59-летний ветеран мирового ралли согласился опробовать для газеты L'Equipe Hyundai i20 N Rally1 – такой же, как тот, что в эти выходные будет использоваться Тьерри Невиллем, Оттом Тянаком и Дани Сордо в Хорватии.
По материалам L'Equipe
Даже в 60 лет можно сохранять энтузиазм, свойственный дебютанту. Вот прямо как Франсуа Делекур. Всегда готовый к действию – особенно когда речь заходит о том, чтобы усесться за руль гоночного автомобиля. Всегда жаждущий испытать новые ощущения, стать первым, промчать по трассе на полной скорости – вне зависимости от того, что за машина под ним.
За свою сорокалетнюю карьеру уроженец Нора, ныне живущий на юге страны, опробовал всё, до чего смог дотянуться. От Autobianchi A112 Abarth на момент дебюта в 1981-м до Alpine A110 Rally RGT в последнем на сегодня старте – мартовском Rallye Le Touquet – Делекур перепробовал почти всё, что касалось ралли.
И когда с ним связались с предложением протестировать новый Hyndai i20 N Rally1 и его гибридную силовую установку, которую корейский производитель использует в WRC с начала сезона-2022, он не колебался ни секунды: «Супер! Я бы даже сказал – отлично!» – ответил он.
Во вторник 8 марта мы приезжаем в согласованное время в местечко Юрбаш, что в департаменте Вогезы. Победитель ралли Монте-Карло 1994 года, прибывший из Сент-Максима с двумя своими сыновьями, давно ожидает нас на месте. Облаченный в свой синий комбинезон, он в нетерпении ждет, когда сможет сесть за руль 360-сильного монстра, чья мощность на пике достигает 500 л.с. – в те моменты, когда в дело вступает электромотор.
«Очень рад, что сегодня наконец-то попробую лучшее, что на сегодня может быть в ралли. Это исключительные автомобили; езда Невилля и Тянака в Швеции была просто невероятной, наблюдать за ними было одно удовольствие».
Как и бельгийский пилот Hyundai, который выразил свое неудовольствие техническим регламентом сразу после его публикации, Делекур скептически относится к электрификации WRC.
Как и автоспорта в целом.
«Это всё дым, обман, – говорит он со своей обычной откровенностью. – Совершенно нелепая затея; нужно, чтобы люди и дальше продолжали мечтать. На мой взгляд, автоспорт должен оставаться чем-то необычным, маргинальным.
Так что нет, я не сторонник этой гибридной системы в принципе – но всё же постараюсь понять её и адаптировать свою манеру пилотирования к особенностям её работы».
«Боевое крещение», организованное Hyundai Motorsport и её боссом Жюльеном Монсе (присутствующем на месте), делает счастливым и кое-кого еще: справа от Делекура, которому только предстоит укротить незнакомого зверя, поедет Мартейн Видаге, штатный штурман Невилля.
«Очень приятно находиться рядом с такой легендой как Франсуа, – делится фламандец впечатлениями после нескольких проездов на быстром участке дороги. – Мне нравится его манера езды, она довольно специфична. Я на себе прочувствовал всё то, что видел в видеозаписях прошлых лет – и это прекрасно!»
Привлеченный шумом, на обочине стоит старик из близлежащей деревни. Он вспоминает те великие времена: «Когда-то давно он приезжал сюда на тесты Ford Cosworth – перед тем, как поехать на ралли в Эльзас!»
Это было в начале 90-х. Его тогдашний штурман Даниэль Граталу живет в нескольких километрах отсюда, по другую сторону гор.
После нескольких прогревочных проездов бывший пилот Ford, Peugeot и Mitsubishi переваривает первые ощущения от прототипа, послужившего основой для разработки более продвинутых i20 N Rally1, которые в эти выходные будут выступать в Хорватии.
«Управление мягкое и простое, куда менее требовательное к физической форме, чем у прежних машин. Нащупать предел тормозной системы проблематично – настолько она мощная. Шасси просто сумасшедшее, даже удивительно. Чтобы прочувствовать весь потенциал машины, необходимо поработать еще. В каких-то поворотах я переключался на четвертую передачу, тогда как ребята, постоянно выступающие в WRC, безусловно проехали бы там на пятой».
Сияя от счастья, словно маленький ребенок, Делекур возвращается за руль, чтобы проехать еще раз. Комья сухой грязи, летящие из-под колес Hyundai в поворотах, дают понять, что дорожное полотно используется максимально. Еще несколько пробегов, и становится очевидно, что темп ускоряется: ветеран постепенно находит общий язык с машиной.
Полностью электрический режим, используемый на перегонах для поддержания «зеленого» имиджа WRC? Делекур не хочет его пробовать.
Дополнительная мощность, обеспечиваемая гибридной силовой установкой? «Управляться с ней очень сложно, потому что необходимо найти компромисс в торможении, чтобы перезарядить батарею, – говорит он. – Это совсем не та гимнастика, которая мне по нраву. Это уже точный расчет, и я определенно далек от того, чтобы использовать его в полной мере».
«Система очень сложная, и требуется какое-то время, чтобы её освоить, но Франсуа всё сделал как надо и явно получал удовольствие от машины – а это самое главное», – подводит итог Видаге. В эти выходные, на ралли Хорватия в компании Тьерри Невилля, у фламандца будет свежий источник для вдохновения.