Ралли

Инженер Ожье: избежать проблем в Кении – уже достижение

2021-06-26 01:55
Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

В эти выходные завсегдатаи чемпионата мира мерятся силами на спецучастках вернувшегося в расписание WRC ралли Сафари. И хотя в современном изложении легендарная гонка выглядит уже не столь величественно, как когда-то, в сложности она нисколько не потеряла.

За несколько дней до старта (интервью вышло вечером в понедельник) корреспондент AUTOhebdo связался с Кевином Стрёйфом – инженером Себастьена Ожье – который рассказал о том, как команда Toyota готовилась к сложнейшей гонке сезона.

Кевин, как оцениваете предстоящую гонку в Кении? Так же, как и прочие этапы сезона, или нет?

Кевин Стрёйф: Мы думаем, что это ралли будет совершенно другим, и это заставило нас готовиться к нему по-особенному.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Последний раз эта гонка присутствовала в календаре WRC в 2002 году. В команде есть люди, заставшие старое ралли Сафари?

Кевин Стрёйф: Прошло почти 20 лет, так что немногие помнят ту гонку, и даже для них она будет совершенно иной по сравнению с предыдущим опытом. Впрочем, их познания немало помогли нам в процессе подготовки.

Команда отправляла людей на место, чтобы изучить специфику этапа?

Кевин Стрёйф: Ралли Сафари должно было вернуться в календарь в прошлом году, а это значит, что мы провели большую работу по этому этапу еще в 2019-м. Мы отправляли на место человека, который должен был собирать необходимую нам информацию. А вот к редакции 2021 года с командировками возникли проблемы – из-за пандемии. Пришлось работать с тем, что было на руках: данными от местных и доступными нам видеозаписями.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Получат ли автомобили Rally1 какие-то особые доработки под ралли Сафари? Усиленные бамперы, шнорхели, что-то еще?

Кевин Стрёйф: Ничего такого! Не стоит ожидать особых спецификаций, как это было принято делать в прошлом. Машины будут теми же, что и всегда. Мы ограничены правилами, которые запрещают все эти модификации, будь то измененное шасси, установка шнорхеля или «кенгурятника»... Не знаю, как там у других команд, но наша машина будет выглядеть так же, как и на Сардинии.

В классе Rally2 ситуация немного иная – какие-то изменения вроде усиленного бампера или шнорхеля разрешены. Дело в том, что местные раллисты и так используют эти модификации круглый год; было бы странно думать, что они не воспользуются «домашними» заготовками! По крайней мере, в своей категории все они будут хотя бы в равных условиях.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

А запаска на крыше – как это было у Lancia Stratos или Peugeot 205 T16? Это возможно?

Кевин Стрёйф: /смеется/ Было бы круто... но нет! Правила четко говорят, что количество запасных колес на борту автомобиля может быть от нуля до двух. Ни в коем случае не трех.

Не знаю, впрочем, запрещено ли правилами размещать запаску на крыше. Но для Yaris мы такого точно не планируем!

Как вам удалось адаптировать автомобиль к ожидаемым трудностям?

Кевин Стрёйф: Ну, для бродов у нас уже есть рабочая система, которой будет достаточно. Честно говоря, судя по видеозаписям из Кении, каких-то больших водных преград не предвидится – если только не пойдет ливень! И еще нужно стараться не сбить какое-нибудь животное!

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Нашей главной заботой стала прочность автомобиля. Регламент не позволяет строить более прочное шасси, так что пришлось как следует подумать над тем, какие именно элементы мы можем усилить: защиту, подвеску...

Мы обратили внимание на области, которым достается сильнее других на этапах в Турции и на Сардинии, и попытались найти решения, которые позволили бы укрепить их еще больше. В подвеске всегда есть какие-то детали, которые можно модифицировать в рамках имеющейся омологации, либо даже детали, омологации не подлежащие. В итоге автомобиль для Кении должен быть на 10-20 кг тяжелее обычного.

Запчастей, которые везет с собой экипаж, будет больше?

Кевин Стрёйф: Это логичное решение даже для Турции с Сардинией. Расширение ЗиПа означает, что экипажу придется брать с собой детали, которые у нас никогда не ломались. Невозможно взять с собой всё. Если же вам действительно не повезло, то проблема скорее возникнет именно с тем узлом, которого у вас с собой нет!

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Допускаете возможность смены тактики в подготовке после ознакомления с маршрутом?

Кевин Стрёйф: Уверен, что на спецучастках нас поджидают сюрпризы. После гонки в Португалии мы провели тесты с целью выяснить, что может сломаться, чем могут быть вызваны те или иные проблемы, и на что мы вообще можем рассчитывать на дорогах с такими характеристиками.

А разве можно было подобрать дороги, похожие на те, что ожидают вас в Кении? Вы ведь даже не знаете, чего ожидать!

Кевин Стрёйф: Мы внимательно изучили видеозаписи от организаторов. Нам нужны были дороги с плохим покрытием, уклонами, трещинами, бродами, узкими секциями, секциями в лесу... в общем, и мы, и Hyundai выбрали для тестов трассы, которые чаще используют в бахах, такие, ралли-рейдового характера.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

И что по итогам тестов? Уверены в своих силах? Обеспокоены?

Кевин Стрёйф: Ни то, ни другое. К этому этапу нужно подходить предельно осторожно – на цыпочках! – и одновременно без самоуверенности.

Проехать гонку без технических проблем само по себе будет большим достижением. Да, надежность автомобиля всецело зависит от усилий команды, однако и пилот должен принимать во внимание состояние техники и атаковать там, где это разумно.