Разное

Лёб: может, я пока слишком молод для «Дакара»?

Себастьен Лёб (BRX), тесты в Марокко, 2022
Фото: Kin Marcin / Red Bull Content Pool

Себастьен Лёб по-прежнему не знает, будет ли в следующем сезоне в каком-то виде участвовать чемпионате мира по ралли – но вот ралли Дакар 2023 года ждет с нетерпением.

В этом году шансы француза на долгожданный успех высоки как никогда: так, во всяком случае, чувствует он сам. Впрочем, девятикратный чемпион мира по ралли с опаской поглядывает на Audi – каковыми опасениями и поделился в интервью, опубликованном в еженедельнике AUTOhebdo за несколько дней до старта главного ралли-рейда планеты.

Себ, как для вас выглядит предстоящий «Дакар»?

Себастьен Лёб: Хорошо выглядит. Вылет в Саудовскую Аравию запланирован на 28 декабря, старт гонки – 31 декабря. Когда мы гонялись в Южной Америке, было хорошо, ралли стартовало 6 января. В этом году увеличилась и продолжительность гонки (последний «Дакар» в Южной Америке длился 11 дней и насчитывал 10 этапов, редакция 2023 года насчитывает 14 этапов, растянутых на 16 дней).

Себастьен Лёб и Фабьен Люркен, BRX, ралли Андалусия, 2022
Фото: Kin Marcin / Red Bull Content Pool

В каком настроении едете на гонку?

Себастьен Лёб: Вот это всегда самый сложный для меня вопрос. Я не знаю! Есть ощущение, что мы готовы. Быть может, наш автомобиль не слишком изменился с точки зрения скорости, но вот в плане надежности мы определенно добились прогресса. В прошлом году у нас были кое-какие проблемы. Мы работали над ними в течение года и теперь, похоже, всё в порядке.

А разве последние старты не были идеальными?

Себастьен Лёб: Это правда, но иной раз не обходилось без мелких неполадок. Все эти проблемы были устранены, так что я думаю, что мы с ними больше не столкнемся. Но ты никогда не застрахован от каких-то новых неприятностей. В любом случае, я считаю, что наш автомобиль достаточно хорошо спроектирован, чтобы всё прошло неплохо.

Себастьен Лёб (BRX), тесты в Марокко, 2022
Фото: Kin Marcin / Red Bull Content Pool

Это ваш третий «Дакар» с этой машиной. Полагаете, в этом году она всё же вас порадует?

Себастьен Лёб: Да, третий старт с Prodrive, но мы здесь всего-то три года. Ралли-рейды – это дисциплина, которая много требует от техники, и надежность должна быть безупречной. На этапе в 500 км у вас нет права на малейшую ошибку. Всё должно быть сделано как надо. Я уверен, что ребята хорошо выполнили свою работу, но мы по-прежнему не можем похвастать опытом команд вроде Toyota или Audi, где трудятся люди вроде Свена Квандта, который отдал этой дисциплине много лет. В любом случае, я уверен, что наша команда хорошо подготовилась.

На каком уровне с точки зрения скорости вы находитесь сейчас по сравнению с соперниками?

Себастьен Лёб: Ну, у нас ничего революционного – развитие двигателя «заморожено» в силу требований регламента. Кривая мощности устанавливается FIA, так что здесь у нас то же самое, что и у остальных. Если говорить о шасси, то тут мы прибавили в надежности – но не в скорости, если не считать настроек амортизаторов.

В общем, какой-то существенной разницы нет; с другой стороны, наш автомобиль всегда был стабилен и хорошо сбалансирован... У нас та же кривая мощности, что и у Toyota, тот же поставщик амортизаторов (Reiger), тот же поставщик коробки передач и трансмиссии (SADEV), ну и минимальная масса точно такая же. В общем, разница с Toyota по скорости будет минимальной. А вот что там с Audi – неизвестно.

Себастьен Лёб и Фабьен Люркен, BRX, тесты в Марокко, 2022
Фото: Kin Marcin / Red Bull Content Pool

Их техника будет сильно отличаться от прошлогодней. Может ли это изменить расстановку сил?

Себастьен Лёб: Они сильно изменились, но были очень быстры и в прежней редакции. Зная их сильные стороны и примерный объем вкладываемых средств, я не стал бы волноваться за их надежность. Правил у меня под рукой нет, но, насколько я понимаю, их машина располагает той же мощностью и весит на 100 кг больше. Несмотря на это, я думаю, что опередить их будет очень сложно!

Да, я знаю, что FIA пытается уравнять шансы – вес, мощность... В интересах FIA сделать так, чтобы все три претендента были одинаково конкурентоспособны – это обеспечило бы борьбу на равных. Однако нам придется непросто.

Почему?

Себастьен Лёб: Потому что у них два двигателя внутреннего сгорания и один электромотор. Последний обеспечивает им мгновенный и постоянный крутящий момент, и я полагаю, что это создает существенную разницу на песке.

Нажимая на педаль газа, они немедленно получают в свое распоряжение те мощность и крутящий момент, что им требуются – им не нужно беспокоиться за обороты двигателя. Мы же включаем первую передачу, как-то справляемся с пробуксовкой, потом переходим на вторую, снова боремся с пробуксовкой... а буксуем мы постоянно. На мягком песке их машина проще в управлении и эффективнее наших.

Себастьен Лёб и Фабьен Люркен, BRX, тесты в Марокко, 2022
Фото: Kin Marcin / Red Bull Content Pool

То есть, если уравнять Audi с нами на песке, они сильно отстанут от нас на разбитых дорогах. И наоборот, если они будут наравне с нами на обычной трассе, то в песках они нас вообще уничтожат. Я надеюсь, что FIA найдет какое-то решение, справедливое для всех – но в случае с «Дакаром» это очень непросто.

Как вы оцените сотрудничество с Фабьеном Люркеном по прошествии года?

Себастьен Лёб: Думаю, мы добились большого прогресса. Переход на использование электронных планшетов исключил необходимость заблаговременной работы с легендой. Теперь она загружается в планшет перед стартом этапа. Теперь навигатору приходится импровизировать, что значительно усложняет его задачу. Я нахожу, что Фабьен довольно эффективен и прекрасно понимает свою работу. Как и я: мы отлично сработались.

Перед этапом мы проводим инструктаж, отрабатывая план действий на тот случай, если пропустим контрольную точку. Мы совершенствуем нашу стратегию, основываясь на совместном опыте. В целом выходит неплохо, но очевидно, что Нассер и Бомель (Матье) почти не допускают ошибок. Эти двое действительно хороши! Все эти километры, что они проехали вместе, дают им огромный опыт, который часто позволяет им взять верх в навигации; они справляются с ней почти идеально, тогда как на «Дакаре» очень просто допустить ошибку.

Себастьен Лёб и Фабьен Люркен, BRX, тесты в Марокко, 2022
Фото: Kin Marcin / Red Bull Content Pool

Достаточно ли подробно вы изучили маршрут ралли Дакар, чтобы понимать, есть ли в нем места, которые уже вам знакомы?

Себастьен Лёб: Я не изучал маршрут, но думаю, что есть районы, которые мы уже должны были проезжать прежде... вот только это ничего не меняет.

Если упростить, Саудовская Аравия – это либо большие плато с разбитыми дорогами, либо песчаные дюны. Организаторы не намерены заставлять нас проезжать по одним и тем же секциям, но даже если бы они так поступили, мы бы не помнили эти дороги. В ралли-рейдах хватает погодных явлений и других вещей, потенциально способных изменить ландшафт, так что в конечном счете почти не имеет значения, проезжали ли вы по этим дорогам ранее или нет.

Я знаю, что мы проведем три дня в «Пустой четверти» (пустыня Руб-эль-Хали) в самом низу [Аравийского полуострова], где дюны точно такие же, как те, через которые мы проезжали на ралли Абу-Даби, которое проходит по другую сторону границы.

В своей презентации Давид Кастера объявил, что маршрут будет более сложным, чем в прошлом году. Может ли это сыграть вам на руку?

Себастьен Лёб: Посмотрим, будет ли он сложнее с точки зрения навигации, но они точно не должны этим злоупотреблять – а то мы как-то уже занимались джимханой посреди пустыни в попытках найти псевдоточки...

Себастьен Лёб и Фабьен Люркен, BRX, тесты в Марокко, 2022
Фото: Kin Marcin / Red Bull Content Pool

Как бы то ни было, уверены мы должны быть только в том, что легенда верна на 100%. Исходить нужно из этого. И если в какой-то момент вы заблудились или не нашли контрольную точку, это значит, ошибку допустили именно вы. Весь фокус в том, чтобы вовремя понять, что происходит, чтобы отреагировать и исправить ситуацию как можно быстрее, потеряв полминуты или минуту – вместо двенадцати. И даже если маршрут будет более сложным, то при условии стопроцентно точной легенды я не вижу причин, которые помешали бы нам с ним справиться.

Новый параметр, с которым придется освоиться – это отмена нейтрализации посреди этапа. Раньше мы должны были остановиться на 20 минут. За это время можно было удовлетворить естественные потребности, отдышаться и изучить положение в гонке. Мы видели, кто находится позади, и видели, с каким временем финишировали лидеры. Поскольку в машине мы эту информацию не получаем, нейтрализация позволяла нам разобраться в ситуации и выбрать нужный темп, адаптировавшись под вторую часть этапа. Теперь мы будем проезжать 400 км, не зная, где находимся относительно остальных – и это может нам дорого обойтись, если темп будет недостаточен.

Каков срок вашего контракта с Prodrive?

Себастьен Лёб: Это была трехлетняя программа, и это мой последний год... пока что. Возможно, будут еще какие-то перспективы.

Себастьен Лёб и Фабьен Люркен, BRX, тесты в Марокко, 2022
Фото: Kin Marcin / Red Bull Content Pool

Учитывая сказанное, говорите ли вы себе на старте этого ралли Дакар «Сейчас или никогда!»?

Себастьен Лёб: Нет, не говорю, потому что это я не думаю, что это мой последний шанс. Сами видите, старики постоянно как-то умудряются побеждать! /смеется/ Это дает мне надежду. Будь то Карлос (Сайнс, 60 лет), Петер (Стефан Петерансель, 57 лет) или Нассер (Аль-Аттия, 51 год) – каждый из них старше меня и каждый из них всякий раз борется за победу. Может, я просто слишком молод? Для меня точно не всё потеряно! /смеется/

Подразумевает ли соглашение с Prodrive участие в чемпионате мира по ралли-рейдам?

Себастьен Лёб: Пока не ясно. Такая идея есть, но она не подтверждена. Пока не решено, хочет ли Prodrive ехать чемпионат или нет. Но это один из вариантов.

Всё будет зависеть от результатов «Дакара»?

Себастьен Лёб: Всё будет зависеть сразу от нескольких вещей, включая мои планы на сезон. Мне нравится идея проехать эту серию, потому что теперь она стала чемпионатом мира, и этапы в Южной Америке всегда очень хорошие.

Себастьен Лёб и Фабьен Люркен, BRX, тесты в Марокко, 2022
Фото: Kin Marcin / Red Bull Content Pool

В январе ралли Дакар было омрачено террористическими актами. Есть ли у вас в этой связи какие-то требования к команде или организаторам? Беспокоит ли вас этот момент вообще?

Себастьен Лёб: Нет, я никаких требований не выдвигаю. Думаю, в этом году всё будет немного по-другому. В прошлый раз мы находились в городе за несколько дней до старта и во время дня отдыха – и это уже в прошлом. Теперь мы проведем три недели на бивуаке. Никаких отелей – мы будем жить в нашем маленьком мире, так что потенциально будем находиться вдали от этого всего...

На самом деле я вообще об этом не думаю; организаторы предприняли определенные шаги, чтобы удержать нас в парке в Богом забытом месте, и я думаю, что в таких условиях проще обеспечить безопасность. /после паузы/ А ведь как хорошо было в Южной Америке! И маршрут интереснее, и общая атмосфера очень крутая – с большим количеством людей в городах, как было в Перу, где мы ехали 15 км вдоль стены болельщиков...

А в Саудовской Аравии такого нет?

Себастьен Лёб: Вообще никого. Три верблюда и только! /смеется/

RallyZone.ru в Telegram