быть, проблема у меня в голове. Я не знаю, что значит слово "сдаться". Кто бы ни оказался впереди меня, я обязательно попытаюсь его "достать". Проблема вот здесь».

Хенри указывает пальцем на свой череп. Проблема с ритмом не просто не нашла решения, она, вероятно, плавно перетекла в проблему с уверенностью в себе. Разочаровав своими выступлениями в Lancia в сезоне-1984, Тойвонен отметился рядом подвигов в чемпионате Европы за рулем Porsche 911 SC.

С другой стороны, до чудесной победы в ралли RAC катастрофическим можно назвать и сезон-1985: среднее выступление в ралли Монте-Карло («Всё еще испытываю сильную боль в спине»), глупая авария на Сардинии («Проблема со стенограммой») и совершенно бледные «1000 озер» («Это была битая машина с Сардинии, на ней живого места не было»).

Фото: hyppyrally.blogspot.com

Сколь бы вескими ни были причины неудачных выступлений, их растущее число на фоне четырех сезонов без крупных успехов подорвало уверенность Хенри и поселило в нем сомнение, которое, вероятно, и привело к одному из глупейших в его карьере вылетов с трассы – с вывернутым рулем и заблокированными на торможении колесами – на первом же спецучастке «1000 озер». Позор для самого талантливого пилота своего поколения. Победа в ралли RAC, последовавшая за впечатляющим финишным рывком на ралли Сан-Ремо, подоспела как раз вовремя, приподняв моральный дух финна.

За пять лет маленький Хенри состарился, но не повзрослел. Он по-прежнему молодо выглядит, но уже не так беспечен и жизнерадостен, как прежде. Помимо неудачного выбора команд его жизнь наводнили другие трудности – вроде службы в армии и мучительных болей в спине. Первый вопрос был разрешен успешно. Второй – нет.

«Сразу после финиша ралли Сан-Ремо 1985 я отправился в армию и из-за проблем со спиной был направлен в госпиталь. Я провел там 17 дней, прежде чем мне было объявлено о полной негодности. Что ж, одной проблемой меньше: это позволит мне полностью посвятить себя семье, работе... и здоровью. Нужно очень постараться, чтобы вернуть спину в идеальное состояние. Думаю, работы с ней еще больше, чем с Delta S4».

Фото: forum-auto.caradisiac.com

Гимнастика, бег, особые силовые упражнения. Хенри Тойвонен усердно работает над тем, чтобы вернуть идеальную форму, но предпочитает говорить о гонках и условиях, в которых ему приходится выступать.

«Вот вам факт, который никогда не освещался должным образом: к какому бы коллективу я ни принадлежал, я всегда был пилотом №2 и рассматривался как таковой своей командой... но при этом все ожидали, что я буду как минимум столь же быстр, как и мои партнеры.

Сейчас, в 1986-м, меня всё еще воспринимают в Lancia как второго пилота. Мне остается лишь надеяться, что я кое-чему научился. Кроме того, здорово быть вторым номером в такой команде как Lancia. Здорово работать с Маркку. Он великолепный пилот и, прежде всего, мой друг. У нас идеальное взаимодействие в процессе разработки машины.

Что до команды, то я должен подчеркнуть, что полностью принимаю командные приказы коль скоро они необходимы и реализуются ближе к финишу гонки, основываясь на позициях, которые занимают пилоты. На том же RAC сразу после схода экипажей Audi и Peugeot нас попросили не бороться друг с другом и удерживать позиции. Маркку вылетел с трассы, приказ остался в силе, но позиции изменились».

Фото: twitter.com/OfficialRallyUK

Прежде чем закончить с вопросами, Хенри Тойвонен соглашается признать то, чего ему не хватило – или не хватало – для того, чтобы обеспечить себе карьеру, соразмерную его таланту.

«Мне следует признать, что бывают тяжелые дни или тяжелые времена. Эти вот дни, когда ты едешь не так хорошо, как мог бы. Мне следует принять это и просто ехать в таких случаях на 95% от своих возможностей. Я понимаю это очень хорошо... ровно до тех пор, пока не оказываюсь в своем кресле. Как только я попадаю за руль, всё это забывается. Но я верю – я надеюсь! – что я изменился».

* * *

Через пару дней после публикации этого интервью Хенри одержал свою третью и последнюю победу в WRC, героически выиграв ралли Монте-Карло. До ралли Тур де Корс оставалось чуть больше трех месяцев...