В эти выходные завсегдатаи чемпионата мира мерятся силами на спецучастках вернувшегося в расписание WRC ралли Сафари. И хотя в современном изложении легендарная гонка выглядит уже не столь величественно, как когда-то, в сложности она нисколько не потеряла.
За несколько дней до старта (интервью вышло вечером в понедельник) корреспондент AUTOhebdo связался с Кевином Стрёйфом – инженером Себастьена Ожье – который рассказал о том, как команда Toyota готовилась к сложнейшей гонке сезона.
Кевин, как оцениваете предстоящую гонку в Кении? Так же, как и прочие этапы сезона, или нет?
Кевин Стрёйф: Мы думаем, что это ралли будет совершенно другим, и это заставило нас готовиться к нему по-особенному.
Последний раз эта гонка присутствовала в календаре WRC в 2002 году. В команде есть люди, заставшие старое ралли Сафари?
Кевин Стрёйф: Прошло почти 20 лет, так что немногие помнят ту гонку, и даже для них она будет совершенно иной по сравнению с предыдущим опытом. Впрочем, их познания немало помогли нам в процессе подготовки.
Команда отправляла людей на место, чтобы изучить специфику этапа?
Кевин Стрёйф: Ралли Сафари должно было вернуться в календарь в прошлом году, а это значит, что мы провели большую работу по этому этапу еще в 2019-м. Мы отправляли на место человека, который должен был собирать необходимую нам информацию. А вот к редакции 2021 года с командировками возникли проблемы – из-за пандемии. Пришлось работать с тем, что было на руках: данными от местных и доступными нам видеозаписями.
Получат ли автомобили Rally1 какие-то особые доработки под ралли Сафари? Усиленные бамперы, шнорхели, что-то еще?
Кевин Стрёйф: Ничего такого! Не стоит ожидать особых спецификаций, как это было принято делать в прошлом. Машины будут теми же, что и всегда. Мы ограничены правилами, которые запрещают все эти модификации, будь то измененное шасси, установка шнорхеля или «кенгурятника»... Не знаю, как там у других команд, но наша машина будет выглядеть так же, как и на Сардинии.
В классе Rally2 ситуация немного иная – какие-то изменения вроде усиленного бампера или шнорхеля разрешены. Дело в том, что местные раллисты и так используют эти модификации круглый год; было бы странно думать, что они не воспользуются «домашними» заготовками! По крайней мере, в своей категории все они будут хотя бы в равных условиях.
А запаска на крыше – как это было у Lancia Stratos или Peugeot 205 T16? Это возможно?
Кевин Стрёйф: /смеется/ Было бы круто... но нет! Правила четко говорят, что количество запасных колес на борту автомобиля может быть от нуля до двух. Ни в коем случае не трех.
Не знаю, впрочем, запрещено ли правилами размещать запаску на крыше. Но для Yaris мы такого точно не планируем!
Как вам удалось адаптировать автомобиль к ожидаемым трудностям?
Кевин Стрёйф: Ну, для бродов у нас уже есть рабочая система, которой будет достаточно. Честно говоря, судя по видеозаписям из Кении, каких-то больших водных преград не предвидится – если только не пойдет ливень! И еще нужно стараться не сбить какое-нибудь животное!
Нашей главной заботой стала прочность автомобиля. Регламент не позволяет строить более прочное шасси, так что пришлось как следует подумать над тем, какие именно элементы мы можем усилить: защиту, подвеску...
Мы обратили внимание на области, которым достается сильнее других на этапах в Турции и на Сардинии, и попытались найти решения, которые позволили бы укрепить их еще больше. В подвеске всегда есть какие-то детали, которые можно модифицировать в рамках имеющейся омологации, либо даже детали, омологации не подлежащие. В итоге автомобиль для Кении должен быть на 10-20 кг тяжелее обычного.
Запчастей, которые везет с собой экипаж, будет больше?
Кевин Стрёйф: Это логичное решение даже для Турции с Сардинией. Расширение ЗиПа означает, что экипажу придется брать с собой детали, которые у нас никогда не ломались. Невозможно взять с собой всё. Если же вам действительно не повезло, то проблема скорее возникнет именно с тем узлом, которого у вас с собой нет!
Допускаете возможность смены тактики в подготовке после ознакомления с маршрутом?
Кевин Стрёйф: Уверен, что на спецучастках нас поджидают сюрпризы. После гонки в Португалии мы провели тесты с целью выяснить, что может сломаться, чем могут быть вызваны те или иные проблемы, и на что мы вообще можем рассчитывать на дорогах с такими характеристиками.
А разве можно было подобрать дороги, похожие на те, что ожидают вас в Кении? Вы ведь даже не знаете, чего ожидать!
Кевин Стрёйф: Мы внимательно изучили видеозаписи от организаторов. Нам нужны были дороги с плохим покрытием, уклонами, трещинами, бродами, узкими секциями, секциями в лесу... в общем, и мы, и Hyundai выбрали для тестов трассы, которые чаще используют в бахах, такие, ралли-рейдового характера.
И что по итогам тестов? Уверены в своих силах? Обеспокоены?
Кевин Стрёйф: Ни то, ни другое. К этому этапу нужно подходить предельно осторожно – на цыпочках! – и одновременно без самоуверенности.
Проехать гонку без технических проблем само по себе будет большим достижением. Да, надежность автомобиля всецело зависит от усилий команды, однако и пилот должен принимать во внимание состояние техники и атаковать там, где это разумно.